![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Персональные эффекты социальных напряжений. Стрессы и фрустрации
Социальное напряжение - состояние группы, общности или общества: - характеризующееся назреванием конфликтов и дезинтеграции; и - выражающееся в различных формах социального недовольства и протеста, но не достигшее стадии институционального конфликта. Социальное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Последствия социального напряжения весьма противоречивы. Они, с одной стороны, могут привести к положительным сдвигам в обществе (разрешение проблемы). С другой, вызвать негативные эффекты (уход человека с места работы). Стресс - это эмоциональное напряжение, нагрузка на психику, которые испытывает человек в результате внешних воздействий. Фрустрация— психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Фрустрация-это психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. Реакцией на состояние фрустрации могут быть следующие основные типы “замещающих” действий: “уход” от реальной ситуации в область фантазий, грёз, мечтаний, т. е. переход к действию в своеобразном “магическом” мире; возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо задерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева; общий “регресс” поведения, т. е. переход к более лёгким и примитивным способам действия, частая смена занятий и др. Лидерство и авторитет. Руководство и подчинение. Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально- психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Авторитет, в широком смысле — общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (А. родителей, врачей и т. д.); в более узком значении — одна из форм осуществления власти. Авторитет выражается в способности лица или группы лиц (носители А.) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование А. связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что связано со сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителей А. При этом предполагается способность носителя А. в принципе обосновать свои требования. Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности. Руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью. В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть. Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
![]() |