![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Личность и организация. Структура межличностных отношений в малой группе. Выборы и статус. Социометрия
Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества. Достичь данной цели можно различными путями. Первый - подбор людей с необходимыми качествами. Второй - организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, цели, которые он преследует, настроение, а также влиянием условий формирования индивидуальной деятельности — особенностями окружающей его среды, условия, в которых находится и другие факторы. Внутренние (субъективные) факторы Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.). Любая личность характеризуется: ♦ общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.); ♦ подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков); ♦ направленностью (ориентированностью социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов — интересов, стремлений, идеалов, убеждений); ♦ определенным складом характера; ♦ биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом). Основными движущими факторами поведения человека можно назвать следующие: мотивацию, восприятие, критериальную основу. В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него. Восприятие — процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Субъективный характер восприятия приводит к полному или частичному искажению или потере информации и возникновению субъективной реакции на воспринимаемый объект. К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. Критериальная база любого человека складывается из следующих элементов: ≈ расположение к людям, событиям, процессам. Наиболее важными для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе являются три типа расположения — удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации; ≈ ценности, разделяемые человеком; ≈ верования, которых придерживается человек; ≈ принципы, которым человек следует в своем поведении. В ценностных ориентациях большую роль играют групповые нормы, или правила, принципы, принятые в коллективе. Это, например: ♦ гордость за свою организацию; получение нормальной прибыли; ♦ коллективный труд в данной группе; приверженность к нововведениям. Ценностные ориентации личности связаны с ее притязаниями, т.е. со стремлением человека занять в данном коллективе определенное место, должность или выполнять какую-то роль. В таких случаях менеджер, от которого зависит удовлетворение данных притязаний, должен учитывать многие факторы, начиная с общественного мнения коллектива, профессиональной подготовленности и квалификации претендента и до возможных перспектив для других сотрудников и пользы от предстоящих перемен для руководимого им предприятия. Ценностные ориентации и уровень притязания личности во многом определяют положение человека в организации, его ролевое поведение. В числе внешних факторов влияющих на поведение работника организации можно выделить: личный круг общения, включающий эмоциональные связи, и служебный, определяемый должностными обязанностями. Статус— положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением. Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Социометрия - отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.
![]() |