Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Техники усиления адаптивного поведения 2 часть



Тайм-аут хотя и является неприятным методом для участника, однако он не вызывает страха и тенденции к избеганию этого метода, как аверзивные техники.

Тайм-аут - это полезная методика в школе и других учреждениях воспитательного характера, когда нет времени для использования других процедур. Он может использоваться как при работе с детьми, так и

 

 

138 Глава 7

 

взрослыми, как с психически здоровыми, так и с психически больными. Тайм-аут показал себя эффективным методом работы с девиантным поведением, прежде всего с агрессивным, деструктивным поведением, направленным на других и на самого себя. В общем, можно говорить, что тайм-аут - это недостаточно часто используемый метод, а если и используемый, то не всегда правильно.

Основные рекомендации по использованию тайм-аута. Используйте тайм-аут в комбинации с позитивным подкреплением, желательно несовместимым с угашаемым поведением.

Место изоляции, используемой для тайм-аута, не должно давать пациенту возможности заниматься в нем интересной и отвлекающей работой, деятельностью. Наоборот, место, где может проявляться желательное поведение, должно быть максимально привлекательным для пациента, обстановка должна обеспечивать возможность получения быстрых подкреплений за проявление желательного поведения.

Время тайм-аута для работы с детьми не должно превышать 5-20 минут. Большие промежутки времени сокращают время для проявления адаптивного поведения и тем самым снижают возможности обучаться такому поведению. Целесообразно начинать тайм-аут с меньших промежутков времени и только потом переходить к большим. Противоположная тактика нежелательна.

Время и расстояние, отделяющее клиента после совершения им нежелательного поведения, от помещения его в место изоляции (тайм-аута) должно быть минимальным (небольшим).

Если возможно, отслеживайте, что ребенок делает в ситуации тайм-аута, не развлекается ли он там, не получает ли других удовольствий.

Перевод в ситуацию тайм-аута должен по возможности носить нейтральный характер. Необходимо помнить, что, проявляя позитивное внимание или на-

 

 

Техники, работающие с последствиями 139

 

оборот - агрессию, негодование в момент помещения или удаления из места тайм-аута, мы можем подкрепить нежелательное поведение.

До начала применения тайм-аута используйте вербальные и невербальные сигналы предупреждения.

Они могут стать сигналами для торможения нежелательного поведения.

Никогда не используйте тайм-аут в ситуациях, которые неприятны для индивида. Иначе он может использовать тайм-аут, чтобы избавить себя от этой ситуации и в последующем усилит проявление неадекватного поведения, чтобы спровоцировать тайм- аут.

Пример использования тайм-аута для угашения агрессивного асоциального поведения у делинквентных подростков (13-15 лет), находящихся в загородном специальном учреждении [Tyler, Brown, 1967].

После определения цели терапии (прекращение драк во время игр, нарушения правил игры), подросткам было объявлено, что за такие нарушения они будут наказываться помещением в изолированную комнату. Эта комната размерами 1,5 м на 3 м не имела окон, в ней находился только один стул. Располагалась она почти рядом с помещением для игр. Перевод в нее занимал несколько десятков секунд, осуществлялся помощниками терапевта максимально нейтральным путем, после краткого объявления: «Ты нарушил условия». Никаких других комментариев, оценок действиям подростка не давалось. Использование тайм- аута привело к быстрому и устойчивому угасанию асоциального поведения у подростков.

Методика оценки ответа

Методика «оценка ответа» - методика, которая использует лишение клиента каких-либо ценностей за совершенное нежелательное поведение. Она может

 

140 Глава 7

 

быть названа методикой штрафов. Этот прием используется постоянно при воспитании детей. Когда ребенок ведет себя неадекватно, его лишают какой-либо значимой вещи или активности (просмотра телепередач, общения с друзьями, чего-то вкусного и т. д.

Если утрачиваемая ценность очень значительна, то частота неадекватного поведения, приведшего к утрате, быстро убывает. Для того чтобы метод работал, не должны использоваться одни и те же ценности.

Скиннер - пионер поведенческих техник, работающих с последствиями, описал использование приема, которое обозначил «Воскресная коробка», чтобы уменьшить небрежное поведение членов семьи, которые постоянно забывали вещи в палисаднике у собственного дома. Прием состоял в следующем: когда находилась забытая вещь, она помещалась в коробку и владелец этой вещи не мог взять ее до следующего воскресенья. Прием оказался очень эффективным в формировании качеств аккуратности у членов семьи.

Во многих случаях угроза потенциальной утраты ценности оказывается достаточной, чтобы уменьшить дезадаптивное поведение.

Некоторые варианты процедуры оценки ответа строятся таким образом, что клиент отдает терапевту ряд ценных вещей и заключает с ним контракт, согласно которому он не будет проявлять неадекватного поведения в течение оговоренного времени. В случае нарушения контракта эти вещи поступают в полное распоряжение терапевта, который обычно отдает их в благотворительные организации. Ценные вещи могут быть самыми разными (книги, аудиокассеты, видеокассеты, авторучки, украшения и т. д.). Когда оставленные у терапевта ценности значительны, клиент редко нарушает условия контракта. В таких случаях адекватное поведение клиента негативно подкрепляется: он успешно избегает отрицательных последствий (утраты ценных вещей).

 

 

Техники, работающие с последствиями 141

 

Методика оценки ответа редко используется изолированно, в большинстве случаев она комбинируется с позитивным подкреплением, реже с приемом тайм-аута и с использованием аверзивного стимула.

Методика оценки ответа не вызывает нежелательных побочных эффектов, таких как наказание. Угашенное с помощью этого метода поведение в отличие от наказания значительно реже возобновляется.

Рекомендации по использованию методики «оценка ответа». Используйте методику «оценка ответа» в комбинации с позитивным подкреплением желательного поведения. Прежде чем начинать использовать данный прием, необходимо оценить, действительно ли предложенные ценности являются подлинными ценностями для клиента. Они должны быть настоящими подкрепителями, если остаются у индивида.

Он должен быть готов вновь их заработать, прилагая значительные усилия.

Все программы должны быть составлены так, чтобы утраченные ценности не могли быть легко и быстро возмещены.

«Штраф» должен быть реалистичным, ни слишком чрезмерным, когда за одно неадекватное действие клиент лишается всех отданных ценностей, ни слишком малым, настолько малым, что пациент не чувствует сожаления по поводу утраты. «Штраф» должен применяться сразу же.

Пример. Boudin (1972) использовал конкретную систему оценки ответа больной, злоупотреблявшей амфетамином в течение трех лет. Больная была студенткой-негритянкой. Для добывания денег она прибегала ко лжи, воровству. Программа лечения включала аверзивные техники, методику контроля стимула и кроме этого методику оценки ответа. Согласно контракту, больная отдала врачу сумму в 500 долларов (весь свой капитал). Она подписала десять чеков на 50 долларов каждый и передала их терапевту. Нужна была только вторая подпись терапевта, чтобы они стали действитель-

 

 

142 Глава 7

 

ными к оплате. Согласно контракту, в случае возобновления одного приема лекарства или подозрений у психотерапевта о наличии такого приема изымался один чек. В ходе терапии, продолжавшейся три месяца, был использован только один чек.

 

Насыщение

 

Насыщение - методика, состоящая в том, что человек получает чрезмерное количество подкрепителей (прежде всего материальных вещей или активностей) с целью уменьшения нежелательного поведения.

Методика насыщения основана на следующем явлении. Положительное подкрепление теряет свою силу, если продолжается очень долго, предлагается в чрезмерных количествах, а тем более активно навязывается человеку.

Можно выделить вариант методики насыщения, при которой используется насыщение ответом. При этом пациенту прелагается не бороться с нежелательным поведением (поведением-мишенью), а, наоборот, выполнять его, и не только выполнять, но выполнять при малейшем позыве и более того - преувеличенным образом. При другом варианте методики используется насыщение стимулом. В этом случае пациент получает избыток подкрепляющих стимулов (вещей или легкий доступ к привлекательной активности).

В ряде случаев бывает невозможно четко определить, применяется ли насыщение ответом или стимулом.

Примером такой методики является техника «быстрое курение», используемая для угашения тяги к курению. В присутствии терапевта и под его контролем пациенту предлагается курить свои привычные сигареты, делать затяжки обычной глубины, но со стабильным интервалом в 6 секунд, и продолжать курить с такой частотой, пока он не сможет сделать

 

 

Техники, работающие с последствиями 143

 

хотя бы еще одну затяжку. Понятно, что эта методика не должна применяться с клиентами, имеющими сердечную или сосудистую патологию.

Методика насыщения используется редко, как правило только тогда, когда другие процедуры оказались неэффективными.

Использование аверзивных

Последствий

В отличие от методик замещения, использующих аверзивные стимулы для разрыва ассоциации между запускающим стимулом и определенным поведением, при данной методике аверзивные стимулы используются как последствия, которые не позволяют закрепить это поведение. Поэтому хотя в качестве аверзивного стимула могут использоваться одни и те же физические объекты, в зависимости от построения методики как методики замещения или как методики, работающей с последствиями, будут использоваться разные подходы к построению самой процедуры. Аверзивные методики, работающие с последствиями, основаны на модели оперантного обусловливания, в то время как аверзивные методики замещения - на модели классического обусловливания.

Основные принципы применения аверзивных последствий сформулированы на основе обобщения клинического опыта их использования, а также выводов, сделанных на основе экспериментальных исследований, проведенных на человеке и животных по моделированию влияния аверзивных последствий на поведение.

1. Для угашения определенного нежелательного поведения аверзивные последствия должны применяться сразу же вслед за совершением этого поведенческого акта. Чем ближе по времени к этому акту вклю-

 

144 Глава 7

 

чается аверзивное подкрепление, тем оно эффективнее, тем больше вероятность возникновения стойкой ассоциации между этим поведенческим актом и негативными последствиями. Оптимальный временной интервал для применения аверзивного подкрепления обычно исчисляется секундами. Если применение аверзивного стимула откладывается, его эффективность начинает быстро снижаться. Примером такого длительно отставленного эффекта наказания, выражающегося в негативных последствиях в виде хронических заболеваний, является курение. При нем эффект удовлетворения наступает сразу же, в то время как негативные последствия не ощущаются долгое время.

2. Аверзивные последствия должны применяться постоянно, как только психотерапевтом регистрируется дезадаптивныи тип поведения (мишень терапии). Это правило надо жестко проводить в жизнь, насколько это позволяют реальные обстоятельства, то есть наказание (появление аверзивных последствий) должно быть неизбежно, если совершен определенный поведенческий акт. Для сравнения целесообразно вспомнить, что при использовании подкрепления для выработки адаптивного поведения мы начинаем работу со схемы с постоянным подкреплением, когда обязательно подкрепляется каждый желательный поведенческий акт, потом переходим на схему с вариабельным подкреплением, когда подкрепляются уже отдельные (а не каждый) поведенческие акты. При использовании аверзивных последствий все время сохраняется схема с постоянным подкреплением. Переход на другую схему противопоказан.

3. Аверзивные последствия должны сохранять свою значимость негативного стимула на протяжении всего курса терапии. Сила их должна быть такова, чтобы не возникло привыкания. Поэтому для конкретного индивида должна находиться достаточная минимальная сила аверзивного последствия, чтобы она сохраняла свое значение в течение всего периода лечения. Если

 

 

Техники, работающие с последствиями 145

 

стимул теряет свое аверзивное значение, нужно проводить коррекцию в плане увеличения его интенсивности.

4. Аверзивные последствия должны быть привязаны к узко специфическому угашаемому стереотипу поведения. Не должно создаваться ненужной генерализации их на более широкие поведенческие акты (ассоциация не с едой вообще, а с перееданием высококалорийной пищи, не с вообще агрессивным поведением, а с деструктивным поведением, направленным на других или младших, и т. д.) Таким образом, при использовании аверзивных последствий поведение-мишень должно быть определено очень точно и узко.

5. На когнитивном уровне клиент должен осознавать связь между совершенным поведением (поведением-мишенью) и примененным аверзивным последствием. Для этого ему должна даваться прямая информация о наличие такой связи. На протяжении всей терапии эта информация должна повторяться.

6. Применение аверзивных последствий одновременно не должно сопровождаться каким-либо подкреплением. Тактика психотерапевта не должна быть похожей на тактику «хорошего» воспитания, часто демонстрируемую родителями, когда ребенка наказывают шлепком за проявленное непослушание (совершение неадекватного поведенческого акта), а потом тут же следуют утешения, поцелуи со словами: «Ну не плачь, ты мой самый любимый!» Подкрепители, поддерживающие неадекватное угашаемое поведение, должны быть удалены из окружения пациента.

7. Целесообразно предварять начало применения аверзивного последствия каким-либо предупреждающим сигналом. При работе с детьми это может быть краткая фраза, слово: нельзя; нельзя так делать, и др., или определенный жест (угрожающий палец, и др.).

Со временем такой предупреждающий сигнал сам может приобрести значение аверзивного стимула и приводить к уменьшению поведения-мишени до того,

 

 

146 Глава 7

 

как будет использован собственно аверзивный стимул.

8. Поскольку стратегия выработки и усиления адаптивного поведения, несовместимого с дезадаптивным поведением, является наилучшей стратегией, она должна использоваться наряду с продолжающимся применением аверзивных последствий для угашения нежелательного поведения.

Методики, использующие оперантную модель, основаны на принципе успешного решения задачи, избавляющей пациентов от неприятных стимулов, например электрического разряда. Так, при лечении больного с треморной формой писчего спазма, пациент осваивает задачу попадания металлической палочкой в центры отверстий все уменьшающегося диаметра, прорезанных в металлической пластинке, не прикасаясь к краям этих отверстий. Точное попадание в эти отверстия избавляет его от электрического разряда. Сохранение сильного тремора ведет к прикосновению к краям отверстий и замыканию электрической цепи. Пациент при этом получает удар электрическим током. Если трафарет выбран правильно, так чтобы пациент, сконцентрировавшись на решении задачи, избавил себя от ударов электрическим током, то к концу сеанса это и происходит. В процессе последующих тренировок задача все более усложняется, предлагаются трафареты с размерами отверстий все меньшего диаметра. Проходя такой тренинг решения конкретной задачи, пациент параллельно обучается расслаблять нужные группы мышц и избавляется от тремора. Процедура проходит успешно тогда, когда не превышается оценка возможностей пациента и к концу сеанса пациент полностью избавляет себя от воздействия аверзивного стимула. Понятно, это требует достаточно высокой мотивации к излечению, сознательного решения пройти данный курс лечения.

При спастической форме писчего спазма пациент пользуется специальной авторучкой, излишнее дав-

 

Техники, работающие с последствиями 147

 

ление на которую приводит к замыканию электрической цепи и, следовательно, наказанию.

Практически для каждого симптома при изобретательности врача можно создать методику, основанную на принципе решения задачи с целью предупреждения воздействия аверзивного стимула.

В качестве примера можно привести больную, страдавшую истерическим параличом ног и потерей чувствительности на ногах. На ноги и два пальца руки ее помещались электроды: на пальцы руки электроды, через которые больная могла получать болезненный электрический разряд, а на ноги - электроды, посредством которых больная получала слабую электростимуляцию, улавливаемую при сохранной чувствительности и не носящую болезненного характера. Больной давалась инструкция: если вы почувствуете от электродов на ногах какие-то ощущения, нажмите на выключатель, иначе через 5 секунд последует сильный болезненный электрический разряд в пальцы руки.

Больная должна была решить задачу по различению слабого стимула, непроизвольно снижая болевой порог чувствительности. Во время первой процедуры у больной не отмечалось никаких реакций избегания и она получила несколько болезненных электрических ударов. Во время второй процедуры у больной после первого болезненного электрического разряда появились вегетативные реакции и даже рвота. Процедура поэтому была прекращена. На третьей процедуре больная два раза подряд нажала на кнопку выключателя, вовремя предупреждая подачу болезненного электрического разряда, и отметила при этом, что у нее появилась чувствительность в ногах. Одновременно у нее появились произвольные движения в ногах, и пациентка самостоятельно пошла в палату. В последующем у нее не отмечалось рецидива симптоматики и через несколько дней она была выписана.

Итак, выполняя все указанные условия адекватного применения этой техники, можно достигать по-

 

148 Глава 7

 

давления нежелательного поведения, однако такое подавление является временным. Как только исчезнет потенциальная угроза подавления аверзивного стимула, угашаемое дезадаптивное поведение может восстановиться. Поэтому длительного результата угашения такого поведения удается достигать только тогда, когда одновременно вырабатывается и укрепляется с помощью подкрепления другое поведение, несовместимое с угашаемым.

Еще один способ поддержания стойкости достигнутых результатов - перевод процесса терапии в естественное окружение человека и использование реальных житейских аверзивных последствий, насколько это возможно. Это предполагает соучастие близких людей в программе терапии. Тогда, например, близкие, друзья должны прекратить контакты с возобновившим употребление алкоголя клиентом и т. д.

Техники, использующие аверзивные последствия, могут иметь побочные эффекты. Применение аверзивных последствий может усилить неустойчивость и агрессивность клиентов, которая часто переадресовывается другим. Возможна генерализация испытываемых в процессе терапии негативных эмоций на другие сходные ситуации или людей (на саму ситуацию врачебного кабинета, на все действия терапевта и даже на приобретаемое новое адаптивное поведение). Самым лучшим путем преодоления таких сверхгенерализаций является предоставление клиенту ясного понимания связи между применяемым аверзивным стимулом и совершаемым дезадаптивным поведенческим актом. Кроме того, терапевт должен быть источником и позитивных подкреплений.

В целом при использовании аверзивных последствий пациенты часто прекращают курс лечения.

 

Глава 8

МОДЕЛИРУЮЩАЯ

ТЕРАПИЯ

 

Основные понятия и техники моделирующей терапии

Моделирующие техники основаны на феномене научения через наблюдение. Под термином «научение» с помощью наблюдения понимают приобретение или какое-либо изменение поведения человека, достигаемое за счет наблюдения за поведением другого лица.

Значительная часть приобретаемой человеком информации осуществляется через наблюдение. Эта форма научения настолько распространена в нашей жизни, что мы даже не отдаем себе отчета в этом. Только присутствуя в ситуации, имея возможность видеть действия другого, человек на подсознательном уровне усваивает ряд новых поведенческих схем, которые потом могут быть легко активированы в соответствующих обстоятельствах.

Научение с помощью наблюдения использовалось в преподавании. Модель, эталон, образец и раньше демонстрировались для ускорения обучения. Однако только в последние десятилетия эта форма научения была подвергнута научному исследованию. Побочным результатом этих исследований стали специальные техники, которые используют принципы и процедуры моделирования, а раздел поведенческой терапии, который целенаправленно и систематически использует их, получил название моделирующей терапии.

 

 

152 Глава 8

 

Основными понятиями моделирующей терапии являются понятия моделирования и имитации.

Термин «модель» означает конкретного человека, который демонстрирует определенное поведение, воспринимаемое наблюдателем. При этом модель может реально присутствовать в момент наблюдения, но может наблюдаться и не прямо. Термин «живая модель» используется для обозначения реальной модели. Термин «символическая модель» применяется для обозначения непрямого наблюдения модели, которая представлена каким-либо заместителем (например, с помощью кино, телевидения, видеозаписей, устного или письменного описания эталона). К разряду символической модели может быть отнесено и представление поведения модели с помощью воображения самим наблюдателем.

Наблюдение модели не всегда приводит к тому, что наблюдатель будет подражать модели. Произойдет это или нет, зависит от нескольких факторов. Самый важный фактор - это степень запечатления в памяти человека стереотипов поведения модели. Соответствие модели установкам наблюдателя - еще один важный фактор. Последствия, возникшие в результате определенного поведения модели, - также существенный фактор усвоения модели. Наблюдение за результатами поведения другого может воздействовать на наблюдателя так, как будто являются результатом его собственного поведения.

Имитация означает копирование поведения модели. Иногда имитация сводится к точному подражанию поведению модели, но гораздо чаще оно ограничивается копированием только каких-то важных параметров этого поведения.

Модель оказывает следующие воздействия на наблюдателя.

1. Модель выполняет функцию научения, давая наблюдателю эталон нового стереотипа поведения,

 

Моделирующая терапия 153

 

который отсутствовал в поведенческом репертуаре наблюдателя. Самые сложные формы поведения могут быть приобретены с помощью научения через наблюдение модели.

2. Модель часто выполняет функцию запускающего стимула, который побуждает человека начать определенное поведение, которое уже имелось у него в репертуаре. Многие формы социально конформного поведения можно понять, отдельно выделив эту функцию модели (например, зевание, аплодирование и другие формы индуцированного поведения, запускающиеся примером других).

3. Модель может выполнять растормаживающую функцию, облегчая выполнение поведения, которое имелось в репертуаре человека, однако не проявлялось из-за тревоги или боязни негативных последствий. Когда мы видим, как другой человек свободно, без всяких негативных последствий выполняет определенные поступки, которые считались нами опасными, мы часто освобождаемся от «блоков» и готовы подражать модели. Пример такой функции модели - освобождение ребенка от страха выйти в круг, если перед этим несколько детей уже совершили требуемое действие.

4. Еще одна функция модели состоит, наоборот, в торможении определенного поведения, которое имеется. Эта функция реализуется через наблюдение негативных последствий специфического поведения модели.

Каждая из четырех указанных функций может использоваться терапевтически.

Приобретение адаптивного поведения, ускорение обучения такому поведению - важная задача, решаемая с помощью моделирования.

Модель - чрезвычайно эффективное средство обучения. Не зря говорится: наглядный пример стоит тысячи слов.

 

 

154 Глава 8

 

Эффективность модели может быть лучше выявлена путем сравнения ее с процедурой подкрепления, которая, как уже указывалось, тоже предназначена для формирования и укрепления нового адаптивного поведения. Процедуры подкрепления предполагают, что вначале должен быть совершен определенный поведенческий акт, и только потом используется подкрепление. Итак, подкрепления самого по себе недостаточно, чтобы возникло новое поведение, никогда не имевшееся в репертуаре у человека. Требуется побуждение, сопровождаемое предъявлением модели (живой модели или символической модели в виде словесного описания желательного поведения). Следовательно, моделирование все равно неявным образом включается в технику подкрепления для решения задачи выработки нового стереотипа поведения.

Самая распространенная техника моделирования, направленная на решение этой задачи, - репетиция поведения. Репетиция поведения - это методика, при которой используется ролевая игра. Наряду с основной задачей помочь клиенту выработать новые адаптивные формы поведения, эта техника может решать и диагностические задачи. Она позволяет понять, как пациент решает проблемные ситуации. По сути, диагностический этап при использовании этой техники всегда должен присутствовать.

При использовании процедуры репетиции поведения для целей диагностики клиенту предлагается проиграть типичным образом свое взаимодействие в проблемной ситуации, после чего решается, какие формы поведения нуждаются в усилении, какие новые формы необходимо освоить заново.

При репетиции поведения, имеющей целью приобретение новых адаптивных стереотипов, терапевт сначала предлагает модель, затем клиент подражает модели, затем терапевт оценивает сильные стороны исполнения и далее используется процедура форми-

 

Моделирующая терапия 155

 

рования (постепенного приближения, как правило, малыми шагами, к желаемой модели).

Репетиция поведения дает возможность клиенту выполнять эталонное поведение в неугрожающей ситуации без боязни негативных последствий. Потом клиент переносит репетицию поведения в реальную жизнь, он получает домашние задания нарастающей сложности. При репетиции поведения терапевт подкрепляет сам факт выполнения определенного поведения, а не результат его. Пациент также должен осознать, что результат часто зависит от многих причин, которые находятся вне контроля пациента. Например, пациент производит репетицию поведения установления контакта с противоположным полом и результат такого поведения - согласие партнерши продолжить встречи - зависит от ряда причин, часто лежащих вне сферы контроля со стороны пациента (например, дефицита времени у партнерши), поэтому неустановление контакта может быть результатом совсем других причин, а не поведения клиента.

Поскольку последствия поведения модели влияют на наблюдателя не прямо, они получили название викарные последствия. Термин «викарное подкрепление» используется для обозначения тех последствий, которые увеличивают вероятность имитируемого поведения. Термин «викарное аверзивное подкрепление» используется для обозначения тех последствий, которые уменьшают вероятность имитируемого поведения.

Усиление поведения, уже имеющегося в репертуаре, но слабо представленного в реальном поведении, - еще одна важная задача, которая может быть решена с помощью моделирующих техник.

Проблемы таких пациентов сводятся к дефициту соответствующего поведения. При этом человек знает, как выполняется требуемое поведение, но выполняет его очень редко, очень слабо, слишком короткое время или не вовремя. Все это приводит к тому, что

 

156 Глава 8

 

поведенческая реакция человека является неадекватной задаче, вытекающей из ситуации, и потому не приводит к успеху.

Одним из подходов к решению таких проблем является использование моделирования, чтобы выявить и предоставить пациенту самому использовать стимулы, запускающие определенное желательное поведение. Например, легче читать в библиотеке, где другие делают то же самое, чем в парке на скамейке или на пляже. Моделирование, демонстрация нескольких вариантов поведения помогает легче обнаружить такие запускающие стимулы. При этом важно не навязывать демонстрируемую модель, предоставлять клиенту самому сделать выбор. Особенно это замечание значимо при работе с детьми для решения этой задачи.

Усиления определенного желательного поведения иногда можно достичь с помощью растормаживания такого поведения. Часто человек способен выполнять определенное поведение, но не проявляет его из-за возникающей тревоги/ страха и других негативных эмоций. Как правило, это связано с прошлым опытом, когда совершенное поведение было подкреплено аверзивными последствиями. В последующем, из-за ожидания таких последствий, это поведение было заторможено. Например, человек боится плавать из-за негативного опыта в прошлом, который может быть совершенно забыт. В последующем он избегает воды, плавания. И само избегание воды становится подкрепляющим условием поведения избегания, страха перед плаванием. Поскольку он никогда не был в воде,



Просмотров 1443

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!