Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Техники усиления адаптивного поведения 3 часть



то и не имел возможности протестировать реальность своих опасений, реальность ситуации, состоящей в том, что вода не всегда опасна, а люди не обязательно тонут, тем более если обучаются плавать. Если бы пациент был погружен в реальную избегаемую ситуацию и убедился, что не произошло никаких ужас-

 

 

Моделирующая терапия 157

 

ных последствий, то его страх бы исчез. Но такой пациент никогда не позволяет себе столкнуться с реальной ситуацией. На этом принципе постоянного столкновения с вызывающей страх ситуацией работает систематическая десенситизация в воображении.

Моделирующая терапия страхов использует викарное угашение. Клиент наблюдает другого в угрожающей ситуации. Поскольку он видит, что ничего особенного, а тем более страшного не происходит с моделью (другим человеком), его собственные страхи получают тенденцию к уменьшению.

Обучение базисным навыкам

Моделирование является высокоэффективной техникой обучения адаптивным вариантам интерперсонального поведения.

Моделирование в комбинации с подкреплением - результативная методика обучения новым социальным навыкам.

Современная теория научения утверждает, что при научении с помощью наблюдения имитация является не врожденным, а приобретенным навыком. И часто дефицит способности к имитации является причиной неспособности сформировать новые социальные навыки. Поэтому с некоторыми детьми, воспитывавшимися в условиях социальной депривации, необходимо проводить обучение общей имитации - базисному социальному навыку подражать поведению других. На основе этого базисного навыка потом легче могут быть сформированы специфические, частные и социальные навыки.

Обучение имитации проводится с помощью техник побуждения и шейпинга. Осваиваются сначала очень простые социальные навыки, которые сами по себе не

 

158 Глава 8

 

дают больших выгод пациенту, например, ребенка учат прямо держать голову, прямо смотреть на собеседника и т. д. При этом модель сначала демонстрирует желательное поведение, потом побуждают ребенка (говорят: «Держи прямо голову»), подкрепляют малые шаги в успешном продвижении к эталону, пока не будет достигнуто выполнение желательного поведения. Затем выбирается следующий простой социальный навык.

Похожая процедура повторяется с ним, а потом с другими простыми интерперсональными социальными навыками, пока не будет приобретен общий социальный навык - навык имитации модели.

Кроме вышеуказанных процедур могут использоваться другие технические приемы:

- наблюдение живой модели;

- наблюдение символической модели (картинки, фильмы, рассказы);

- живая модель и викарное подкрепление;

- живая модель и репетиция подкрепления;

- участвующее моделирование (при такой форме клиент сопровождает живую модель в реальных ситуациях, и когда клиент пытается имитировать определенное поведение, модель находится рядом);

- моделирование и репетиция поведения в реальной жизни;

- репетиция поведения в реальной жизни в присутствии наблюдателя.

Важным фактором, который увеличивает эффективность имитации, является сходство модели с наблюдателем. Чем оно больше, тем более вероятно, что наблюдатель будет имитировать модель успешно.

В этом смысле самомоделирование обладает наибольшей близостью к пациенту. Поэтому видеозапись успешных моментов поведения пациента и последующая демонстрация ему этих моментов являются достаточно эффективными приемами ускорения обучению новому поведению.

 

Моделирующая терапия 159

 

Тренинг уверенности

(история вопроса, различные варианты)

 

Из многих программ, которые могут быть реализованы в рамках моделирующих техник, нами выбран тренинг уверенности (далее, как синонимы, будут использоваться термины «ассертивный тренинг», «тренинг самоутверждающего поведения»), чтобы на примере построения этой программы показать, как можно создавать другие программы, преследующие самые разные цели.

Кроме того, тренинг уверенности является актуальной проблемой для значительной части клиентов.

Освоив его, терапевт значительно расширяет арсенал своих возможностей.

Предваряя последующее изложение, сразу необходимо отметить, что разные программы ассертивного тренинга включают и когнитивное переконструирование, и поэтому относятся к когнитивно-поведенческому направлению.

Уверенным (ассертивным, самоутверждающим) поведением может быть названо такое поведение, при котором человек добивается реализации своих прав, не нарушая законных прав других.

Приведем примеры уверенного поведения. В малой группе трудового коллектива, где все, кроме руководителя, имеют равные права, один из членов требует себе особых преимуществ, но вы не позволяете ему добиться их. В другой малой группе все единогласно дают негативную оценку поведения кого-то, вы не согласны с ней и высказываете ее. Ваш друг настойчиво просит у Вас взаймы деньги и обещает отдать их вовремя. У вас свои планы относительно их, вы отказываете ему. Решить вопрос о том, прояв-

 

160 Глава 8

 

лено ли было кем-то уверенное поведение или нет, можно только рассмотрев весь контекст ситуации.

Ассертивное поведение всегда специфично для конкретной ситуации. Поэтому этот термин может использоваться только применительно к поведению в конкретном окружении.

Уверенное поведение не тождественно понятию адаптивное поведение. Это частично совпадающие по объему понятия. Оно может быть как адаптивным, так и дезадаптивным.

Если рассматривать поведение человека по параметру уверенного поведения, то оно может быть представлено в виде континуума: неуверенное (пассивное) поведение - уверенное поведение - агрессивное поведение. Сравнив два полюса этого континуума, можно понять лучше, чем характеризуется ассертивное поведение. Агрессивное поведение игнорирует позиции и права других. Используя его, человек достигает своей цели, подавляя права других, часто используя соответствующие средства. При неуверенном поведении индивид часто отказывается от собственных целей в ущерб себе, фактически попирает собственные права, гипертрофируя права другого. Уверенное поведение - это поведение, при котором цель достигается активно, однако не нарушая прав других. Это поведение, при котором достигается взаимный баланс интересов, используются средства, которые помогают достижению взаимоприемлемого решения.

Автором тренинга самоутверждения считается Э. Сэлтер (A. Salter). В своей книге «Conditioned Reflex Therapy», используя основные понятия теории Павлова, прежде всего возбуждение и торможение, автор распространил их на область поведения. Сэлтер предложил программу работы с пациентами, имеющими дефицит спонтанности в выражении чувств, проблемы в реализации своих желаний, поэтому часто страдающи-

 

Моделирующая терапия 161

 

ми чувством неполноценности, и обычно демонстрирующих достаточно ригидный репертуар стереотипов поведения. Сэлтер считал, что у индивидов, не уверенных в себе, тормозимость возникает в процессе научения, когда их наказывают за нежелательное с точки зрения окружающих поведение. Его программа экспрессивного тренинга включала несколько последовательно решаемых задач.

1. Обучение внешнему выражению чувств, особенно связанных с интерперсональными взаимодействиями.

2. Обучение согласованности выражения в мимике и пантомиме.

3. Закрепление новых стереотипов поведения с получением дифференцированной информации (обратной связи) от окружающих.

4. Сознательное использование местоимения «Я» клиентом при выражении им собственной позиции и своих желаний.

5. Приобретение способности к спонтанности и гибкости в поведении в реальной жизни.

6. Обучение использованию одобрения и похвалы, использование самопохвалы.

Программа, предложенная Сэлтером, начала реализовываться почти через 10 лет после дополнительного импульса, связанного с работами Вольпе (J. Wolpe) о систематической десенситизации.

С точки зрения Вольпе, причиной неуверенности индивида является социальный страх, который должен стать основным объектом воздействия. Торможение страха достигается с помощью внешнего поведения самоутверждения, сначала осуществляемого в тренинговой группе, а потом в реальной жизни.

Программа реализуется с помощью следующих приемов:

1) вербальная информация и инструктирование, позитивное одобрение поведения самоутверждения;

 

6 Зак. № 872

 

 

162 Глава 8

 

2) поведенческие упражнения различной степени трудности, поэтапное прохождение клиентом упражнений для внешнего прямого выражения своих чувств, желаний;

3) социальное подкрепление новых стереотипов вне терапевтического кабинета, принятие новой философии жизни.

Другой известный представитель поведенческой психотерапии А. Лазарус (A. Lazarus) рассматривал тренинг самоутверждения как способ преобразования агрессии в социально приемлемые способы, приобретение пациентом «ск» (социальной компетентности).

Достижение «ск» состоит в умении выражать свои желания, требования, просьбы, способности сказать «нет», способности внешне проявить в поведении позитивные и негативные чувства, способности начинать, поддерживать и заканчивать беседу.

Последовательное овладение этими интерперсональными умениями и составляет основное содержание тренинга самоутверждения, предложенного А. Лазарусом.

Тренинг самоутверждения может использовать разные стратегии в зависимости от теоретических представлений психотерапевтов, проводящих его.

Однако можно выделить несколько аспектов, обычно прорабатываемых независимо от общей модели построения тренинга.

1. Концепция себя. Негативная концепция себя, сложившаяся в результате онтогенеза, часто является программой, предопределяющей результат действий (эффект ожиданий по Bandura, 1977).

Поэтому тренинг включает когнитивную перестройку самоценности.

Пациент должен научиться распознавать автоматические когниции типа «у меня это не получится», «это мне не удастся» и др., и заменить их на уверенные правила саморегуляции или правила, уменыпа-

 

Моделирующая терапия 163

 

ющие значимость неудачных действий. Изменение когнитивного компонента требует и изменения оценки собственной реакции и реакции других людей, а также всей ситуации (тренинг социальной сенсибильности).

2. Социальная компетентность.

Повышение способности к социальной дискриминации, понимание контекста, в котором осуществляется действие, осознание времени и места реализации нужного стереотипа, расширение репертуара поведенческих реакций.

Решение этой задачи осуществляется с помощью обучения расширенному восприятию ситуации и выбора первого шага. Используется ролевая игра, моделирование (тренинг) in vivo, а также информация и инструктаж на когнитивном уровне.

3. Работа со страхом и торможением.

Работа со страхом и торможением строится на разрушении стереотипа избегания тревожной ситуации и укреплении в поведении активного стереотипа преодоления. Поскольку тренинг самоутверждения связан с взаимодействием, то проводят его, как правило, в группе. Важный принцип - достижение «минимально эффективного стереотипа».

Программа тренинга

Уверенности

 

Тренинг самоутверждения стал популярным в США после подъема движения за гражданские права. Начавшись как движение за утверждение равных прав негритянскому населению, оно впоследствии приняло более широкий характер, включив в свою орбиту другие национальные меньшинства США и женщин,

 

 

164 Глава 8

 

добивавшихся равноправия в сфере трудовой деятельности и гражданского права. Некоторое время спустя движение за гражданские права вышло за пределы Америки. Главным итогом этого движения было принятие Организацией Объединенных Наций всеобщей Декларации прав человека.

Движение за гражданские права основывалось на концепции всеобщего равенства, одинаковых прав человека независимо от его национальной принадлежности, пола, социального статуса, происхождения. Это движение подчеркивало ценность и равенство личности каждого человека, требовало отказа от каких-либо преимуществ в межличностных отношениях, связанных с социальным положением и реализуемой индивидом социальной ролью.

На волне этого движения после ряда психологических популяризаторских публикаций было убедительно показано, что многие межличностные конфликты и проблемы в различных сферах можно предотвратить, если индивид сможет в своей реальной жизни проявлять самоутверждающее поведение, поведение, направленное на прямое отстаивание своих прав.

На идеологию ассертивного тренинга оказало влияние движение за активацию человеческого потенциала, основанное на системе ценностей, провозглашенных гуманистической психологией. И до настоящего времени философской основой ассертивного тренинга остается концепция неотъемлемых прав каждого человека, но реализуемых прежде всего в четко ограниченной сфере межличностных взаимодействий.

В дальнейшем было дано более развернутое определение ассертивного поведения. Самоутверждающее (ассертивное) поведение - это такое поведение, при котором человек добивается реализации своих прав, не нарушая прав других.

 

 

Моделирующая терапия 165

 

На первом этапе развития ассертивного тренинга преобладал вариант, при котором права человека реализовывались с помощью так называемого оппозиционного поведения. На этом этапе проводилось обучение умению выражать продуктивным образом негативные чувства.

В конце 80-х гг. стала ясна необходимость включения в ассертивныи тренинг навыков проявления так называемых теплых эмоций. Поэтому современные варианты тренинга уделяют равное внимание обучению выражения как негативных, так и позитивных эмоций при отстаивании индивидом своих прав.

Тренинг уверенности может использовать разные стратегии.

Однако, независимо от вариантов построения ассертативного тренинга, можно выделить несколько последовательных этапов, присутствующих в любой программе такого тренинга.

Формирование мотивации для участия в программах тренинга осуществляется, прежде всего, с помощью предоставления информации о психологических основах тренинга. Она включает разъяснение понятия ассертивного поведения (поведения, при котором индивид осознает и принимает свои основные права, как равноправной личности при межличностном взаимодействии, как равноправная личность, готов уважать и не ущемлять прав других, конструктивно решать общие проблемы, а также нести ответст-венность за свои принятые решения и совершенные действия. При проведении ориентирующей беседы отмечается основное человеческое право индивида быть самим собой. На конкретных примерах показывается, как подавление этого права приводит к состоянию дискомфорта. Возможна формулировка и других, более специфических прав: право выражать свои эмоции, мысли, проявлять определенное поведение

 

 

166 Глава 8

 

и брать ответственность за последствия такого проявления, право быть последним судьей своим поступкам.

Обсуждение прав человека как личности - важный аспект в тренинге уверенности. Он позволяет выявить иррациональные установки, препятствующие проявлению уверенного поведения у конкретных участников тренинга, и провести их коррекцию в процессе группового обсуждения, не проводя индивидуальную когнитивную терапию.

Как практически строится такая беседа? Она может начаться с постановки общего вопроса: «Каковы права человека как личности при взаимодействии с другими?» Далее предлагаются вопросы: «Имеете ли вы право высказывать свое мнение, в том числе критического характера? Кто последний должен давать оценку вашим поступкам? Имеете ли вы право сказать нет, если это соответствует вашим интересам?».

Целесообразно на этом этапе дать информацию о трех возможных вариантах поведения в проблемных ситуациях [Р. Альберти, М. Эммонс, 1998].

1. Неуверенная модель поведения, при которой человек жертвует своими интересами, оставляет за другим право выбора. Данная модель имеет и характерные внешние проявления (человек старается избегать чужого взгляда, говорит тихим, извиняющимся голосом, во всей позе его видна скованность и покорность, он не высказывает прямо свое мнение). Такой индивид как будто готов подавить собственные чувства в угоду другому, ставит себя ниже другого, позволяет другому управлять собою.

2. Агрессивная модель, при которой индивид «расширяется», принижает достоинство другого. При этой модели человек смотрит на другого свысока, говорит безапелляционным тоном, мнение собеседника его не интересует. У него есть пренебрежитель-

 

Моделирующая терапия 167

 

ная оценка любого вклада собеседника в обсуждаемую тему. Такой человек свободно проявляет любые свои чувства, особенно легко высказывается агрессия с целью поставить на место своего партнера. Достижение цели взаимодействия происходит за счет другого, уязвления его самовосприятия, уничижения его самооценки.

3. Ассертивная модель, при которой оба индивида прямо обсуждают свои позиции, несогласия, не задевая личного достоинства каждого. При этой модели индивид ведет себя открыто, позволяя и другому вести себя таким же образом - высказывать свое мнение, проявлять самые разнообразные чувства по поводу обсуждаемой темы (раздражение, интерес, симпатию, сожаление и т. д.). Собеседник принимается как равный партнер. Решение принимается с учетом целей и интересов обоих.

Абстрактная информация о трех возможных моделях поведения становится более ясной участникам тренинга, если приводятся конкретные примеры таких вариантов поведения.

Пример. Сергей - студент пятого курса медицинского института, человек общительный, трудолюбивый, увлекающийся всем новым. Последние полгода центром его интересов стала хирургия, точнее сосудистая хирургия, и, как ему представляется, это уже окончательный выбор. Поэтому его занятия в этой области стали более систематическими. Он использует свободное время для посещения клиники, участия в занятиях, проводимых с интернами, с удовольствием выполняет и предлагаемые самостоятельные задания. Сегодня он пришел сразу же после занятий в общежитие, где проживает еще с двумя товарищами, планируя через полтора часа отправиться на заседание студенческого общества, где запланировано сообщение по интересующей его теме.

К его удивлению, в комнате уже находился Антон

 

 

168 Глава 8

 

(сосед по комнате), который радостно встретил его словами: «Ну вот, на ловца и зверь бежит. Ты как раз мне и нужен. Сегодня я познакомился с двумя девушками. Мы договорились о встрече через два часа. И я обещал, что приведу товарища. Ты как раз тот, кому понравится вторая девушка».

Возможны варианты поведения.

Неуверенная модель. Вытеснив мысли о своих планах, Сергей начинает расспрашивать о девушке, с которой его хочет познакомить Антон, понимая, что ему это не очень надо. И в конце концов соглашается, чувствуя угрызения совести и досаду из-за того, что он лишил себя чего-то очень важного. Встреча с девушками проходит отягощенная этими чувствами, и он никак не может полностью отбросить их. В последующем в течение нескольких дней Сергей испытывает неприязненные чувства к Антону, которые мешают их прежним отношениям.

Агрессивная модель. Едва выслушав до конца своего товарища, Сергей начинает кричать: «Ты что думаешь, я вещь, которой можно распоряжаться по своему усмотрению. У меня есть свои планы и я не собираюсь их менять. Катись со своими знакомыми подальше».

Нетрудно предсказать, что с этого дня отношения этих двух товарищей портятся.

Ассертивная модель. Сергей сообщает о своих планах на ближайшие часы, говорит о том, что менять их не собирается. Высказывает все это тоном, дающим понять, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут.

Второй пример. Ваш друг настойчиво просит у вас взаймы деньги, обещая отдать их вовремя. При этом он приводит убедительные доводы, рассказывая о том, чего он лишится, не получив данную сумму у вас. Он также пытается доказать стопроцентную вероятность реализации задуманного проекта, чтобы у вас не воз-

 

 

Моделирующая терапия 169

 

никло сомнения, что деньги будут возвращены вовремя. У вас свои планы относительно их использования. В этой ситуации могут быть проявлены разные варианты поведения.

Неуверенная модель. Вы поддаетесь на убеждения, даете деньги взаймы, откладываете реализацию своих планов. При этом вас гложет чувство внутреннего недовольства собой, к тому же прибавляется еще и тревога, поскольку вы не совсем уверены, что деньги будут возвращены без задержки. Ваши отношения с другом становятся более напряженными.

Агрессивная модель. В ответ на разнообразные попытки друга показать перспективность задуманных дел, безопасность предоставления данной суммы вы молча слушаете, а потом неожиданно взрываетесь со словами, что не банк, где можно брать любые ссуды. По мере того, как вы начинаете говорить, ваше раздражение растет. Вы расстаетесь в ссоре с другом. Ни у вас, ни у него не возникает желания дальше сохранять прежние отношения.

Ассертивная модель. Вы спокойно отказываете своему другу, говоря, что вы уже наметили, как использовать имеющуюся сумму. Выражаете сожаление, что в данный момент не можете представить ему что-либо взаймы.

После предоставления такой информации, подкрепленной описанием конкретных моделей поведения, еще раз проводится обсуждение, имеющее цель нахождения критериев для дифференциации этих видов поведения.

Резюме такого обсуждения может выглядеть следующим образом.

Если рассматривать поведение человека по параметру самоутверждающего поведения, то оно может быть представлено в виде континуума: неуверенное (пассивное) поведение - уверенное поведение - агрессивное поведение. Сравнив два полюса этого кон-

 

170 Глава 8

 

тинуума, можно лучше понять, чем характеризуется самоутверждающее поведение. Агрессивное поведение игнорирует позиции и права других. Используя его, человек достигает своей цели, подавляя права других, часто используя для этого соответствующие средства. При неуверенном поведении индивид часто отказывается от собственных целей в ущерб себе, фактически попирает собственные права, гипертрофируя права другого. Уверенное поведение - это поведение, при котором цель достигается активно, однако не нарушает права других. Это поведение, при котором достигается взаимный баланс интересов, используются средства, которые помогают достижению взаимоприемлемого решения.

Диагностика ассертивного, неуверенного, агрессивного типов поведения. Даже из обстоятельного описания поведения часто трудно определить, какой тип поведения был продемонстрирован индивидом.

Решить вопрос о том, проявлено кем-то самоутверждающее поведение или нет, можно только рассмотрев весь контекст ситуации. Самоутверждающее поведение всегда специфично для конкретной ситуации. Поэтому этот термин может использоваться только применительно к поведению в конкретном окружении.

При диагностике этих типов поведения надо исходить из положения, что критерий адаптивности не позволяет провести дифференциацию этих типов поведения.

Самоутверждающее поведение не тождественно понятию адаптивное поведение. Это частично совпадающие по объему понятия. Оно может быть как адаптивным, так и дезадаптивным. Если индивид использует ассертивный тип поведения по своему усмотрению, то скорее всего тренинг ему не обязателен. Если же он не обладает такой свободой выбора, предоставляя другим выбирать за него линию пове-

 

Моделирующая терапия 171

 

дения, подчиняясь давлению обстоятельств, отказываясь от своих целей в угоду ожиданиям других - ассертивный тренинг целесообразен. Главным критерием, таким образом, является критерий свободы выбора ассертивного поведения.

Целесообразно выделять две различные степени генерации проблемного (неуверенного или агрессивного) поведения и выделять ситуационную или общую неуверенность и, соответственно, ситуационную или общую агрессивность [Р. Алберти, М. Эммонс, 1998].

При ситуационной неуверенности клиент испытывает неуверенность, сопровождающуюся тревогой, виной и другими мешающими эмоциями только в ограниченном круге ситуации. И только в этих ситуациях он не проявляет себя, как хотел бы.

При общей неуверенности этот круг ситуаций настолько широк, что можно говорить о неуверенности как о стабильной черте характера, постоянном пребывании индивида в состоянии нерешительности. Такой человек и внешне производит впечатление робкого, пассивного, подстраивающегося под других, никогда не могущего отстоять свою точку зрения.

Соответственно, индивид, характеризующийся общей агрессивностью, отличается тем, что ведет себя агрессивно практически всегда. Везде он должен диктовать свои условия, до конца отстаивать свое мнение, не принимая во внимание другие точки зрения.

Нужен совсем небольшой повод, чтобы спровоцировать его на вспышку гнева или раздражение.

В зависимости от социальных и культурных норм, принимаемых таким лицом, агрессия может принять разную форму: от грубых словесных выпадов и оскорблений, прямой физической агрессии, до более контролируемых проявлений агрессии в виде оценок, осмеивания, сарказма и других. Такой человек будет иметь разнообразные проблемы, связанные с плохо

 

 

172 Глава 8

 

контролируемой агрессией, и на работе, и с близкими друзьями, и в семье. За редким исключением такие люди не имеют близких друзей, даже родные стараются держаться от них на расстоянии, и хотя внешне такие люди могут бравировать своей силой и мужественностью, в глубине они одиноки, неудовлетворены. Окружающие за глаза дают такому человеку прозвище деспота, барина, автократа.

Ситуационная агрессивность будет создавать меньшее количество проблем. Такой индивид будет проявлять вспышки раздражительности, агрессию в более ограниченных сферах, легче контролировать свои агрессивные выпады. Но все равно поведение его в этих сферах характеризуется шаблонностью, стереотипностью.

Для диагностики проявленного поведения желательно выбрать несколько наиболее информативных параметров открытого поведения. Число таких параметров должно быть ограниченным, поскольку каждый параметр (как будет видно из дальнейшего) становится мишенью психотерапии.

Группа принимает активное участие в нахождении этих критериев. Функция психотерапевта сводится к общему направлению обсуждения и помощи в более точных формулировках этих критериев.

Дифференциальные критерии считаются выявленными, если каждому из участников обсуждения становится понятно, как таким аспектом поведения можно управлять в реальном взаимодействии. Например, кто-то из группы выбрал параметр взгляд, как критерий, четко разграничивающий три модели поведения. Тогда при обсуждении его характеристики ведущий задает вопрос: «Какой? Опишите его особенности». Ответ: «Твердый». На что терапевт может задать следующий вопрос: «Как Вы покажете и будете проявлять твердость взгляда?». В процессе подчас бурного обсуждения группа находит такой параметр,

 

 

Моделирующая терапия 173

 

как длительность прямого зрительного контакта. Это параметр, который легко выделяется, осознается клиентом и, главное, легко реализуется в открытом поведении. Пациент может легко отслеживать у самого себя продолжительность зрительного контакта и его характер (быстро или нет он отводит взгляд, через какие отрезки времени он восстанавливает зрительный контакт). Фактически этот параметр имплицитно содержит две составляющие: направленность взгляда на собеседника и длительность. После прояснения этих двух составляющих можно записать этот параметр, поэтому желательно, чтобы на данном этапе в группе имелась в наличии доска с мелом или лист ватмана, прикрепленный на стену.

Оптимальное число параметров, окончательно выбираемых в качестве мишеней терапии, должно составлять 5-6. Большее число существенно удлинит продолжительность тренинга.

Процесс активного выделения параметров важен еще и по другой причине. Он показывает участникам, что параметры невербального поведения более важны, чем собственно содержание высказываний, что невозможно продемонстрировать ассертивную модель, центрируясь только на содержании высказывания. Что в вербальном высказывании есть невербальные компоненты, которые могут быть выявлены, и они-то и позволяют относить речевое высказывание к одной из 3 моделей.

Ассертивный тренинг поэтому обращает внимание прежде всего на овладение невербальными компонентами уверенного поведения (табл. 3).

Оценка каждым из членов группы своих взаимоотношений с точки зрения отклонения поведения от ассертивной модели может заметно повысить мотивацию участников на продолжение работы.

Для такой оценки можно использовать самоотчеты, опросники и разыгрывание ролевых ситуаций.



Просмотров 1698

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!