![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Техники усиления адаптивного поведения 4 часть
174 Глава 8
Моделирующая терапия 175
Самоотчеты предполагают ведение дневника в течение нескольких дней, которые достаточно репрезентативно представляли бы обычные взаимоотношения клиента. При этом ставится задача: записать основные взаимодействия, протекавшие за день, и оценить их с точки зрения степени отклонения от самоутверждающего поведения. Необходимо, чтобы в таком дневнике фиксировались взаимодействия в ограниченных сферах, хорошо выделенные как завершенные акты, и только потом эти взаимодействия оценивались по параметру неуверенное-агрессивное поведение. Систематичность ведения дневника — условие получения достаточно объективной информации. Тогда кто-то увидит, как он уже несколько дней подряд на работе уступает давлению своих коллег и делает то, что не входит в его профессиональные обязанности и что должен был бы сделать один из его сослуживцев. Кто-то из женщин фиксирует, что она несколько раз
176 Глава 8
в семье пытается потребовать выполнения определенной работы, но в конце концов, чтобы не обострять ситуацию, делает ее сама; или она опять купила косметику, или какую-то вещь, которую принесли на работу, и которая ей совсем не нужна, поскольку не сумела отказаться. В процессе ведения такого дневника у ведущего может обостриться чувство разочарования в себе самом, снизиться и без того не очень высокая самооценка. Эти переживания создадут еще один дополнительный стимул к желанию измениться. Агрессивным лицам гораздо труднее признать необходимость изменения, поскольку агрессивное поведение может приносить определенное преимущество такому лицу. Однако структурированное сопоставление потерь и преимуществ, связанных с таким поведением, может сдвинуть чашу весов в сторону желания избавиться от такого поведения. В таких случаях клиенту предлагается на одной половине листа записать выгоды, связанные с агрессивным поведением, а на другой (свернув лист пополам) - утраты. Желательно, чтобы такая запись была достаточно спонтанной. Вероятно, после разворачивания листа и сравнения обеих половин у такого лица появится лучшее осознание той цены, которую он платит за агрессивность поведения, чаще всего в виде отчуждения самых близких. Опросники. Используются опросники двух типов. Опросники первого типа (например, опросник Райзаса) предназначен для того, чтобы помочь индивиду увеличить понимание того, как он ведет себя в ситуациях, в которых желательно проявлять самоутверждающее поведение. Этот тип опросника не является стандартизированным тестом. Нет правильных ответов, поскольку самоутверждающее поведение является не чертой характера, а ситуационной характеристикой. Опросник предполагает, что сам испы-
Моделирующая терапия 177
туемый будет оценивать свое поведение в конкретной ситуации с точки зрения того, устраивает ли оно его или нет. Опросник описания уверенности в себе Рейзаса. Инструкция. Укажите с помощью приведенного здесь кода, насколько каждое из следующих утверждений характеризует или описывает Вас. + 3 - очень характерно для меня, описание очень верное. + 2 -довольно характерно для меня, описание довольно верное. + 1 - в какой-то мере характерно для меня, описание скорее верное. - 1 - в какой-то мере не характерно для меня, описание скорее неверное. -2 - довольно не характерно для меня, описание довольно неверное. - 3 - совсем не характерно для меня, описание совсем неверное. 1. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее в себе, чем я *. 2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидания из-за своей застенчивости *. 3. Когда подаваемая в ресторане еда меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту или официантке. 4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили *. 5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет» *. 6. Когда меня просят что-либо сделать, я настаиваю на знании необходимости этого. 7. Бывают случаи, когда я ищу сильный довод. 8. Я стараюсь вырваться вперед, как и большинство людей.
178 Глава 8
9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах *. 10. Я получаю удовольствие, завязывая разговор с новыми знакомыми и с посторонними. 11. Я часто не знаю, что сказать людям другого пола, которые мне привлекательны *. 12. Я испытываю нерешительность, когда надо позвонить по телефону в учреждения и организации *. 13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить в колледж, чем пройти через собеседование *. 14. Я стесняюсь возвратить покупку *. 15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение *. 16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым*. 17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и меня начнет трясти *. 18. Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения. 19. Я избегаю спорить с клерками и продавцами о цене *. 20. Когда я сделаю что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие. 21. Я откровенен и искренен в своих чувствах. 22. Если кто-то распространяет обо мне сплетни, я стремлюсь быстрее найти его, чтобы поговорить об этом. 23. Мне часто трудно сказать «нет» *. 24. Я склонен сдерживать проявление своих эмоций, а не устраивать сцены *. 25. Я жалуюсь на плохое обслуживание в ресторане и других местах. 26. Когда мне делают комплимент, я иногда не знаю, что сказать в ответ *.
Моделирующая терапия 179
27. Если в театре или на лекции рядом со мной люди громко разговаривают, я прошу их говорить потише или беседовать где-нибудь в другом месте. 28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, может быть уверен, что получит от меня отпор. 29. Я быстро высказываю свое мнение. 30. Бывают случаи, когда я просто не могу ничего сказать **.
Общую оценку получают путем сложения баллов по всем пунктам, изменив знаки обратных вопросов. При опросниках второго типа клиента просят указать, как он будет вести себя в описываемой ситуации, выбрав одну из возможных реакций. Пример такого опросника - опросник разрешения конфликтов, который измеряет способность человека отказать в ответ на неадекватные требования [McFall, Lillesand, 1971]. Наблюдение за поведением в естественных условиях является, конечно, лучшей формой получения нужной информации. Эту форму могут осуществить родители ребенка, наблюдая за его взаимодействиями со сверстниками в трудных проблемных ситуациях. Один из супругов может быть наблюдателем для другого. Эта форма получения информации очень трудоемка, требует невовлеченного участия, поэтому используется редко, и сводится в конце концов к отчету наблюдателя психотерапевту. Наблюдение в условиях лабораторного эксперимента (разыгрывание ролевых ситуаций) гораздо легче осуществимо и поэтому предпочтительнее. Задаются или стандартные, или специфические ролевые ситуации. При разыгрывании их регистрируется наличие или отсутствие самоутверждающего поведения, а также степень его выраженности. Во внешнем поведении клиента отмечается, что он делает, как он это делает. Оценка дается на основе учета нескольких
180 Глава 8
из уже представленных ранее дифференциальных критериев (см. табл. 3). Повышение мотивации достигается и представлением информации, разрушающей бытующую у большинства точку зрения на ассертивность как на врожденное качество человека. Доказывается взгляд на ассертивность как на приобретаемое в течение жизни поведение, показывается возможность переучивания независимо от длительности имеющегося неадаптивного (неуверенного или агрессивного) поведения. Желательно, чтобы у каждого участника тренинга сформировался взгляд на ассертивность как на поведение, которому можно научиться, как бы долго до этого ни практиковалось противоположное ему поведение. Осознание связи состояния общего самочувствия с проявленным уверенным поведением, улучшение его по мере овладения навыками такого поведения может стать еще одним дополнительным стимулом начать тренинг. В результате предоставления такой информации должна быть принята общая установка, которая лежит в основе тренинга уверенности. В общечеловеческом плане все люди равны и никто не должен иметь какие-либо преимущества перед другими. Это значит, что работодатель может отказать вам в приеме на работу, но вы вправе требовать при этом уважительного отношения к себе. Постановка целей. В дальнейшем возможны различные варианты проведения тренинга, определенные выбором одной из указанных целей. 1. Целью тренинга может стать овладение базовыми навыками, создающими условия для уверенного поведения. 2. Тренинг может центрироваться на индивидуальных запросах, выдвигаемых каждым отдельным участником.
Моделирующая терапия 181
3. Группа может объединяться для работы вокруг одной темы, например, обучение умению ассертивно разрешать интерперсональные конфликты или осуществлять конструктивную критику. 4. Группа может решать задачи тренинга, не ограничивая свою работу принципами и техниками моделирующей терапии, а, например, проводя анализ трансакционных сценариев, акцентируя осознание. Первый вариант тренинга проводится чаще всего, он имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет овладеть минимальным репертуаром навыков, необходимых для реализации уверенного поведения. 1. Овладение навыком говорить «нет». Настойчивость - главный навык, без которого немыслимо уверенное поведение. Овладение этим навыком предполагает ясное осознание своих целей, сохранение цели несмотря на возможное давление и манипулятивное поведение партнера или партнеров. Началу разыгрывания ролевых игр обычно предшествует беседа, ставящая задачей помочь осознать, из-за чего обычно сдается человек, когда он вначале говорит «нет», а потом меняет свое решение. В группе можно задать конкретный вопрос: «Почему Вы соглашаетесь пойти с другом (с подругой), хотя это не входило в ваши планы?» Можно даже усилить пример: вам надо настоятельно делать свое дело (например, готовиться к зачету или экзамену). Обсуждение причин соглашательства (типа: он более настойчив, он лучше умеет уговорить) переводится на уровень проявленного открытого поведения. Резюме такого обсуждения может выглядеть так: «Вы соглашаетесь, поскольку на все ваши "нет" у него (нее) находится больше доводов (поведенческих реакций), чем у вас. И если вы будете придерживаться своей линии поведения, не отвлекаясь от своей цели, вы в конце концов исчерпаете его возможности воздействия на вас».
182 Глава 8
Далее даются правила, не позволяющие вовлекаться в аргументацию своего оппонента. Постоянно повторяйте то, что вы хотите, при этом говорите это спокойным тоном. Основная трудность, с которой необходимо научиться справляться участникам, это почти автоматическое желание сразу же отвечать на все, что предлагается вашим оппонентом, тем самым пускаться в оправдания, при этом возможно появление чувства вины, если оправдание, как вам кажется, будет не очень убедительным. Не отвечайте автоматически на высказывания вашего собеседника. Ваш оппонент, таким образом, может найти ваше «слабое место» и начать манипулировать им. На первом этапе овладения этим навыком хорошо помогает метод, который получил название «Заигранная пластинка». Как испорченная пластинка, участник постоянно возвращается и говорит о своем желании для того, чтобы научиться хорошо контролировать свое желание обязательно отвечать на все высказывания и предложения своего оппонента. На первом этапе необходимо ограничить его в возможностях реагировать. Участникам тренинга предлагается отвечать только 1-2 стандартными фразами типа: «я понимаю, о чем вы говорите» или «я вижу, что вы предлагаете», после чего возвращаться к заявлению своего желания. Упражнения выполняются в парах или в тройках (в этом случае один из участников выполняет функции контролера правильности выполнения инструкций). Приведем пример, как протекало выполнение упражнения в паре, где один выполнял роль назойливого продавца, навязывающего свой товар, а другой - роль возможного покупателя. «Продавец: Я предлагаю вам новые образцы зубных щеток, изготовленных по последней технологии.
Моделирующая терапия 183
Покупатель: Я вижу, что вы предлагаете, но мне они не нужны. Продавец: Лишняя зубная щетка никогда не помешает дома. Итак, вы берете? Покупатель: Я понимаю вас, но мне они не нужны. Продавец: Всегда нужно иметь про запас хотя бы одну щетку. Я вам предлагаю их по оптовой цене, в магазине вы заплатите намного дороже. Покупатель: Я понимаю, что вы говорите, но мне они не нужны. Продавец: Это щетки, сделанные по новой технологии. Они совершенно не травмируют десны. Посмотрите, какая прекрасная щетина. Покупатель: Я понимаю, о чем вы говорите, но они мне не нужны». У клиентов, проявляющих общую неуверенность, освоение данного навыка протекает трудно. Возможно вновь возвращение на этап когнитивного переструктурирования. Тогда повторно проводится обсуждение прав человека, в том числе права говорить «нет». Овладение навыком говорить «нет» не будет полным, если он освоен только на уровне вербального поведения. Поэтому необходимо включение дополнительных упражнений в этот тренинг. Игра «да - нет». Участникам разрешается говорить только «да» или «нет». Запрещаются какие-либо объяснения или оправдания своего отказа. Группа разбивается на пары. Один из участников просит или требует то, что возможно получить или сделать в реальной ситуации взаимодействия в группе. Например, спой какую-нибудь песню. Станцуй что-нибудь. Прокукарекай, и т. д. При согласии (произнесении «да») согласившийся обязан выполнить требуемое. Выполнение этого условия повышает у участников осознание своей ответственности за высказанное «да» или «нет».
184 Глава 8
Упражнение можно начинать с «да». Однако если участник испытывает трудности в отказе, основной акцент делается на овладении навыком говорить «нет». Упражнение многократно повторяется с нарастающей громкостью, силой голоса. Уровень давления на участника нарастает от легкой просьбы до агрессивного требования. Другие невербальные параметры уверенного поведения отрабатываются последовательно после овладения контролем над параметрами громкости и качества голоса (см. табл. 3) Данное упражнение направлено на овладение контролем над невербальными параметрами поведения. 2. Приобретение навыков справляться с критикой. Злость, раздражение - обычные эмоции, возникающие в ответ на критику. Неуверенным в себе лицам свойственно подавлять в себе эти чувства. Иногда это подавление настолько выражение и автоматизированно, что такой индивид искренне считает, что он не испытывает этих чувств в ситуации критики и поэтому такие ситуации не составляют для него проблемы. Поэтому беседа, предваряющая выполнение упражнений, направленных на овладение навыком противостоять критике, нападению, очень полезна. Целесообразно еще раз напомнить участникам о том, что каждый имеет право проявлять свои чувства, и вместе с тем несет ответственность за последствия проявленных чувств и поведения, а также имеет право сам судить и оценивать свое поведение. В такой беседе полезно еще раз напомнить, что лица, блокирующие свои чувства, в том числе гнев, часто страдают головными болями, язвенной болезнью и другими психосоматическими заболеваниями. Поэтому овладение приемами, которые не тормозят агрессию, гнев, дают возможность индивиду быть спонтанным в выражении своих чувств и вместе с тем не наносить никому вреда, не оскорблять, не позволять вовлечь
Моделирующая терапия 185
другого в противоборство - является важным элементом уверенного поведения и умения разрешать конфликты. Овладение несколькими невербальными приемами разрядки (стукнуть кулаком о собственную ладонь или по столу, топнуть ногой, совершить символический удар в воздух - это только некоторые приемы, которые находятся членами группы в процессе обсуждения и которые потом осваиваются ими). Это способы разрядки, которые прямо не задевают вашего оппонента и в то же время дают ему информацию о ваших чувствах. Овладение стандартными вербальными приемами разрядки агрессии - это высказывания, которые позволяют не накапливать эмоции в себе, выражать их быстро, без обиды и ущерба достоинству другого человека. Это выражения, повсеместно используемые в жизни взаимодействующими людьми, которые не создают лишних конфликтов там, где не надо. Это кошмар какой-то. Это невозможно перенести. Я сейчас с ума сойду. С ума можно сойти от всего этого. Я зол хуже некуда. Я уже обалдел от всех этих неурядиц. Голова от всего этого разрывается. Эти словесные высказывания позволяют после высказывания своего гнева начать более конструктивное разрешение проблемы. Выполняется также в стандартных ситуациях. Вот пример одной такой заданной ситуации: вы сдали в ремонт свой зонтик (электробритву). Вы приходите в мастерскую в срок, указанный мастером, и далее возможен следующий диалог. «Клиент: Здравствуйте. Я хочу получить свой зонтик (бритву).
186 Глава 8
Мастер: (Берет квитанцию, просматривает стеллаж готовых заказов. Еще раз смотрит на квитанцию). Извините, но ваш зонтик (бритва) еще не готов. Клиент: Черт возьми! Это кошмар какой-то. Я сдал зонтик (бритву) и спросил, точно ли мне выполнят заказ в срок. Это невозможно вынести. Мастер: Извините, я сейчас узнаю в чем дело. (Уходит. Возвращается.) Просто ее положили в другую группу. Мы сделаем ее к началу завтрашнего дня. Клиент: Нет! Это все-таки невозможно вынести. Я сейчас с ума сойду от всего этого. Мне надо ехать до вас целый час». И далее возможно конструктивное предложение или со стороны самого клиента, или мастера. Типа: если вы согласитесь зайти через час к закрытию мастерской, мы успеем сделать ремонт. Повторные проигрывания ситуации позволяют участнику овладеть и невербальными компонентами уверенного поведения. Имеется целый ряд упражнений, которые формируют в первую очередь вербальные навыки противостоять критике. Предполагается, что овладение невербальными компонентами уверенного поведения произойдет вторично после овладения такими вербальными приемами. Это упражнения, получившие название «игра в туман», «негативные заявления» и «негативные расспросы». Овладение вербальными приемами встречать критику позволяет участнику тренинга чувствовать себя уверенно в таких ситуациях, легко справляться с ранее свойственными ему состояниями тревоги и паники, прекратить внутренние самоуничижительные обвинения и, как следствие, повысить самооценку. Кроме этого, овладение такими навыками блокирует спиралевидно развивающийся процесс, когда в ответ на критику следует оправдание, защита критикуемого, которые в свою очередь вызывают новую кри-
Моделирующая терапия 187
тику, новое обвинение, пока критикуемый не почувствует себя полностью деморализованным и побежденным, что создает благоприятные возможности для разнообразных манипуляций со стороны критика. Выполнению этих упражнений должно предшествовать предоставление информации о характере взаимодействия в ситуации критики. Лучше продемонстрировать способ таких отношений на конкретной ситуации, например, мужа и жены. Показывается, что взаимосвязи критика и критикуемого непрямые, при них вместо прямого высказывания своих желаний критик использует обходные способы достижения целей. Как прием, помогающий этому, используются оценочные суждения, располагающиеся по параметру «правильно - неправильно», «хорошо - плохо», но при этом остается скрытым, для кого хорошо и правильно. Например, муж, не испытывая желания поехать в гости к подруге жены, начинает обвинять их в пустоте, бессодержательности разговоров, которые они ведут. В ответ может последовать оправдание их поведения, разъяснения, которые никогда не могут быть без изъянов, и содержат зацепки для следующего витка нападений. Ведь тот, кто хочет придраться, всегда найдет повод для обвинений. Вызов чувства вины у критикуемого - благоприятная почва для манипуляций и достижения своих целей. И придирки могут повторяться, пока обвиняющий не достигнет своих скрытых целей (в данном примере отказа жены от поездки в гости). Понятно, что возможны и другие сценарии развития диалога, когда жена в свою очередь перейдет к нападкам и тогда разговор может приобрести достаточно драматический характер. Отношения, основанные на критике, происходят по замкнутому кругу: критика - оправдания и объяснения критикуемого, новый виток критики, пока не будет достигнуто достаточное чувство вины у крити-
188 Глава 8
куемого. Для разрыва такого замкнутого круга и прекращения манипуляций выполняющим эти упражнения необходимо понимать следующее. 1. В высказываниях критика может содержаться объективная информация («правда») о событии или обсуждаемом лице. В данном случае разговоры подруг могут вращаться вокруг тем, не представляющих интерес для мужа. Но ее не следует смешивать с последующими оценками (правильно - неправильно), даваемыми критиком, которые исходят из его определенных целей (в данном примере - не поехать в гости). 2. Каждый человек обладает правом иметь определенные желания, высказывать и обсуждать их открыто, не оправдываясь за сам факт их наличия, и тем более не позволять давать им оценочные суждения. Принятие такого права критикуемым позволяет ему чувствовать себя спокойно в ситуации, например когда жена говорит: «Я хочу сегодня поехать в гости к подругам, да, у меня есть такое желание». 3. Каждый человек имеет право совершать ошибки и получать информацию о них («правду») от окружающих, но при этом необходимо дифференцировать объективную информацию («правда» об ошибках) и даваемые им оценки. Игра в туман. Автор этого упражнения М. Дж. Смит использовал метафору тумана на море, дал ему название «игра в туман». Туман на море - это образ чего- то противостоящего человеку, но не дающего ответной реакции. Он не откликнется эхом, если человек начинает кричать. Он не ответит рикошетом, если в него бросить камень. Он быстро гасит все попытки, направленные на провокации. Осваивая навык противостоять критике, клиент обучается при этом оставаться стойким, независимым, не вовлекающимся в полемику. Приемы, которые позволяют удержать такую позицию, следующие.
Моделирующая терапия 189
1. Обвиняемый может согласиться со всей информацией («правдой»), которая содержится в высказывании критика. Как, например, в диалоге матери с дочерью. Мать: «Ты опять сегодня ушла утром и не помыла посуду, оставила беспорядок на кухне». Дочь: «Да. Мама, я действительно еегодня ушла и не помыла за собой посуду». 2. Возможно согласие в принципе, когда критикуемый принимает в общем виде заявление обвинителя. Мать: «Последнее время ты почти ежедневно утром оставляешь грязной посуду». Дочь: «Да, ты права, мама. У меня действительно появилась тенденция не мыть за собой посуду по утрам». 3. Согласие с возможной «правдой» (с вероятным развитием событий). Мать: «Лена, меня беспокоит, что если так будет продолжаться, ты станешь неряхой во всем». Дочь: «Да, мама, над этим стоит подумать. Такой вариант развития событий возможен». Осваиваемые приемы позволяют критикуемому не вовлечься в полемику или оправдания, и совсем не означают, что обвиняемый не примет ту информацию, которая содержится в них, но исходя из собственных намерений и целей может продолжить разговор. Упражнения выполняются в парах. Один играет роль критика, второй пытается использовать вышеописанные приемы. Лучше работать с материалом «здесь и сейчас». Критик делает негативные замечания по поводу одежды, прически, внешнего вида, проявленных особенностей поведения, интересов, черт характера и всего, к чему он может придраться в ситуации «здесь и сейчас». Приводим пример такого диалога.
190 Глава 8
Критик (женщина): «Нет, ты посмотри на свой облик. Разве молодая девушка может так примитивно одеваться». Ученица: «Возможно, ты права. С определенной позиции моя одежда может выглядеть примитивно». Критик: «Примитивно - это слишком мягко сказано. Безвкусно! Вот более точное определение». Ученица: «Да, я могу согласиться с тобой. Можно воспринимать мою одежду как безвкусную». Критик: «Ты обрати внимание на свою блузку. Она явно тебе велика». Ученица: «Да, я могу согласиться с тем, что она несколько велика. Но я люблю свободные вещи». Критик: «А ее цвет? Да он совсем не гармонирует с юбкой». Ученица: «Возможно, такое сочетание выглядит как негармоничное. Я не всегда придерживаюсь гармоничных сочетаний в одежде». Игра в туман позволяет клиентам тренировать некоторые другие навыки общения, кроме решения основной задачи (сохранение устойчивой позиции в ситуации критики). Она требует быть внимательным к той информации, которая предлагается, оставаться на ее уровне, не уходя в собственные домыслы, интерпретации того, что подразумевал критик. Если обвиняющий говорит: «Я вижу, вы похожи на...», то критикуемый отвечает: «Я могу согласиться, я похож на..» Если критик говорит: «Я думал, вы...», то оппонирующий отвечает: «Я понимаю, почему вы так думаете...» Кроме этого она обучает тренирующегося мыслить в категориях вероятности, осознавать, что он может сам давать оценки собственному поведению, а не пассивно принимать их со стороны.
![]() |