![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Диагностика личностной тревожности
Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в школе, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, т. е. эмоциями тревоги. Не зная причин возникновения тревожности, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, часто просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков, и, главное, как ему помочь. Следовательно, задача учителя состоит не только в том, чтобы стать для ученика носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то степени психотерапевтом, помочь ребенку конструктивно преодолеть тревогу, обрести душевное спокойствие, так требуемое для его полноценного развития. Диагностика тревожности – первый этап к осуществлению вышеуказанных задач учителя. Методика * может использоваться как для индивидуального, так и для группового обследования. * Описание методики (адаптирована нами для младшего школьника) дается по кн.: Прихожан А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. С. 98-115.
Школьникам дается бланк, содержащий инструкцию, перечень ситуаций и меру их выраженности (0, 1, 2 балла). Бланк самооценки тревожности
Фамилия, имя_____________ Класс__________________ Возраст ________________лет Пол__________________
Текст инструкций. Внимательно прочитай описание каждой ситуации (№ 1-30), с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение, страх. Если ситуация совсем не кажется тебе неприятной, обведи кружком, цифру «0» в той же строке, что и ситуация. Если ситуация немного волнует, беспокоит тебя, обведи кружком цифру «1». Если ситуация очень неприятная, сильно волнует тебя и даже вызывает чувство страха, обведи кружком цифру «2». Таблица 3.2
Обработка результатов Ответ на каждый пункт шкалы оценивается в баллах (0, 1, 2). Подсчитывается их общая сумма, обведенных в кружок, которая и характеризует общуютревожность. Перечисленные ситуации отражают три типа отношений: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями (пункты шкалы: 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30); 2) ситуации, связанные с отношением ребенка к самому себе (п.: 3 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29); 3) ситуации, связанные с общением (п.: 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Это позволяет получить характеристику степени тревожности по каждому типу – школьной, самооценочностной и межличностной. 4. Диагностика морального развития ребенка * * Описание методики Л. Кольберга дается по кн.: Немов Р. С. Психология. – М., 1990. С. 70-72.
Одной из важнейших социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления личности. Для выявления уровня нравственного развития младшего школьника может быть применена следующая методическая процедура. Детям рассказывается жизненная история. «В одном из небольших городов тяжело заболела женщина. Доктор сказал, что одно-единственное лекарство может помочь ей. Его изготовляет один человек, живший в этом городе. Затраты на изготовление почти в десять раз меньше, чем продажная цена лекарства. Муж заболевшей женщины не имел достаточных средств для того, чтобы его купить. Обратившись к своим родственникам и знакомым с просьбой о помощи, он собрал только половину требуемой суммы и с ней пошел к продавцу. Тот отказался продать лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда ее мж: ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его». После этого детям задаются вопросы: 1) Имеет ли поступок мужа этой женщины моральное оправдание? Если имеет, то почему? 2) Что в поведении людей в данной ситуации было правильным и неправильным, и почему? На основе ответов каждого ребенка можно охарактеризовать уровень и стадию его морального развития.
![]() |