![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ситуация успеха и ее создание
Рекомендации родителям
ДЕЛАЙТЕ! ¨ Радуйтесь вашему сыну, дочке. ¨ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном. ¨ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая. ¨ Установите четкие и определенные требования к ребенку. ¨ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. ¨ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. ¨ Говорите четко, ясно. ¨ Будьте терпеливы. ¨ Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем и почему». ¨ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. ¨ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. ¨ Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка. ¨ Чаще хвалите ребенка. ¨ Поощряйте игры с другими детьми. ¨ Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. ¨ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому. ¨ Приобретайте пластинки, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. ¨ Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.) ¨ Регулярно водите ребенка в библиотеку. ¨ Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. ¨ Не теряйте чувство юмора. ¨ Играйте с ребенком в разные игры. ¨ Чем-то занимайтесь вместе всей семьей. ¨ Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.
НЕ ДЕЛАЙТЕ! ¨ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, – другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас это мало интересует, то, о чем он говорит. ¨ Не задавайте слишком много вопросов. ¨ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов. ¨ Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен. ¨ Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату. ¨ Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай». ¨ Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя». ¨ Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей. ¨ Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание. ¨ Не ожидайте от ребенка понимания: - всех логических правил, - всех ваших чувств; - абстрактных рассуждений и объяснений. ¨ Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребенке вперед или некоторого регресса. ¨ Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками. ¨ Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания. II. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Комментарий к разделу
При определении психологической готовности ребенка к школе следует четко осознавать цели исследования, каждая из которых должна осуществляться адекватными методами и средствами. Обратимся к материалам практической психологии *. * См.: Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1971.С. 67-70.
1. Для решения вопроса об отборе детей в школу или целесообразности отсрочки приема какого-либо ребенка можно ограничиться определением исходного уровня функциональной готовности, или школьной зрелости, т. е. в какой мере соответствует созревание определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Для диагностики функциональной готовности в нашей стране и в ряде других стран Восточной Европы широко используется тест Керна-Йирасека. 2. Для своевременного выявления детей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны педагога при организации их деятельности на уроке, помимо функциональной готовности, диагностируется развитие произвольности у ребенка (умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец). Эффективным методом диагностики в этом плане является методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант». 3. С целью разработки индивидуальной программы развития для учащегося рекомендуется определять психологическую готовность во всем объеме, т. е. диагностировать разные ее стороны: а) интеллектуальную готовность (формы мышления – наглядно-образное, наглядно-схематическое и т. д.; творческое воображение; наличие основных представлений о природных и социальных явлениях); б) волевую готовность (сформированность соответствующего уровня произвольности); в) мотивационную готовность (желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять новую социальную позицию – позицию школьника); г) сформированность у ребенка отношения к учителю как ко взрослому, владеющему особыми социальными функциями; д) развитость необходимых форм общения со сверстниками (умение устанавливать равноправные отношения, быть доброжелательным и др.); е) развитость игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте. Однако подчеркнем еще раз, такой всесторонний анализ требуется тогда, когда стоит задача (а решается она уже профессиональным психологом совместно с учителями и родителями) разработать конкретную программу развития ребенка. Во всех остальных случаях такая всесторонняя диагностика оказывается избыточной. При условии хорошей функциональной готовности (во всяком случае на первых этапах обучения) достаточно высокого уровня развития одной из сторон готовности к обучению, чтобы обеспечить удовлетворительную успешность учения, общения ребенка в школе и возможности его развития *. * См.: Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1991. С. 70.
2. Тест Керна-Йирасека на определение готовности детей к школьному обучению * ** См.: Гуткина Н. И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. С. 19-38.
Работа учителя младших классов должна начинаться со знакомства с детьми, поступающими в школу, а точнее – с определения уровня их развития и личностных особенностей. Это надо для того, чтобы еще до начала учебного года наметить программу индивидуальной работы с учениками, нуждающимися в ней (повышение уровня умственного развития педагогически запущенных детей, преодоление нежелательных личностных особенностей и т. д.). Разрабатывая диагностику психического развития детей, Д. Б. Эльконин указывал, что нужна специальная диагностика, направленная не на отбор, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Для первичного знакомства с ними можно использовать специальные методы определения готовности к школьному обучению, позволяющие в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. В основе этих методов заложена идея о тем, что поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. Принято следующим образом классифицировать признаки школьной зрелости: - в интеллектуальной сфере – дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность достижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизводства образца), рациональный подход к действительности (относительное ослабление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к занятиям, где результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации; - в эмоциональной сфере – достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации; - в сфере социальных отношений – потребность ребенка общаться с другими и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль ученика в ситуации школьного обучения. Данный тест состоит из трех заданий. Первое – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший, 5 – низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые. Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Креме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием. Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.
![]() |