![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия
Цикл развития предприятия есть «последовательная смена стадий «рост» — «нестабильность» — «выживание». Доказано, что любое предприятие в период своего функционирования проходит хотя бы первые две стадии, при этом время каждой стадии и ее глубина различны для каждого предприятия и зависят от множества факторов. Каждая из стадий развития предприятия имеет качественно различную основу, именно поэтому сам набор стратегических действий должен существенно различаться для каждой стадии. Переходы обусловлены суммой внешних и внутренних факторов. Случай 1 соответствует быстрому росту и неожиданному падению. Он характерен для молодых, очень агрессивных предприятий, специализирующихся на производстве одного продукта. Случай 2 соответствует длительному (иногда в несколько десятилетий) росту с неожиданным и быстрым падением. Случай 3 соответствует варианту, когда хорошо управляемая компания не достигает третьей стадии цикла (длительный рост и небольшая пауза), а уже в начале проявления негативных тенденций быстро стабилизирует ситуацию, пересматривает свою деятельность и начинает новую стадию роста. Соотношения циклов развития экономики с циклом развития предприятия (рис.) В период фазы расширения национальной экономики складываются более благоприятные условия для устойчивого роста предприятия, чем в период спада деловой активности. Особенно это характерно для таких отраслей, как производство товаров длительного пользования и строительство, общий объем производства которых прекрасно коррелируется с динамикой общей деловой активности. Хотя и другие отрасли при этом испытывают на себе влияние повышения учетной ставки процента, снижения покупательной способности населения, повышения уровня инфляции и роста безработицы, что является характерной чертой экономического спада и дна экономического цикла. Кроме того, очень часто с динамикой экономического цикла связана политическая стабильность государства. Модель Ансоффа —>Модель роста фирмы Стадия планирования Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, т. е. существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей. Рис.Модель роста фирмы по И. Ансоффу Для определения степени готовности должны быть приняты во внимание следующие обстоятельства:1)четко определены возможности получения дохода и проведено серьезное рассмотрение использования ресурсов для реализации преимуществ по схеме «рынок/продукция/конкуренция»; 2)должно быть проведено согласование краткосрочных и долгосрочных целей без достижения сверхбыстрого успеха с последующим сверхбыстрым падением; 3)система управления предприятием должна соответствовать содержанию стратегии роста; 4) должны быть приняты меры финансового страхования (возможность дополнительных вложений) в случае непредвиденных обстоятельств. Начальная стадия Обычно фирма проходит (или старается пройти) этот этап очень быстро. Основные характеристики этапа: 1)возникают и ликвидируются узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане; 2)объем продаж растет, хотя дохода фирма практически не получает. Стадия проникновения Основные черты данного этапа следующие: 1)дальнейшее проникновение фирмы на рынки сбыта; 2)объем продаж и доходы растут, причем их рост становится пропорциональным; 3)вырисовываются определенные преимущества перед конкурентами. Ускоренный рост 1)объем продаж и доходов растет очень быстро, причем рост доходов начинает опережать рост объемов продаж; 2)доля рынка расширяется и приближается к запланированной. Однако уже в конце этой стадии начинают появляться определенные негативные явления: требуется переоборудование, изменения в системе и структуре управления, необходимы более высокие вложения в НИОКР, что приводит к привлечению большого объема финансовых ресурсов. Переходная стадия 1)скорость роста объема продаж и доходов падает; 2)негативные явления (контрудары конкурентов, изменение на рынке, внутрифирменные противоречия) становятся явными и требуют своего решения. Стратегия роста: базовые стратегические альтернативы
![]() |