Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД МИССИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Тут мы вступаем на очень спорную территорию, и я хорошо знаю, с какой глубокой стереотипией приходится иметь дело.

Миссия - одно из самых несчастных понятий в современном управлении. У него горькая судьба, похожая, например, на понятие "обратная связь".

В самом деле, как поругана, а теперь уже почти утеряна замечательная идея кибернетики об обратной связи. Первоначально под ней подразумевалась пе­редача сигналов о результатах управляющего воздействия на сам орган управ­ления, с тем чтобы он мог скорректировать свои воздействия на этот же объект на последующих шагах управления им. Это совсем не то, что ответная реак­ция, когда мы обращаемся, например, к аудитории с какими-то мыслями, ин­формацией, упражнениями и просим ее высказать свои суждения по этому поводу, оценки нашей работы и т. д. Смысл обратной связи едва ли не полное-


тью вытеснен элементарной "ответной реакцией". И кто теперь помнит, в чем подлинный смысл этой важнейшей категории кибернетики.

С миссией произошло примерно то же. Поначалу эта категория была вве­дена в управленческий оборот с действительно очень важным смыслом, отра­жающим происхождение этого слова. Миссия оригинально означала - посла­ние о предназначении. В стратегическом управлении она трактуется как роль организации во внешней среде, вклад ее в развитие города, региона, страны, человечества, отрасли, профессии. При этом вклад должен быть сознательным, спланированным, выходящим за пределы текущих потребностей бизнеса, хотя и совпадающим с его спецификой.

Но посмотрите, что осталось от этого благородного понятия в таких весь­ма распространенных формулировках миссий разных очень даже известных и передовых компаний.

- "Наша миссия состоит в наилучшем удовлетворении потребностей наших
клиентов в таких-то изделиях".

- "Наша компания считает своей миссией неуклонное повышение качества
продукции наших клиентов за счет использования того оборудования, ко­
торое мы с готовностью предоставляем им"...

Примитивная телеономия! Все равно, что утверждать: "Миссия селедки -кормить трудящихся"... Разве у этих поставщиков есть иной выбор? Что бу­дет с ними, если они будут поставлять не лучшее оборудование? Что будет с ними, если они вздумают не наилучшим образом удовлетворять потребнос­ти своих клиентов? Их вытеснят конкуренты. Возьмем вторую формулиров­ку: ведь качество работы упомянутых там клиентов есть естественное след­ствие поставок хорошего оборудования, а не нашей псевдозаботы о каких-то неизвестных нам потребителях. Тут мы имеем дело с самой распространен­ной ошибкой в формулировании миссии организации - сведение ее к специ­фике бизнеса.

Уже неоднократно я слышал от консультантов недоуменные реплики: "Вот поработал я с управленческой командой над миссией. Потратили 3-4 часа в спо­рах о формулировках. А когда сошлись на одной из них, выписали ее на флип-чарт - все испытали разочарование - мы и так все это знаем, это и есть наша работа, что тут нового..." Откуда этот просчет? С одной стороны - мода: как же все носят, а мы? как-то неудобно без миссии, раз она есть у всех. С другой сторо­ны - непонимание консультантами смысла и назначения этого понятия.

А что же есть качественное определение миссии организации?

Прежде всего - миссия нужна далеко не каждой организации. По моим оценкам, запрос на формулирование собственной миссии возникает не боль­ше чем у 20% бизнес-организаций в России, да и в мире в целом. Она возника­ет тогда, когда руководство компании действительно озабочено своей ролью в социальной, профессиональной средах и готово ради нее на дополнительные усилия и затраты.

Приведу примеры из своей практики работы над миссией компаний само­го разного профиля.

Вот миссия крупного металлургического завода в малом монопромышлен­ном городе: "Помочь России увеличить экспорт металла. Повысить уровень и качество жизни населения города до наивысших показателей в стране".


Надо сказать, что крупные, тем более гигантские (как у нас теперь гово­рят, "олигархические") организации обречены на работу над собственной мис­сией хотя бы потому, что сам масштаб обязывает их к этому. Их фактическое влияние на окружающие природную и социальную среды слишком заметно для региона, общества и государства, собственных работников и отрасли, что­бы они могли отказаться от важных обязательств перед ними. Эти обязатель­ства раньше или позже они вынуждены сформулировать и выполнять. Но за­чем нужна миссия ткацкой фабрике, мясокомбинату, оптово-розничной фир­ме? Может быть, и нужна, если их владельцы, руководствуясь чувством долга, здоровыми амбициями, гражданской позицией, берут на себя обязательства, связывающие их бизнес с какими-то более широкими целями.

Например: вино-водочная компания выдвигает миссию: "Повысить куль­туру потребления алкоголя в России". И в развитие этой миссии берется про­изводить и продавать только высококачественный алкоголь, тратясь при этом дополнительно на разработку сценариев ведения "стола" с разъяснениями по соответствующим ритуалам, закускам и пр. Может, этот пример выглядит спор­ным. Но я вижу в нем признаки грамотного подхода к определению миссии организации.

Приступая к работе над стратегией очередной организации, я часто слышу вопросы клиентов: "А почему мы начинаем не с миссии?" Я отвечаю: "А зачем она вам?" - "Ну как же, у других есть..." - "Наверное, она им потребовалась за­чем-то. Что вы потеряете, если оставите это слово в покое? Что вы хотите выра­зить через понятие "миссия"? Предположим, вы останетесь без нее. Что вы по­теряете?" Иначе говоря, я настаиваю на том, чтобы мои клиенты убедили меня в необходимости, целесообразности работы над миссией их организации.

Вот как это происходит. Вспомним пример уже упомянутой консультаци­онной фирмы, которая работает на рынке оценки недвижимости. Как уже упо­миналось, это сильные специалисты, вышедшие из академической среды, ис­кренне озабоченные продвижением экономических реформ в стране. Кроме того, они с увлечением и весьма ответственно работают над новыми методика­ми активизации рынка недвижимости, пытаясь не без успеха убедить админи­страции городов и областей в больших возможностях своих методов и подхо­дов. По моей просьбе они отвечали на вопрос: "Зачем нам нужна миссия?" И они привели мне следующие доводы, подтверждающие их практическую заинтересованность в определении миссии своей фирмы.

- Мы вышли из науки и в какой-то степени идеалисты.

— Нам интересно думать о ней.

- Работа над миссией поднимает уровень нашей работы.

- Миссия способствует командности, объединяет нас.

— Мы готовы что-то терять ради нашей миссии.

- Хотим распространять идеи налоговой реформы, делать налоги более спра­
ведливыми.

— Мы побуждаем наших клиентов "проснуться", а не только зарабатываем.

- Хотим изменить отношение чиновников, руководителей, населения к нало­
гам.

— Миссия создаст нам определенную репутацию и станет нашим конкурент­
ным преимуществом.


И только потом мы разработали формулировку миссии фирмыв таком виде:

"Формирование новой правовой и институциональной среды, обеспечиваю­щей экономический рост и развитие территорий посредством внедрения тех­нологий массовой оценки и учета недвижимости в работе администраций субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Помочь территориям существенно повысить эффективность использова­ния недвижимости через грамотную налоговую политику.

В отличие от конкурентов мы решаем эти задачи не по частям, а комплексно".

Давайте не будем навязывать нашим клиентам миссионерство. В бизнесе это бывает, но не в этом забота консультантов по управлению. Мы ясно понима­ем, что выход на миссию не означает отрыва от бизнеса, от его выгоды и здорово­го эгоизма. Формулировка миссии должна соединять это последнее с заботой о чем-то большем. Посмотрите на следующий пример из моей практики.

Строительная компания специализируется на возведении разного рода объектов из металлических конструкций, начиная от складов, ангаров, офисов -вплоть до жилых домов. На мой вопрос "А действительно ли вам нужна мис­сия или это дань моде?" - высшие менеджеры этой компании всерьез ответи­ли: "Видите ли, наши деловые интересы прямо совпадают с прогрессивными тенденциями в мировой стройиндустрии, где традиционное господство бетона становится тормозом развития отрасли и экономики в целом. Металлические конструкции способны заменить бетон с огромной эффективностью. И мы, конечно, заинтересованы в ускорении этой тенденции в России". Вот что по­лучилось:



Просмотров 707

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!