![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Критерии оценки качества семинарского занятия
1) план семинара; 2) список рекомендованной литературы; 3) организация семинара; 4) активность студентов; 5) стиль проведения семинара; 6) подготовленность преподавателя и его мастерство; 7) отношение преподавателя к студентам; 8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.
73. СМИ как механизм социализации подрастающего поколения. Подласый Особая роль в процессах социализации принадлежит средствам массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Основные функции массовой коммуникации — поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д. Следует отдельно выделить социальнопсихологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. Информация о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки. Массовая коммуникация предоставляет неограниченные возможности для выбора социальных установок и ценностных ориентации личности. При этом наиболее продуктивно использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп. Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массовой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Выявлены две тенденции развития подростковой и юношеской субкультуры. Первая проявилась в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным тенденциям. Вторая тенденция вызвана влиянием на молодежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контркультуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существующего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наличие и распространение контркультуры — признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека, чаще всего вступающего в жизнь, предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.
74. Современные теории личности и их применение в практике обучения и воспитания. Личность – системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Ответы предыдущего курса Большинство теорий личности предполагает ведущее значение влияния социальной среды для формирования и развития личности. Практически только в рамках психоаналитического направления источником развития личности являются врожденная психическая энергия. Основные зарубежные теории: Психоанализ. З. Фрейд – основоположник. Личность состоит из 3-х уровней: 1.«Оно»- бессознательная часть психики;2.«Я»Формируется под влиянием общества. Это сознательное Я человека;3. «Сверх-Я». Представление о традиционных ценностях, идеалах, носитель моральных стандартов. Сверх-я не пускает инстинкты в Я, тогда энергия инстинктов воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества (творчество, общественная активность и т.п.). Неофрейдизм.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, К.Хорни. Ф. Фромм: ведущая роль в поведении бессознательных побуждений, но в отличие от Фрейда, они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Карен Хорни. Разделяя положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала внимание на значении воздействия окружающей среды на формирование личности. Альфред Адлер. три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности. Карл Густав Юнг. (1875-1961) Выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. Наряду с индивидуальным бессознательным есть более глубокий слой – коллективное бессознательное, содержанием которого являются общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя) среди которых центральную роль занимает архетип самости- потенциальное ядро личности. Структура личности:1. Эго. 2.Личное бессознательное. 3. Комплексы. 4. Коллективное бессознательное. Это хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков, в том числе и до человеческий опыт. Бихевиоризм.Подражание как объект научения. Основатель Джон Уотсон (1878-1958). Анализируется только поведение. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Личность – совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Скиннер. Человек полностью продукт внешних обстоятельств, влияния общества, результат воздействия поощрений за социально одобряемые реакции и наказаний за неодобряемые. Скиннер спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением.Для развития всех уровней мышления характерно проблемное обучение А. Бандура, А. Стаатс, Роттер Теория социального научения. Человек не только продукт внешних обстоятельств, но и активный их творец. Человек склонен подражать поведению людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него. Подражание как объект научения. Гуманистические теории личности.Гуманистическая педагогика утверждает воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим способностям. А. Маслоу – американский психолог. (1908-1970). Основной мотив поведения человека – это стремление к самоактуализации, то есть присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его. К.Роджерс (1902 – 1987) Человек с рождения испытывает потребность в принятии себя. Важнейшими чувствами есть эмпатия, одобрение личности воспитуемого. Он предложил новую модель образования - РСА (концентрация на личности): Учитель имеет достаточно уважения к себе и воспитанникам, разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание и руководствуется собственным опытом. Виктор Франкл. Мир стал более динамичным, развитым, богатым, у людей стало больше выбора, возможностей, перспектив. Но при этом люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования.Все больше в своих поступках человек руководствуется тем, что заставляют его делать другие, все больше становится конформистом. Современные ученые выдвигают 2 позиции: 1) биологезаторская,(наследственность) в ней развитие рассм. Как процесс биологического, природного, наследственного, запрограммированного созревания и развития природных сил человека, 2) социологезаторская, (среда, воспитание) здесь развитие определяется социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. В российской науке: деятельностный подход (Выготский) В качестве основных видов деятельности, значимых для обучения рассматриваются 4 вида деятельности: 1) собственно учение;2) труд;3) игра;4) общение. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Поэтому правильная организация обучения должна учитывать 2 уровня развития: уровень актуального развития (на сегодняшний день) и зону ближайшего развития (потенциал ребенка на завтрашний день). Сторонниками деятельностного подхода были Л. Рубинштейн,А. Леонтьев. На основании деятельностного подхода были разработаны концепции обучения и воспитания, в том числе учение о смене ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин) и методика поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Биографический подход. (Бергер, Пауль)Биографический подход стал основой для формирования личностной концепции обучения, цель которой выстроить систему непрерывного образования в строгом соответствии с этапами развития личности и психическим материалом развития. Концепция личностно-ориентированного обучения сформировала 2 направления, по которым психический материал развития конкретизируется и может служить инструментом для организации спец. для данного возраста обучающих видов деятельности. 75. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. (По Мудрику) Социализация в современной России содержательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе. Если в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, то в нестабильном обществе интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Социализация перестает носить целостный и непротиворечивый характер. Для социальной дифференциации современного российского общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Каждый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.Обычно силой, стабилизирующей общество, выступает средний класс. Но малочисленность российского среднего класса не позволяет ему определятьь моральный климат общества. Как результат переходного состояния россйского общества выступают следующие явления: Появляются группы, находящиеся вне процесса направленой социализации, что приводит к появлению безпризорности и социальной безпризорности. Все более расширяется процесс десоциализации – уход людей из общества (бомжи, алкоголики). Проблемы с социальной адаптацией у больших групп людей в связи с утратой своего социального статуса по независимым от них причинам (напр., увольнения в связи с закрытием предприятия). Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрасте, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни стариков. Все большую роль в процессе социализации начинает играть экранная культура.
76. Социализирующая функция религии в современном обществе. Ответы предыдущего курса Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В процессе секуляризации значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти. Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. В зависимости от конфессии роль механизмов и их соотношение различны. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций: ценностно-ориентационная – формирование определенной системы верований; Регулятивная функция -поведение, соответствующее религиозным нормам; Коммуникативная функция создание условий для общения верующих, в определенных формах его организации; Милосердная функция многообразные сферы и формы деятельности милосердия и благотворительности .Компенсаторная (утешительная) функция - гармонизация духовного мира верующих. Воспитательная функция - религиозное воспитание человека. Религиозное воспитание. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации. Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме
77. Факторы отклоняющегося поведения детей и подростков. Ответы предыдущего курса Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического развития, права, культуры или морали (И.С. Кон). Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Под девиантным поведением понимаются: 1) поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); Воспитание в неблагополучной семье в том числе: - С наркотической зависимостью, - Родители злоупотребляют алкоголем, - Родители находятся в местах лишения свободы, - В неполной семье, где родители разведены, - Один из родителей умер, - Воспитывает одинокая мать. Копирование асоциального поведения взрослых: - Нецензурная брань, - Непристойное поведение в общественных местах, - Распитие спиртных напитков, - Телевизионная бравада. Отрицание норм морали: - Неисполнение законов, - Незащищённость граждан, Старение морально-социальных и этических норм. Учеными психологами выделяются три основные причины, обусловливающие проблему девиантного поведения у подростков: во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой; во-вторых, пограничность и неопределенность социального поведения и положения; в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм, и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли. Кроме того, принято выделять основные факторы, влекущие девиантное поведение. К ним относятся: социальные факторы, способствующие девиантному поведению: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы. Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля и низкий уровень самоуважения. Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Низкий уровень самоуважения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. Важнейший фактор девиантного поведения – девиантные сверстники. Девиантное поведение вначале, как правило, бывает немотивированным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск самореализации в других направлениях.
78. Стили педагогического руководства. Ответы предыдущего курса (Реан Педагогика) Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения. Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили. При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками. При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений. При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик». Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет». В чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности. 79. Сущность и структура педагогической деятельности Реан Педагогика Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Целью любой профессиональной деятельности выступает производство общественно ценного продукта. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся. Профессионально-педагогическая деятельность -это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки. В связи с этим выделяют духовную и практическую, репродуктивную и творческую, индивидуальную и коллективную, профессиональную деятельность. Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель. Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как отражение социально-культурного развития в обществе с учетом духовных и природных возможностей личности и запросов общества в квалифицированных специалистах. В ней заключены интересы и потребности различных социальных и этнических групп и общества в целом, с одной стороны, и потребности, интересы и стремления отдельной личности - с другой. По сути, педагогическая деятельность носит творческий характер. Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Репродуктивность означает способность перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах. Мастер педагогического труда — это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения. В структуре труда учителя выделяются следующие составляющие: профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. Педагогическая деятельность — это деятельность не индивидуальная, а совместная. Она всегда совместная уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель — и ученик, студент. Педагогическая деятельность является совместной также и потому, что практически всегда эта деятельность является «ансамблевой». Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. И их педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной, их усилия оставляют наибольший след в личности учащегося тогда, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, «ансамблевой». Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной цели, каковой является вовсе не методическое совершенство процесса, а личность учащегося — его развитие, обучение и воспитание. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности. 80. Тестирование: сущность метода, его оценка и перспективы применения в образовании. Слайды Соломатиной Тест – это стандартизированное, ограниченное во времени испытание. Он позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить актуальный, существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе навыки и умения) и образцы, устойчивые черты поведения. Критерии добротности теста: ¢ объективность, ¢ валидность, ¢ надежность, ¢ репрезенттивность, ¢ адаптивность, ¢ научность. Достоинства теста: ¢ Объективность оценки. ¢ Оперативность, быстрота оценки. ¢ Простота и доступность тестирования ¢ Пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки. ¢ Конкретность и непосредственная практическая направленность Недостатки тестирования: ¢ Не всегда удается установить причинно-следственную связь между вопросами (заданиями) тестов и знаниями студентов. ¢ Результаты тестов обычно оценивают лишь актуальные, существующие в данный момент знания. ¢ Для получения достаточно полных представлений о знаниях студента личности целесообразно вводить научно обоснованный комплекс (батарею) тестов. ¢ Применение тестов может вызывать у испытуемых страх, не позволяющий им проявить свои мыслительные и другие возможности и искажающий результаты тестирования. ¢ Публичное объявление результатов тестирования, особенно в постоянных рабочих группах, может задевать чувство собственного достоинства аутсайдеров, компрометировать их в глазах. Рекомендации по использованию тестирования в учебном процессе: ¢ Четко сформулируйте цели тестирования (определения уровня знаний, повторение материала, решение определенной проблемы творческое использование знаний и т. д.) и их место в учебном процессе. ¢ Дихотомическое (по принципу: «да»-«нет», «верно»-«неверно») построение ответов снижает его надежность. ¢ Увеличение количества содержащихся в тесте задач (вопросов) повышает его надежность. Психологи советуют включать в тест 4 задания, исключая формулировки «все ответы верны» или «ни один из ответов не является верным». ¢ Тест должен включать по возможности больше задач различных типов. Это повышает достоверность его результатов. Перечень типов тестовых заданий по логической структуре:
Методические требования к организации учебного тестирования: ¢ Для объективности оценочного тестирования необходимо применять единые по отношению ко всем испытуемым тестовые методики. ¢ Различные тестовые задачи (вопросы) должны быть примерно одинаковы по сложности, временным затратам. Если важно выделить какой-то определенный аспект, то для этого следует использовать несколько вопросов. В тесте должно быть менее 20% трудных вопросов, средних от 20 до 40%; остальные легкие. Слишком трудные задания в тестах с выбором повышают шанс получить незаслуженно высокий балл для тех испытуемых, кто применяет стратегию случайного угадывания.
![]() |