![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Система образования в России
Педагогическое образование начинается на 4 ступени. В педагогическом колледже можно выучиться на преподавателя начальных классов. Образование преподавателя должно быть не ниже, чем получаемое в учебном заведении, в котором он собирается преподавать. Ведущие педагогические ВУЗы Москвы: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет (МГППУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский педагогический университет (МПУ). Аспирантура, Докторантура по педагогическим специальностям… 93. Социализация, воспитание, образование - соотношение категорий. Реан Педагогика В период становления педагогикикак науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель: 1) передает опыт, накопленный человечеством; 2) вводит в мир культуры; 3) стимулирует к самовоспитанию; 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. В свою очередь воспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; 2) работает над собой; 3) обучается способам общения и манерам поведения. В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель: 1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; 2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; 3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). В свою очередь ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; 3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. Третья категория педагогики — «образование» — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) как результат последнего; 4) как система. Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям. Таким образом: Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Образование – процесс обучения и воспитания человека и его результат. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Показывает этот процесс с точки зрения учащегося.
94. Психодиагностика: понятие, особенности применения в педагогической деятельности. Давыдов. Российская педагогическая энциклопедия Психологическая диагностика -область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. и психофизиологических различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внешних и внутренних факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.). Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми П. д. призвана решать 4 главные задачи: 1. изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов; 2. выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности; 3. выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиологических особенностей учащихся с целью профориентации; 4. предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психол.-пед. мероприятий, напр. при введении новых приёмов и методов учебно-воспитательной работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, отд. учителей и пр. Методики: 1. Тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. При благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться. 2. Опросники. Анкеты более всего обращены к получению фактич. информации о респондентах. В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. (Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ, аббревиатуре — MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности). 3. Проективные методы. Имеютцелью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, к-рые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п. (набор чернильных пятен Роршаха) 4. Психофизиологические методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют спец. лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления к-рых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению. 5. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). В его методиках испытуемым предлагаются задания, в к-рых даны в разл. логич. отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов уч. программ. Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции 95. Образование как социальный институт. Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов. Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер. Параллельно с этими социализирующими индивидов агентами, действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация носит по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации — передача культуры и развитие личности. Функции образования: передача (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности; определение статуса личности; социальный отбор (селекцию), дифференциация членов общества ( за счет чего обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры об-ва), индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль. Система образования как институт включает компоненты: органы управления образованием и подведомственные им учреждения; сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения; учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.; образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности; учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся; периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
96. Динамика профессиональных и образовательных ориентации учащейся молодежи. http://regionsar.ru/node/568 Нужно подумать, как сравнить с СССР, например. Поголовная ориентация на получение высшего образования. Престижным и необходимым считается поступить в ВУЗ. Востребованность региональных вузов, особенно государственных. Меньшая популярность – тех, которые обучают исключительно на платной основе. Независимо от уровня доходов семей опрошенных, большинство из них ориентируется в основном на возможность обучения за счет бюджетного места, а обучение за плату рассматривают как «запасной» вариант. Кроме устойчивой ориентации выпускников на получение высшего образования, существует более низкий престиж учебных заведений, обучающих рабочим профессиям. В содержании социального престижа профессий выделяют несколько основных аспектов, составляющих ядро системы детерминации профессиональных ориентаций. Из них в качестве наиболее важных выделяются содержательность и творческие возможности профессии; социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т. д.); ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии. Ценностные представления об образовании классифицируются в зависимости от выполняемых им функций. Образование выступает легитимным способом достижения множества целей. В структуре терминальных ценностей образование является ценностью само по себе и связано с получением знаний, удовлетворением когнитивных потребностей, духовным самосовершенствованием и т. д. Образование рассматривается и как процесс деятельности. Обучение в конкретном учебном заведении может привлекать качеством образования, средой, в которой проходит учеба. Рост количества образовательных программ второго высшего и численности обучающихся позволил говорить о «буме второго высшего образования». Молодежь считает, что получение двух высших образований обеспечит наилучшие возможности в жизни. Спектр привлекательных для выпускников профессий соответствует устоявшимся в последние годы профессиональным предпочтениям молодежи. Лидируют профессии гуманитарного профиля, из которых наиболее предпочтительными стали юридические и экономические специальности. Многие перечисляют в качестве привлекательных сразу несколько профессий совершенно из разных областей деятельности (например, модельер, менеджер, экономист, юрист или инженер, адвокат, программист). Это свидетельствует о неустойчивости и несформированности профессиональных ориентаций. Привлекательность выбираемой профессии для многих определяется ее соответствием способностям, интересам, чертам характера. Другими определяющими привлекательность профессии факторами являются направленность труда (работа с техникой, информацией, людьми и т. д.) оплата труда и престижность профессии. Анализ информационной базы, формирующей представления о мире профессий, показывает ведущую роль семьи, близкого окружения и визуальных средств массовой информации. Институт образования в этом процессе играет второстепенную роль. Главной целью, что естественно, является получение профессии. Данные исследования подтверждают прагматизм целей учащейся молодежи. Многие хотят получить профессиональное образование ради хорошей зарплаты и престижной работы, т. е. доход и престиж являются главными мотивами в получении профессионального образования. В меньшей степени респонденты ставят своей целью реализацию своих способностей, хотя и исходят при выборе профессии из соображений соответствия ее своим способностям, склонностям и т. д., и меньше всего они ставят перед собой цель стать культурным человеком, что свидетельствует о низкой ценности культуры в сознании молодежи. Анализ представлений выпускников о престижных и доходных сферах деятельности показал, что юридическую деятельность в качестве престижной респонденты отмечали чаще всего. В десятку наиболее упоминаемых сфер деятельности входят, как правило, непроизводственные (исключение составляют строительство и архитектура), связанные с управлением, экономикой, а также сферы, предполагающие творческие профессии. Рабочие и сельскохозяйственные профессии заняли последние места по числу респондентов, считающих их престижными. Престижность профессии, по мнению выпускников, определяется в основном способностью приносить высокий доход. Однако, согласно полученным данным, указанные в качестве престижных профессии не оказываются самыми доходными. Доходность профессии в структуре представлений о ее социальном престиже играет далеко не главную роль. Обобщая полученные данные относительно профессиональных и образовательных ориентаций выпускников одиннадцатых классов, можно сделать вывод о характере их социальных ориентаций. Большинство учащихся ориентировано на повышение социального статуса и пополнение тех социально-профессиональных слоев общества, статус которых характеризуется высоким уровнем образования, престижа и дохода, умственным характером трудовой деятельности. Большинство учащихся выбирает профессии, статус которых выше статуса профессий их родителей: большинство учащихся из семей, в которых родители являются рядовыми работниками. Необходимо отметить, что не всегда подобные ориентации соответствуют уровню ресурсной обеспеченности семьи (материальный, культурный, образовательный, социальный капитал), что в итоге может привести к проблемам с успешной профессиональной самореализацией.
97. Лекция как организационная форма обучения в высшей школе. Соломатина Слайды. Лекция(лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. (Википедия) Основные функции лекции: ¢ Информирующая(излагает необходимые сведения) ¢ Стимулирующая(пробуждает интерес к теме) ¢ Воспитывающая и развивающая(дает оценку явлениям, развивает мышление) [Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. 1999] Иногда выделяют такие функции: • ориентирующая (в проблеме, в литературе), • разъясняющая (направленная, прежде всего на формирование основных понятий науки), • убеждающая (с акцентом на системе доказательств) [Бадмаев Б.Ц. — 1999] Литература, используемая при подготовке лекций по социологии ¢ научная (книжная продукция или периодические издания); ¢ учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций); ¢ методическая (общая и частная методика, соответствующие планы и программы); ¢ справочная (словари, справочники, энциклопедии); ¢ художественная; ¢ общая периодика (газеты и журналы).
![]() |