![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цель применения интерактивных методов
¢ активизация обучения студента за счет включения в образовательный процесс уже имеющихся у него или конструируемых знаний Закономерности обучения (по Р. Карникау и Ф. Макэлроу)
Основные правила организации интерактивного обучения ¢ все студенты учебной группы, не более 25 человек ¢ психологическая подготовка участников ¢ подготовка помещения ¢ четкое закрепление процедур и регламента ¢ деление членов учебной группы на подгруппы. Основные интерактивные формы обучения Творческие задания Творческое задание должно отвечать следующим требованиям: ¢ не имеет однозначного и односложного ответа или решения; ¢ должно иметь субъективную новизну; ¢ вызывает интерес. + метода ¢ неизвестность ответа и возможность найти студенту свое собственное «правильное» решение как фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Работа в малых группах + метода: ¢ Экономия времени за счет сотрудничества и разделения труда; ¢ Обучение и тренинг кооперативного поведения; ¢ Корректирование ошибочных или крайних мнений; ¢ Активизация всех участников с помощью устранения психологических и иных барьеров на пути сотрудничества; ¢ Повышение учебного эффекта вследствие высокой ангажированности участников; ¢ Идентификация с групповыми достижениями и, как следствие, преодоление эгоистических установок; ¢ Подготовка к будущей работе в коллективе. Ролевая игра ¢ Группы (3-5 участников). ¢ Участники получают задание на карточках (на доске, экране), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Метода моделирование поведения, когда каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния, проиграть разнообразные роли, статусы, позиции. Учебная игра -разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс. Этапы учебной игры. ¢ Подготовка игры ¢ Формирование игровой группы ¢ Руководство игрой, контроль за ее процессом ¢ Подведение итогов и оценка результатов.
Метод «Мозаика» – проработка учебного текста Каждый студент в малой группе получает свою часть текста, над которой работает в течение 15–20 минут. В новых малых группах студенты разбиваются по парам и обсуждают содержание текста. В случае необходимости студенты могут обращаться за помощью к преподавателю-эксперту. Этот этап продолжается 10–15 минут. Следующие 15 минут, разбившись в новых малых группах по новым парам, студенты продумывают способ преподавания своей изученной части текста коллегам из первой малой группы. Студенты возвращаются в первоначальные малые группы и преподают своим коллегам материал. Просмотр и обсуждение видеороликов (видеофильмов). ¢ необходимо поставить перед студентами несколько (3-5) ключевых вопросов. ¢ Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. ¢ В конце необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и сформулировать выводы. Обратная связь ¢ Участникам предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня работы или всего тренинга. ¢ Все высказывания должны быть выслушаны без комментариев, оценок, вопросов, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Метода отношение студентов к обсуждаемым темам, увидеть достоинства и недостатки образовательного процесса, оценить результат. Метод мозговой атаки Мыслетехнический метод социальной инженерии, направленным на стимулирование творческой активности и сплочение группы. Проведение мозговой атаки:
Правила проведения: ¢ запрет на критику ¢ как можно больше идей ¢ любая мысль хороша ¢ соединение замыслов ¢ Лаконичность ¢ одно высказывание – одна идея Попс-формула ¢ Студент высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения). ¢ О-обоснование. Студент не просто объясняет свою позицию, но и доказывает ее. ¢ П-пример. При разъяснении сути своей позиции необходимо пользоваться конкретными примерами («Я могу подтвердить это тем, что…»). ¢ С-следствие. Студент делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы. ¢ Таким образом, выступление студента занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Тренинг ¢ готовность обучаемого учиться; ¢ применение различных форм и методов обучения; ¢ использование повторения для закрепления знаний; ¢ соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации; ¢ своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем (тренером). Метода предоставление теоретических знаний и выработка практических навыков. Социологический турнир - форма занятий, которая придает учебному процессу соревновательный характер, возбуждает у студентов дополнительную энергию и содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений. Подготовка:преподаватель объявляет тему, студенты изучают основную и дополнительную литературу. Группа разбивается на 2 – команды по 5-7 чел. Опрос экспертов
90. Общеобразовательная профессиональная программа по социологии. Образовательный стандарт по социологии МГУ. Степень – специалист с возможностью до магистра (новый)
![]() |