![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Для студентів денної і заочної форм навчання всіх спеціальностей
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ ДОНЕЦЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ІНСТИТУТ ЗДОРОВ`Я, ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ТА СПОРТУ ПРИ НАЦІОНАЛЬНОМУ УНІВЕРСИТЕТІ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ І СПОРТУ УКРАЇНИ Факультет спорту Кафедра олімпійського та професійного спорту ЛЕКЦІЯ № 1 з дисципліни „ОЛІМПІЙСЬКИЙ СПОРТ” тема: „ФІЗИЧНА КУЛЬТУРА І СПОРТ СТАРОДАВНЬОЇ ГРЕЦІЇ” для студентів денної і заочної форм навчання всіх спеціальностей
Содержание: 1.Истоки спорта в Древней Греции. 2.Мифы и легенды о спорте Древней Греции. 3.Физическое воспитание в системе образования и воспитания Древней Греции. 4.Олимпийские Игры и другие Всегреческие соревнования. 5.Организация и программа Олимпийских Игр. 6.Участие в соревнованиях, определение чествование победителей. 7.Подготовка атлетов к Олимпийским Играм. 8.Кризисные явления в древнегреческом спорте и конец древних Олимпийских игр.
Литература: 1.Выдрин В. Введение в специальность: уч. пособ. для ин-ов физ. культ. / В. Выдрин. – М.: Физкультура и спорта, 1980. - С.12. 2.Коробков А. Международный совет спорта и физического воспитания – в действии / А. Коробков // Спорт за рубежом. – 1970. – № 21. – С. 13. 3.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М.: Радуга, 1982. 4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1975. 5.Лисицын Б. К вопросу о понятии «спорт» / Б. Лисицын // Теория и практика ФК. – 1974. – № 2. – С. 62. 6.Матвеев Л. Основы спортивной тренировки / С. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – С.5. 7.Олимпийский спорт: в 2 т. / В.Н. Платонов, М.М. Булатова, С.Н. Бубка [и др.]; под общ.ред. В.Н. Платонова. – К. : Олимп. л-ра, 2009. – Т.1. – 736 с. : ил. – Библиогр. : С. 730-735. 8.Пономарев Н. Феномен игры и спорт / Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. – 1972. – № 8. – С.6. 9.Профессиональный спорт: уч-к под общей ред. С. И. Гуськова, В. Н. Платонова. – К., Олимпийская литература; 2000. – С. 5-19; 98-101, 77-82. 10.Платонов В.И. Олимпийский спорт: уч-к (в 2 кн.) / В.И. Платонов, С.И. Гуськов. – К.: Олимпийская литература, 1994. – Т.1. – С. 20-75. 11. Соколов Г.И. Олимпия / Г.И. Соколов. – М.: Искусство, 1980. 12. Шанин Ю.В. Герои античных стадионов / Ю.В. Шанин. – М.: ФИС, 1979.
1. Истоки физической культуры и спорта в Древней Греции Актуализируя многовековую историю физической культуры в разных ее проявлениях от спортивно-состязательных до торжественно олимпийских, можно убедиться в том, что гуманистические идеалы, лежащие в ее основе стали всеобщими. Принято считать, что колыбелью физической культуры является античная Греция. Огромное количество источников – статуи, изображения из металла и камня, сосуды для вина и масла, гантели и др., а также множество литературных памятников, свидетельствует об этом. Многое из того, о чем идет речь имеет мифологический характер. Однако, еще Аристотель говорил, что «мифы – это лживые рассказы, сообщающие истину». В странах Востока и Азии спорт с самого начала был развит не в меньшей степени. Этим подтверждается масштабность, всеобщность физической культуры во всемирной истории безотносительно к регионам Земли. Гимнастические и акробатические упражнения, кулачные бои, борьба и т.д. в III-II вв. до н.э. стали развлекательными программными мероприятиями раннегреческих племен. Первым спортивным регионом Древней Греции считается о. Крит. Особый уровень развития физической культуры приходится на время, когда в Греции начинает утверждаться новая политическая организация – города – государства. Их социальная экономическая, политическая и культурная (в том числе и физическая) эволюция нуждалась в защите извне. Именно теперь физическая культура становится государственной потребностью. Разрабатывается целая система физической подготовки рабов и наемников не для ведения войны, а для победы в ней. Небезызвестный Платон был борцом кулачным бойцом, скульптором, музыкантом, философом. Рабовладелец занят был поиском наилучшего варианта гармонии тела и духа. Так физ. подготовка обрела разную социальную направленность. “Хочешь быть сильным – бегай; хочешь быть красивым – бегай; хочешь быть умным – бегай”. Условия бытия – социальные, военные и т.д. рождали различные виды спорта. И тогда, когда они переставали быть жизненно необходимыми, они становились классическими, традиционными: марафонский бег, метание диска и т.д. Древние греки ”придумали” оригинальный принцип интенсивности различных сфер жизни – агонистика, т.е. условия состязательности. Они нашли им применение в труде, искусстве и спорте. Наиболее привлекали они в спорте, т.к. это захватывало целые массы людей и вынуждало разворачивать свой образ жизни в сторону определенного образа – спортсмена. Отсюда идеальный, мифологический образ – Геракл, Зевс, Афина. Известно, что греки делали жертвоприношения богам, что имело высокий смысл и предназначение. Это случалось после спортивных состязаний, празднеств, победы над врагом и т.д. Принципы состязательности выступали факторами прогресса общественного бытия. Когда мы говорили о древней ф.к. то не имели в виду спорт в чистом виде. “Физическая культура” шире понятия “спорт”, так как включает широкий спектр как спортивных (физических), так и духовных (познавательных) мероприятий. О спорте Древней Греции написано много. Состязания и т.д. имели не только физическую направленность. Они проходили в просвещении, воспитании и обучении людей. Греки соревновались не только в спорте, но и софистике (состязание в красноречии), риторике, судебном деле и т.д. Существовал даже конкурс младенцев. С самых основ воспитания греки всесторонне развивали атлетов: их музыкальные, поэтические способности, знакомили с законодательством. Кроме этого – физические упражнения, обрядовые и боевые танцы, философия, красноречия, ораторское искусство, искусство управления государством. В итоге получался всесторонне развитый гражданин страны, далекий от низменных поступков. Олимпийская физическая культура – это апогей той духовности, которую формировали Гераклит, Платон. Аристотель, Сократ, Диоген. Пожалуй, самое важное, что имеет непреходящий гуманистический характер Олимпийских игр – это экехирия – требования ко всем городам – государствам Греции на время этих игр не вести никаких войн. Требование соблюдать мир во что бы то ни стало означает, что обилие войн истощили Грецию во всех сферах. Необходимо было созидать страну. Арена игр использовалась для различных политических акций, для заключения важных политических договоров или для устраивания социальных протестов. Время всеобщего перемирия (3 месяца) было периодом общего воодушевления, народ переходил к стабильному образу жизни, агрессия уступала чувству жизнеутверждения и радости. Физическая культура Олимпийских, позже Всегреческих игр в силу социальной всеобщности постепенно отходят от своего признака – религиозности. Почести богам и богиням обретают чисто внешний (оформительный) характер.
![]() |