Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Участие в соревнованиях, определение и чествование победителей



 

Зародились Олимпийские игры в то время, когда повсюду в Древней
Греции власть принадлежала аристократии, которая совершенство тела и духа рассматривала, чуть ли не как свою наследственную принадлежность. Поэтому с самого начала к участию в Играх не допускались рабы, иностранцы и
вообще люди, не обладающие всей полнотой гражданских прав. Во многом это определялось и тем, что подготовка к соревнованиям в палестре или гимнасии, путешествие в Олимпию, месячная подготовка в Олимпии и участие в состязаниях требовали исключительно много времени и обходились недешево. Поэтому далеко не каждый житель Греции, даже не ущемленный в гражданских правах, мог позволить себе подготовку и участие в олимпийских состязаниях. Однако постепенно, особенно в IV в. до н.э., в Играх стали при­нимать участие представители средних и низших слоев общества. Появились спортсмены из грекоязычных районов, не относящихся к Древней Греции.

Олимпийские игры были посвящены верховному богу — громовержцу Зевсу. Замужним женщинам, согласно существовавшим в Древней Греции законам, запрещалось участвовать в любых торжествах в его честь. Поэтому гречанки не могли находиться и в числе зрителей на Олимпийских играх. Лишь одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем — жрице бо­гини Демстры, святилище которой также находилось в Олимпии. Со временем стали допускать женщин к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве владелиц колесниц и лошадей. Первой женщиной, по­лучившей право самой управлять колесницей была Киниска, жена спартанского царя Агессилая (IV в. до н.э.), а в 288 г. до н.э. некая Белистиха из Македонии победила в гонках на колесницах, запряженных жеребятами.

Участники соревнований тренировались и выступали нагими, хотя первоначально на Олимпийских играх атлеты соревновались в набедренных повязках, а обнаженность считалась унизительной. Есть несколько версий о происхождении этого обычая. По одной из них поначалу спортсмены носили набедренную повязку или небольшой передник из кожи, но в 720 г. до н.э. они уже были отменены, после того как один из бегунов потерял по пути это прикрытие наготы, но не смутился и все же добежал до цели, опередив ос­тальных. Другая версия более увлекательная: как известно, замужние жен­щины не имели права посещать Игры, однако Каллипетира, дочь знаменито­го в Греции олимпионика Диагора с острова Родос, мечтала о такой же славе для своего сына, и когда он должен был выступать в Олимпии, пожелала непременно стать свидетельницей его успехов. Ока пробралась на места для зрителей, переодевшись тренером. Сын се одержал победу, и счастливая мать, позабыв обо всем, выбежала на стадион. Но в тесноте и суматохе ей порвали одежду, и тайна се пола раскрылась. Уважая заслуги отца, судьи не наказали честолюбивую мать, однако, чтобы избежать повторения подобных инцидентов в будущем, постановили, что как спортсмены, так и тренеры бу­дут являться на Игры нагими. Есть предположение, что обычай этот сложил­ся под влиянием спартанцев, ведь в Спарте в торжественных шествиях, гим­настических упражнениях и плясках нагими выступали и юноши, и девушки. Более вероятно все же, что для состязаний, требовавших немалой затраты сил, послужил образцом физический труд земледельца, которому Вергилий советовал: «Голый паши, сей голый». Больше всех устраивал этот обычай скульпторов, получавших прекрасную возможность созерцать человеческое, тело, позы бегунов, метателей копий или дисков, борцов, их движения, напряжение мышц, дабы затем запечатлеть в изваяниях различные моменты состязаний .

Сначала судейская коллегия на Играх состояла из двух человек. Этого было вполне достаточно, гак как программа включала один вид — бег на один стадий. Но по мере ее расширения увеличивалось и количество судей. Когда в 372 г. до н.э. Элида была разделена на 12 округов и каждый округ выделял своего представителя в судейскую коллегию, судей стало 12. А когда в дальнейшем число округов уменьшилось, соответственно и число судей сократилось до восьми. В 348 г. до н.э. было решено избирать 10 судей, как и прежде, и этот порядок просуществовал, насколько можно убедиться, до са­мого конца Олимпийских игр древности.

При определении победителей в беге, гонках на колесницах, прыжках, метаниях трудностей не возникало, так как существовали четкие объектив­ные критерии. Однако в кулачном бою, панкратионе и борьбе постоянно воз­никали трудности, а правила определения победителей постоянно со­вершенствовались. Однако во всех случаях они предполагали определение явного преимущества одного соперника над другим.

В древних Олимпийских играх не учитывались рекорды, т.к. не могли
определять точное время бега и, следовательно, не могли сравнивать результаты. Но если проследить этимологию слова рекорд от лат. recordari — «сохранить в памяти», мы убедимся в том, что греки пользовались другими способами увековечивания и прославления атлетов — их слава воспета в одах и гимнах, в надписях и скульптурах.

Атлетов, нанесших противникам смертельные увечья, судьи изгоняли со
стадиона и аннулировали их победы. Однако, эти решения далеко не всегда признавались на родине спортсменов и их нередко чествовали как героев.

Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Именем атлета называлась очередная Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в Священной роще.

Награды присуждали и раздавали судьи. На Играх создавали три судей­ские коллегии: для пентатлона, для состязаний на колесницах, для прочих видов соревнований. Когда Игры заканчивались и судьи принимали решение, объявлялись результаты, оглашалось имя победителя и название той местно­сти, откуда он прибыл в Олимпию. Олимпионики обладали правом возложить принесенные по обету дары Зевсу на его алтарь в Священной роще, а также поставить от своего имени статую в Олимпии, аллегорически изображавшую тот вид спорта, в котором особенно выделился победитель; ему позволялось и увековечить на статуе свое имя, тем самым навсегда входившее в историю Игр. Знаком особого отличия было позволение придать лицу статуи сходство с лицом увенчанного оливковыми ветвями победителя. Поначалу статуи были деревянные, лишь со временем их стали делать из камня или бронзы. Иногда эти изваяния были произведениями выдающихся скульпторов, которые приезжали на Игры и там работали. Предполагают, что скульпторы чаще всего не забо­тились о сходстве, а создавали идеализированные образы, предназначенные для того, чтобы сохранить память о победе на Играх. Художник не всегда даже знал лично победителя, доблесть которого он хотел увековечить, только изредка он располагал словесным портретом олимпионика. Обычай, по ко­торому спортсмен, одержав три раза победу на Олимпийских играх, получал право иметь в Олимпии свою статую, наделенную его чертами лица, сложился, несомненно, во времена более поздние. Ведь вплоть до V в. до н.э. греки рассматривали победу на Играх не столько как проявление личных способно­стей олимпионика, сколько как знак особой божественной милости, дарованной победителю.

После возвращения победителя домой в его честь устраивали празднества, сочиняли оды, он получал денежные подарки и пенсию. Иногда для победителей делали проходы в каменных стенах, окружавших город — это был символ того, что городу, в котором живут победители Игр, укрепления не нужны. Воздвига­лись статуи. Но статую с портретным сходством можно было воздвигнуть лишь в честь трехкратного победителя на Олимпиаде.

О победителях Олимпийских игр не забывали и во время войн. Так, из­вестно, что Дорисей из Спарты — олимпийский победитель в панкратионе в 407 г. до н.э. попал в плен в битве с афинянами, но был освобожден без выку­па. Александр Македонский приказал освободить Дионисидора, попавшего в плен, узнав, что он олимпионик, которому пришлось искать защиты у судей. Виновный был приговорен к боль­шому денежному штрафу, однако в эпоху, о которой идет речь, подобный по­ступок — участие в состязаниях из корыстных побуждений — уже не был чем-то исключительным, из ряда вон выходящим.

Жители Элиды долго гордились тем, что среди них никто не нарушал освященных традицией правил Олимпийских игр. И все же случилось так, что и их соотечественник некий Дамоник, в 12 г. до н.э. запятнал честь свою и своего города. Здесь виновными оказались не сами участники соревнований, а их не в меру честолюбивые отцы, пренебрегшие принципами честной игры. Сын Дамоника должен был состязаться со спортсменом из Смирны. Обуреваемый жаждой успеха, Дамоник подкупил соперника своего сына или, может быть, его отца, обеспечив своему сыну победу. Наказание понесли от­цы, о чем свидетельствовали надписи на статуях, воздвигнутые на деньги, выплаченные виновными. Добавим еще, что однажды некий участник соревнований проявил трусость: на борца из Александрии его будущий противник произвел столь сильное впечатление, что он за день до схватки сбежал. Он также не избежал наказания денежным штрафом. Так постепенно размывались этические и культурные основы греческой агонистики древних времен.

 

8. Подготовка атлетов к Олимпийским играм

Тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетом к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным ви­дом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение по частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств - силы, выносли­вости, ловкости. Уже в те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и 4-дневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.

Постепенная профессионализация спорта в Элладе, которая достаточно четко прослеживалась, начиная с V в. до н.э., способствовала постоянному совершенствованию организации и методики подготовки атлетов. До приезда в Олимпию для участия в Играх атлеты были обязаны регулярно, в течение 10 месяцев, тренироваться в гимнасиях пол руководством работавших там профессиональных тренеров. Подготовка приобретала регулярный и напряженный характер, в ней широко использовались не только знания и опыт, накопленный в спорте — его техника, тактика, методика развития различных качеств, но и современные данные медицины — профилактика и лечение травм, специальная диета, масаж и др.

Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих соревнованиях, но и в погоне за денежными, призами и подарками поочередно принимали участие в самых различных соревнованиях.

В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и панкратионисты использовали кожаные меш­ки с песком, мукой, или пшеницей для отработки различных ударов. При этом, мешки дифференцировались по массе и расположению в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен — силы или точности ударов, устойчи­вости ног и др. При тренировке с использованием мешков применялись различные упражнения, развивающие силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие). В Древней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряженного труда, отказа от привычного образа жизни.

Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олим­пии в последний месяц перед Играми. Дисциплина поддерживалась не только разъяснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры на­казывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.

В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гигиены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.

При подготовке спортсменов к тренировкам и соревнованиям, а также для восстановления сил особенно широко использовался массаж.

В античный период теплые ванны и бани у греков считались местами, где спортсмены изнеживались, антигимнастичсским вызовом. Считалось, что расслабление в банях отрицательно сказывается на подготовке атлетов и их закалке. Начиная с 1 в. до н.э. в эллинистическо-римский период отношение к бане стало меняться. Под влиянием римских традиций баня начинает играть для спортсменов все более важную роль.

Следует сказать, что в Древней Греции нередко обращалось внимание на негативные проявления излишнего увлечения подготовкой и участием в соревнованиях. К примеру, Эврипид отмечал, что однообразная специализированная диета спортсменов не способствует нормальному образу жизни. На это же указывал и Гиппократ, говоривший, что однообразная тренировка и диета представляет опасность для физиологии человека, приводит к его деградации; избыточное развитие мускулатуры нарушает симметрию, приводит к физической дестабилизации, отставанию и ослаблению других способностей.

Тренировка атлетов в гимнасиях осуществлялась профессиональными учителями (тренерами). Они обучали молодых атлетов технике видов спорта, давали указания по выполне­нию упражнений и участию в соревнованиях. Тренер должен был иметь знания обо всем, что относилось к подготовке атлетов: массаже, диете, гигиене, медицине. Он должен был быть хорошим физиономистом. Уметь делать выводы о характере атлета и его темпераменте. Кроме этого тренер должен был постоянно контролировать его состояние.

Согласно Аристотелю, учитель, как и врач, не мог действовать без здравого смысла. Он должен был применять методы соответственные личности спортсмена, так как не всякий выдерживает или нуждается в одинаковых упражнениях.

В Древней Греции существовала традиция, согласно которой тренерами, как правило, становились известные атлеты, завершившие спортивные выступ­ления. Несмотря на то, что знания тренеров в основном базировались на личном опыте, некоторые из них писали книги о методах тренировки, специальной дие­те, методике массажа и других проблемах подготовки атлетов. Тренеры работали на профессиональной основе, также как скульпторы, архитекторы, артисты театра. Работали они по частным контрактам или по контрактам, заключенным с городскими властями. Во II в. н.э. в гимнасиях ста­ли появляться официально нанятые врачи, которые наряду со своими прямыми обязанностями, часто занимались тренировкой атлетов.

Существовала специализация учителей-тренеров, которые принимали участие в подготовке атлетов. В зависимости от выполняемых функций они
назывались «гимнастис», «педотрибис», «алиптис». Гимнастис разрабатывал
программу подготовки атлетов, педотрибис реализовал эту программу, а
алиптис занимался подготовкой атлета к соревнованиям, натирая
его тело маслом, делая массаж.

 



Просмотров 1676

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!