Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Помещение и коммунальные услуги



ГЛАВА I. «РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ФАКТУ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ».

ПРОЕКТ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

УЧАСТНИКИ И МЕТОДЫ ПРОЕКТА

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА ИЛИ «STRUGGLE» СО СМЕТОЙ

ФАНДРАЙЗИНГ

PR ПРОЕКТА

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА, ПОСЛЕДУЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ГЛАВА II. «МАРШРУТКА № 7»

ГЛАВА III. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЭПОС.

«…никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем, будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть».

ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ

ДУРАКИ (ПРО ТЕХ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ)

КОШКА (ЧЕМ БИЗНЕС – ПРОЕКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА)

«ГАРИКИ» ПРО СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АФОРИЗМЫ

ПРИТЧИ

 

ГЛАВА IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

КОНКУРС ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ. НАПРАВЛЕНИЯ.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКРСЕ ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ «ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 2006 - 2008»

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ, СТИМУЛИРУЮЩИХ ГРАЖДАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОКРУЖНОГО КОНКУРСА «ЛИДЕР XXI ВЕКА» СРЕДИ ЛИДЕРОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОКРУЖНОГО КОНКУРСА ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ «ЛИДЕР XXI ВЕКА»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКРУЖНОМ КОНКУРСЕ «СТУДЕНТ ГОДА»

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ФОНДОМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛУБ»

ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА (ИНСТИТУТ «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»)

ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ И ССЫЛКИ

 

 

ОТ АВТОРОВ

Многолетний опыт работы Ассоциации детских и молодежных объединений Ханты-Мансийского автономного округа, направленный в первую очередь на поддержку детских и молодежных социальных инициатив, показывает важность и обоснованность технологии социального проектирования, как методического инструмента для социально-экономического развития региона.

Именно социальное проектирование, изначально как, способ работы с детскими и молодежными объединениями (написание программ и проектов, целеполагание, анализ, оценка рисков, отслеживание эффективности и т.д.) заложило основу понимания того, что общественным объединениям в округе – быть.

Необходимо отметить тот факт, что деятельность детских и молодежных общественных объединений муниципальных образований округа прошла заметный путь развития с 1996 года по настоящее время. Это, безусловно, связано с системных подходом в проведении детских и молодежных школ актива (Школа лидеров 1999 – 2002 год, 12 муниципальных образований), с созданием условий для взаимодействия детских и молодежных объединений, а именно ежегодные слеты детских и молодежных объединений, носящих оценочный характер эффективности молодежной и детской работы, это и мероприятия, в направлении «Лидер», в рамках реализации программы «Молодежь Югры», показавшие и укрепившие свои результаты на окружном и Всероссийском конкурсе «Лидер XXI века», с работой над содержанием летних лагерных смен для детей и молодежи (ДООЛ «Бухта Лазурная», ЦАП «Зеленая улица», ВДЦ «Океан» и ВДЦ «Орленок», ДООЛ «Дагомыс» - «Славянское содружество», ДО «Волжский прибой», ДОЛ «Астра» в Республике Болгария). Содержательным компонентом большинства лагерных смен до сих пор является формирование ответственной, целеустремленной, инициативной личности, способной делать себя, строить свои семью, быть конкурентоспособной на рынке труда и через это развивать свой регион в различных сферах общественной жизни. Несомненно, рост общественных объединений напрямую связан с программой подготовки и повышения квалификации кадров для молодежной и детской работы «Импульс Югры». Эта программа стала не только победителем всевозможных конкурсов грантовой поддержки, как на региональном, так и российском уровне, но и самое важное стала устойчивым «брендом» в молодежной среде, потому что, с появлением данной программы в 2005 году, участники стали точно понимать, что? Как? И зачем? они изучают, какой именно образовательный модуль (лидерский курс, социальное проектирование, основы работы в НКО, «школа тренеров», социальный инжиниринг) требует его социальный статус и личная система роста.

Это одни из немногих фактах показывающих на то, каким образом «социальное проектирование», и как компонент неформально «образования», и как эффективный инструмент реализации того, что ты хочешь сделать влияет как на общественные массы, в широком понимании, так и на отдельные детские и молодежные объединения в узком.

Работая, над этим изданием, изначально, не хотелось делать его сухой «методичкой», якобы рассказывающей, что? и как? сделать, но все-таки думается, что «опыт», представленный в материалах сможет показать Вам, Уважаемый читатель, каким образом общественные объединения и отдельные люди могут успешно делать свое «ДЕЛО».

 

ВВЕДЕНИЕ

У вас появилась идея!!! Замечательно! Эврика! Ура! Мысль, терзавшая ваш мозг, вдруг приобрела яркость, четкость, форму и даже наполнилась содержанием. Уж теперь-то вы знаете ЧТО делать! И вот вы уже на старте, готовы к прыжку - только вперед и ничто не сможет вам помешать!

Но… тут же появляются первые сомнения: «А где взять денег? Кто поможет? К кому обратиться за советом? Все-ли правильно просчитано? Как все-таки дойти до финиша и добиться результата? …»

Если подобного рода сомнения вдруг появились в вашей голове, то вам – сюда.

Этот сборник о том, что «так легко понять и так не просто сделать», о том, что все мы прекрасно знаем и, тем – не менее, вспоминаем очень редко.

На конкретных примерах мы попытаемся рассказать о том, как продвигаться в рамках проекта и успешно завершить полный проектный цикл — от возникновения интересной идеи до преподнесения полученного результата и анализа эффективности проекта. С помощью простых приемов и примеров из жизни мы попытаемся рассказать о том, что предпринять, если в реальной жизни идеальные стандарты соблюсти невозможно. Если вдруг оказалось, что от идеи до ее воплощения - задача со многими неизвестными.

Это не истина в последней инстанции, а, скорее, личные советы, основанные на личном опыте авторов и их коллег.

ГЛАВА I «РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ФАКТУ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ»

ПРОЕКТ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Каждый раз, когда наши организации берутся за написание проекта, мало кто задумывается над значением этого слова и его происхождением. Чаще всего под проектом понимается и школьный капустник, и проведение субботника, и социологическое исследование по заданной теме, и переезд в новое здание, и программу деятельности организации. Безусловно, можно и новый песенный альбом Земфиры назвать проектом - как коммерческим, так и социальным. В первом случае понятно – это продается, а во втором – песни Земфиры могут изменить, например отношение слушателей к жизни.

Лирика это штука конечно хорошая, но для того чтобы определить свое отношение к проектированию, как методу и сформировать единый понятийный аппарат, давайте посмотрим как значение слова «проект» изменилось в процессе исторического развития и какие формы успело приобрести в современном обществе.

Проект – в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед. Под проектом подразумевают план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).

В европейских языках слово проект заимствовано из латинского: оно происходит от причастия projectus (от гл. proicere, или projicere), которое буквально означает: «выброшенный вперед», «выступающий», «вытянутый», «бросающийся в глаза». Сюда относятся франц. projet, англ. project, нем. Projekt, итал. progetto, исп. proyecto и др. Посмотрим, какие особенности имеет наше слово в разных языковых пространствах. Определяющую линию задают уже французские толковые словари.

Projet - это намерение, которое будет осуществлено в будущем; так, мысль завершается проектом, последний же оказывается замыслом, который приобретает ощутимые черты вплане, схеме или программе.

В немецком языке слово Projekt появилось именно в XVII в. и функционировало наряду с Entwurf (набросок, эскиз)1. Отсюда в петровскую эпоху заимствуется и русское проект, или проэкт, которое в своем семантическом спектре уже имело обычные «план, предложение»; в «Архиве» Куракина читаем: «учиня проект, подал к тайному совету».

Свое точное соответствие латинское слово-прародитель имеет в греческом существительном πρόβλημα (от προ-βάλλω, «бросаю вперед»). Так, среди главных значений в Словаре Liddell&Scott называются такие, как «помеха, препятствие» и «задача, вопрос»2. Взаимопринадлежность их очевидна: помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остановиться, задуматься и принять какие-то меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы «провоцирует», пробуждает скрытые силы. Привычная для нас картина начинает меняться. Античное понимание внятно говорит о том, что проект вовсе не обязательно должен быть индивидуальным (только моим) произведением, проблема же - только помехой на пути. Ведь проект как проблема (проект-проблема) может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником «идеи» и отказаться от «своего» личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, удивиться, наполниться им, проявить его в своем творчестве

Новое время предлагает понимать «проект» как «идею», которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

Примеры определений понятий «проект» и «проектирование»:

Проект — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на создание определённого, уникального продукта или услуги. В силу своей уникальности проектная деятельность связана со многими рисками. Существует отдельная дисциплина в менеджменте - управление проектами (project management).

Проект — это совокупность документов, обосновывающих экономическую и (или) социальную целесообразность деятельности, направленной на достижение определенных целей и поставленных задач, в течение заданного периода времени и при установленном объеме ресурсов.

Стандарт DIN 69901 предлагает следующее определение. Проект - это «план, который, как правило, характеризуется совокупностью исключительных условий, например, указанием цели, временными, финансовыми, кадровыми и другими ограничениями, отделён от других мероприятий. Предусматривается создание специальной организации для проведения проекта».

Проект всегда единственный в своём роде и никогда не повторяется точно в такой же форме. Он направлен на достижение определённой цели. Проект ограничен во времени, имеет начало и конец. Для осуществления проекта выделяются денежные средства и назначаются лица из разных отделов или приглашаются, как в случае с внештатными сотрудниками переводческих агентств и бюро. Проект отделён от других проектов и имеет руководителя проекта, заказчика и членов команды проекта, объединённых в специальную организацию по реализации проекта (см. подробнее: Пайпе 2005: 19-20).

Вот как определяют этот термин в Российской Ассоциации Управления проектами СОВНЕТ:

Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение

отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Словосочетание "отдельной системы", включенное в определение, указывает не только на целостность проекта и его разграниченность с другими предприятиями, но и подчеркивает единственность проекта (в отличии от серийного производства),а значит -его неповторимость и признаки новизны.

 

Специалисты компании "Консалтинг ПРИМ" считают, что:

Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели

в течении заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета.

 

Московское отделение Ассоциации управления проектами Project Management Institute (PMI, Институт Управления Проектами) дает следующее определение:

Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

"Временное" означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. "Уникальных" означает, что создаваемые продукты или услуги существенно

отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

 

 

Несомненно, все вышеперечисленные определения имеют право быть и применимы в своей области, но вы Уважаемый читатель, если относитесь к категории деятелей общественных, то в нашем с вами определении важно учитывать социальный аспект, того самого метода.

Земфира изменяет жизнь? – не факт, поэтому никому не верьте.

Хотите объяснений? Нет уж, постараемся разобраться вместе.

Социальное проектирование - это не просто временное предприятия для создания продуктов и услуг, потому, что главным вопросом при проектировании, является не вопрос «Что я получу от этого?», а «Что получат другие?», то есть те изменения, которые произойдут в той общественной среде, с которой вы работаете. А если из серии «коротко и ясно», то СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – это инструмент для решения социально значимых проблем определенного сообщества.

1. Пожарить яичницу – это проект?

2. Творить добро – это социальный проект?

3. Земфира – специалист в области социального проектирования?

 


 

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Когда я жарю яичницу, то первое, что побуждает меня это делать - мое чувство голода. Причем именно мои собственные предпочтения определяют количество яиц, состав дополнительных ингредиентов, и способ приготовления. И я уж точно знаю, что если я сначала посолю сковородку, затем разобью яйца, а потом уже налью масло, то в итоге, скорее предпочту не завтракать.

Вы, Уважаемый читатель, можете спросить «О чем это мы?», да о том, что социальное проектирование, и проектирование вообще это процесс последовательный, имеющий определенную структуру и базовые принципы. В этом разделе мы попробуем разобраться, чем в проектировании является «чувство голода», «мои предпочтения», «основные и дополнительные ингредиенты» и «очередность приготовления яичницы».

 

Краткое описание этапов приготовления[1]

Шаг 1: Постановка проблемы проекта. (есть проблема – есть идея).

Данный этап точно определяет, в чем состоит проблема. Определяет причины ее возникновения. Показывает, какие целевые группы людей, затронутых проблемой, получат помощь в результате реализации проекта. Почему этот проект необходим именно сейчас.

Шаг 2: Цель проекта.

· Направлена на решение проблемы;

· Описывает планируемые изменения;

· Допускает измерение результата;

· Локализована в пространстве;

· Конечна во времени;

· Реалистична.

Шаг 3: Задачи – средства достижения цели.

· Отражают этапы проекта;

· Связаны друг с другом;

· Требуют людей;

· Требуют ресурсов;

· Контролируемы.

Шаг 4: Методы и участники проекта.

На данном этапе необходимо описать стратегию и методы (механизмы) достижения поставленных целей: Каким образом будут достигаться намеченные цели? Как будут выполняться поставленные задачи? Почему именно такие методы были выбраны для решения поставленных задач?

Кто будет осуществлять их реализацию? Кто должен работать в команде для успешной реализации проекта?

Шаг 5: Ресурсы проекта.

Какие ресурсы необходимы для осуществления поставленных задач и реализации проекта (канцтовары, материалы, оборудование)?

Шаг 6: PR – кампания проекта.

Информационное обеспечение проекта? Как и когда будет сделана презентация проекта? Где вы будете размещать информацию о проекте? Какие источники информации вы планируете использовать? Каким образом и кто будет привлекать основных участников проекта?

Какие информационные PR материалы будут созданы в ходе проекта? Каким образом вы планируете информировать людей об успехах проекта?

Шаг 7: Календарный план реализации.

Этот раздел должен включать перечень запланированных мероприятий и дел с обязательным указанием дат проведения и ответственных (из команды проекта).

Шаг 8: Ожидаемые результаты проекта.

Что конкретно изменится в результате выполнения проекта? Каковы критерии успешности проекта (количественные и качественные)? Как вы поймете, что достигли запланированного результата?

Шаг 9: Перспективный план развития проекта. Какие пути развития есть у проекта после его реализации.

Постановка проблемы

Обычно люди не видят решительно никаких трудностей в части постановки проблемы. В девяноста пяти процентах случаев предлагаются дежурные заходы про "актуальность выбранной темы", т.е. выливается определенное количество воды, достаточное для соблюдения ритуала обоснования собственной деятельности. Считается, что проблема указана уже в самом заголовке будущей работы. Например, мы хотим исследовать безработицу или бедность. Сразу, недолго думая, начинаем писать общие фразы о том, как в ходе реформ в постсоветской России появился отряд безработных, как он неумолимо растет, как он обретает женское (вариант: мужское) лицо. Из этого делается очевидный вывод, что, во-первых, проблема актуальна, а во-вторых, наш социальный проект крайне необходим. Между тем все это весьма сомнительно, ибо такое изложение, как правило, никакую проблему не содержит. То, что у нас есть безработные и бедные, известно каждому, об этом можно прочитать в любой газете.

Или вот еще, в отчете о реализованном проекте, лидер общественного объединения решаемую проблему излагает следующим образом:

«Решение о создании социального проекта «Наш долг-забота» было принято после проведения анкетирования, анализ которого показал, что 70% нынешних подростков решают свои проблемы при помощи физической силы, проявляют агрессию к окружающим и являются агрессивными и жестокими личностями, что в свою очередь является проблемой в обществе. Поэтому цель данного социального проекта заключалась в оказании разнообразной помощи нуждающимся людям района и, посредством этого, воспитание у подростков таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание и толерантность. Реализация проекта рассчитывалась на период с октября 2007 года по декабрь 2008 года. За это время были подготовлены кадры для проведения самого социального проекта, были подготовлены и проведены акции «Поздравляем мамочек», «Дети - детям», «Забота», «Покормите птиц зимой», «Твори добро», акции к дню защитника отечества и к дню 8 марта. Так же были проведены концертные программы для детей-инвалидов и пенсионеров и благотворительные вечеринки, на которых были собраны мягкие игрушки, благотворительные вещи».

Что же получается, уважаемый руководитель проекта, что вы «покормив птиц» решили проблему агрессивности, а собрав мягкие игрушки для детей, сделали 70% тех самых «жестоких» добрыми? Так чего же собственно Вам хотелось? Подарить нуждающимся детям радость, помочь птицам, либо самому потусоватся на вечеринке, которую Вы называете благотворительной? Вы, уж не подумайте Уважаемые читатели, что мы придираемся, и понятно, что у руководителя проекта были добрые намерения, но если говорить о корректности постановки проблемы и ее целесообразности при создании социального проекта, необходимо учитывать следующие:

Говоря об очевидной актуальности проблемы подростковой жестокости мы часто апеллируем к необходимости что-то делать, т.е. помочь обездоленным, предложить какие то меры социальной помощи, а нет необходимости что-то понять, раскрыть неочевидное, или противоречащее обыденным взглядам. По сути обоснование проблемы подменяется ссылками на проблемы определенных групп людей. В каком-то смысле мы спекулируем на тяжелом положении маргинальных групп, чтобы без особых усилий доказать «значимость» своей работы. Моральным оправданием этой позиции становиться искренняя симпатия к объекту наших действий. Подростковая агрессия само по себе не является проблемой, это обыденный факт. А вот понимание причин появления данного факта в конкретной общественной среде, как раз таки сможет определить что необходимо сделать для решения проблемы и каковая ваша роль, в тех положительных изменениях, которые, как вы считаете должны произойти.

Формулирование проблемы - задача чисто авторская и в сильной степени личная и личностная, особенно это важно для социальной сферы, где выбор темы тесно связан с нашими ценностными установками и гражданской позицией, поэтому определяя проблему, неплохо было б объяснить, хотя бы самому себе: «Зачем мы за это беремся?», и главное «Почему это должно быть интересно другим?» если речь идет о чем-то большем нежели просто человеческое сочувствие, оказавшимся в сложном положении.[2]

Проблема — это некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, противоречие: «Проблема – это то, что есть, но быть не должно, либо то чего нет, но быть должно». Поэтому важно зацепиться за неоднозначность и начинать растягивать смысловое пространство, а не гордо указывать пальцем на бесцветную пустоту. Что еще более затрудняет задачу, проблему надо не только понять, но и внятно изложить в нескольких предложениях, где будут и указания на объект, условия реализации и «конфликт интерпретаций». Прежде всего, мы должны показать, что та проблема, которую мы определили интересна для нас самих, а затем убедить других людей в том, что она может иметь значение не только для автора.

Когда формулируешь проблему – подумай:

1. Почему решение данной проблемы приоритетная задача?

2. Какие источники информации помимо самого автора свидетельствуют о том, что проблема существует, и ее важно решить?

3. Зачем мы за это беремся, и, почему это должно быть интересно другим?

Цели и задачи проекта

«Иной раз спросишь себя: «Старик чего ты хочешь?» - и сам себе ответишь: «Не знаю старик»

Е. В. Клюев «Между двух стульев»

Если мы с вами, четко обозначили проблему, тогда в принципе понятно «Че делать?», понятно куда идти, с кем, чего с собой брать, и когда. То есть если вы поняли «чего хотите», то вы уже представляете себе идеальный образ этого. Наш внутренний «Старик» обязательно поведется на это, главное нужно помочь ему представить ту самую идеальную картинку. Но тут, Уважаемый читатель, главное не перебрать с погружением в мир внутренних фантазий, потому что только мечты, врядли могут привести к конкретным изменениям. А как это в жизни бывает, даже самая прекрасная и мощная идея совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Для материализации мечты необходим определенный набор инструментов, который позволяет определить количество шагов и их размер.

Правильная постановка цели и задач в социальном проектировании является тем элементом, после которого «чего хотим?» становится «чего делаем?».

Цель – это образ предполагаемого результата, которого можно достичь в определенный момент времени.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится автор в ходе реализации проекта.

Цель должна быть реалистичной, соотносится с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В тоже время цель должна быть реальной. Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Цель определяет смысл существования проекта и его значения, и не может меняться в процессе его реализации. Изменение цели – означает изменение проекта.

Характеристика цели по технологии «SMARTER»:

Хорошая цель для проекта должна быть:

S(Specified) – Конкретной

M (Measurable) – Измеримой

A (Achievable) – Достижимой

R (Resourсe-bound) – ограниченной по ресурсам

T (Timed) – ограниченной по времени

E (Exiting) – вдохновляющей

R (Recorded) – записанной

 

 

S – Specific (специфичность) Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность продукта. Необходима конкретика, чтобы можно было сравнить результат проекта с целью.
M – Measurable (измеримость) Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было проводить анализ при помощи графиков, статистики.
A – Appropriate (уместность) Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать перспективам организации.
R – Realistic (реалистичность) Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать конфетами на Луне не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени) В цели указываются временные рамки проекта, т.е. дата начала и окончания проекта.

 

Вот пример цели проекта, в ходе которого детям сиротам дарят игрушки, пожертвованные семьями:

Цель – вовлечение обычных людей в проблемы детей-сирот. Непонятно каким образом будем вовлекать людей, чего получим в результате и как измерить степень вовлеченности.

Давайте попробуем сформулировать более корректную цель, и проанализировать ее при помощи технологии «SMARTER»:

Цель: «В течение полугода (с 10 марта по 10 августа) выстроить на основе технологии общественного попечительства новый тип взаимодействия между семьями домой на ул. Иванова, 5,7,10, и детьми из приюта на ул. Иванова, 12»

  1. Абстрактное «вовлечение» заменено – «выстроить» (S, конкретная)
  2. Можно измерить – (M) – количество натуральных пожертвований, их регулярность и т.л.
  3. Есть указание на то чего хочется достичь – (А) – новый тип взаимодействия, который измеряется
  4. Есть указание на время проекта – (T)
  5. Критерий «вдохновляющая» нельзя измерить, но цель может найти отклик в сердцах людей

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки хороших задач

- Являются логическим следствием проблемы;

- Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);

- Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

- Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

 

Очень часто лидеры общественных объединений пытаясь «изменить мир к лучшему», не разобравшись в причинах и следствиях, решаемой проблемы берутся за «все» и «сразу», на самом деле не понимают какие конкретные действия нужно предпринять. Пытаясь решить одновременно несколько проблем, в описании проекта определяют абстрактные цель и задачи. Вот пример из проекта лидера общественного объединения Нижневартовского района:

Проект: «Ритмы Новоаганска»

(Развитие интеллектуальной, творческой молодёжи Новоаганска).

Цель: Создание условий для реализации интеллектуального, нравственного, духовного потенциала подростков, воспитание у них лидерских качеств, формирование активной жизненной позиции.

Задачи: - становление сферы интеллектуального общения;

- содействие профессиональной ориентации;

- воспитание активной гражданской позиции, высоких

- нравственных качеств и духовной культуры учащихся.

- формирование свободной, творческой, активной личности,

ориентированной на духовно-нравственные ценности;

- развитие лидерских качеств;

- подготовка кадров для комплексной работы с детьми и

подростками, направленной на реализацию проекта;

- содействие развитию творческой инициативы.

 

На самом деле, Уважаемый автор, все, Вами перечисленные задачи можно отнести к отдаленным последствиям реализации проекта, которые достаточно сложно измерить. Да и вряд ли их можно достичь в определный срок. Следовательно, каждую задачу можно рассмотреть, как самостоятельный проект.

Отсюда возникают сложности в выборе ресурсов, механизмов, в оценке эффективности и т.д.

Метод «Лотос» позволяет наглядно и четко сформулировать цель проекта, определить задачи для ее достижения, разложив «лежащую на поверхности» проблему на конкретные составляющие, отсеив лишнее и расставив приоритеты по ее решению.

В центре поля – проблема, которую хотелось бы решить. Обозначив ее, пробуем ответить на вопрос – почему же так произошло, в чем причина ее появления. Ответы на этот вопрос выписываем в клетки вокруг центра (обозначенной проблемы), таким образом, получаем как-минимум восемь видимых причин возникновения обозначенной нами проблемы. Выносим наши ответы на расстояние одной клетки – по периметру квадрата и задаем вопрос – что делать? Как можно решить именно ту причину, которую мы выявили. Таким образом наше поле становится заполненным и мы уже понимаем, с чего нам начинать, какие действия предпринять и что нам под силу, т.е. можем определиться с целью и более того мы уже предположили – что для этого нужно сделать, т.е. обозначили задачи нашего будущего проекта.

Что делать? Что делать? Что делать?       Что делать? Что делать? Что делать?
Что делать? Почему? Что делать?   Почему   Что делать? Почему? Что делать?
Что делать? Что делать? Что делать?       Что делать? Что делать? Что делать?
      Почему? Почему? Почему? Что делать? Что делать Что делать?
  Почему?   Почему? проблема Почему? Что делать? Почему? Что делать?
      Почему? Почему? Почему? Что делать? Что делать? Что делать?
      Что делать? Что делать? Что делать? Что делать? Что делать? Что делать?
  Почему?   Что делать? Почему? Что делать? Что делать? Почему Что делать?
      Что делать? Что делать? Что делать? Что делать? Что делать? Что делать?

 

Подводя итог вышесказанного нужно сказать, что сформулировать действительную цель это значит взять ту самую проблему, которую мы столь мучительно пытались нащупать, и изложить ее в одном коротком предложении, избегая при этом столь частой тавтологичности и ритуальной пустоты целеполагающих фраз. Конечно, сказать это проще, чем сделать. К тому же научить этому невозможно, эта способность появляется (или не появляется в ходе практической работы). Причем поставить и сформулировать действительную цель удается далеко не в каждом проекте, но к этому необходимо стремиться.

«Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. В том момент, когда мы собственными руками запускаем ее в жизнь, она превращается из «а-что-если» в лодку, несущую нас в отважное и захватывающее плавание по бурной реке»

Ричард Бах «Единственная»

  1. Можно ли сформулировать цель жизни?
  2. Кто определяет цель: ваш внутренний «старик», либо окружающая действительность?
  3. Сколько шагов от «а-что-если» до «вот это да!»?

 

Участники и методы проекта

Выше мы уже говорили об интересе к социальному проекту не только автора, но и кого-то еще. Это самый «Кто-то еще» в социальном проекте называется «целевой аудиторией» или проще «участником». Особенностью социального проекта является наличие в нем людей, определенной социальной группы, которая в последствие помогает автору определить адекватные методы для достижения цели.

К этому моменту вы уже разобрались кто вы?, над чем собираетесь работать, и каковы ваши цели, дости­жение которых обещает разрешить проблему или смягчить ее остроту. В данном разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения же­лаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов.

Из этого раздела должно стать ясно, что будет сдела­но, ктобудет осуществлять действия, как, когда и в какой последо­вательностиэто будет происходить, какие ресурсы(исполнители-, по­мещение, оборудование и др.) будут привлечены.

Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяс­нены:

1) Какова ваша стратегия в решении поставленных задач?

2) Почему вы выбрали именно ее из всех других возможных?

Проект, в котором одни части (цели, задачи) не соответствуют другим (методы, бюджет), заставляет задуматься о способности автора его выполнить. Все в проекте должно быть взаимосвязано. Внимательно следите за тем, чтобы методы соответствовали задачам и цели, а в бюджете не было каких – либо пунктов, не раскрытых предварительно в содержании проекта.

Другими словами, вы должны обосновать выбор методов.Ваш подход к решению проблемы должен быть логичным и при­влекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет нужное впечатление, а нереалистичный — не спасут самые благие намерения.

Помимо перечня и описания мероприятий вы можете проиллюст­рировать данный раздел организационной схемой, календарным и ра­бочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо вынести в приложение.

При описании мероприятий вы должны также кратко описать, кто будет их выполнять и какие ресурсы для этого потребуются.

После того как вы описали методы и мероприятия, проверьте, при­водят ли они к решению задач. Если нет, то добавьте дополнительные мероприятия или переформулируйте задачи. В идеале должна строго соблюдаться логика проекта: проведение мероприятий => решение за­дач => достижение цели => решение проблемы.

Грамотно описать методы решения за­дач может только тот, кто реально работает с данной проблемой.

Описание методов должно быть довольно подробным. Не забудь­те упомянуть о необходимых ресурсах. Например, если вы не упомя­нули в этом разделе о покупке компьютера, а в бюджете он появится, вам могут отказать в финансировании его покупки, сочтя эти расходы необоснованными.

И цель, и задачи, и методы — понятия относительные. Что будет являться целью, а что задачей или методом, зависит от масштабности проекта и от того, как вы формулируете проблему.

Например, если проблема формулируется как «Отсутствие у школьников компьютерной грамотности», то целью будет «Повышение компьютерной грамотности». Задачи в этом случае, например, будут такие: организация специального курса, оснащение компьютерного класса, проведение конкурсов компьютерных работ и т. п. Методами в таком проекте станут: ремонт помещения под класс, приобретение компьютеров, установка и наладка программного обеспечения, приглашение педагога — специалиста но компьютерам и т. п.

Если же мы сформулируем проблему шире — «Недостаточная образованность школьников», то «Повышение компьютерной грамотности» станет лишь одной из задач (наряду с обучением литературе, физике, математике) на пути к достижению более глобальной цели — «Высокой образованности школьников»

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

1. Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;

2. Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

3. Соответствие деятельности заявленным результатам;

4. Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;

5. Инновационность / возможный риск;

6. Определены ли различные функции, и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;

7. Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

Собираясь идти в поход, в зависимости от маршрута и способа передвижения, наших физических данных определяем необходимость тех или иных вещей в рюкзаке. Тоже самое, уважаемый читатель происходит с подбором методов, если опять же ссылаться на «коротко и ясно».

«– Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

– Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, – ответил Кот.

– Да мне почти все равно, – начала Алиса.

– Тогда все равно, куда идти, – сказал Кот.

– Лишь бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.

– Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот, – конечно, если не остановишься на полпути».

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

 

  1. Добираясь в час-пик до работы на метро либо на машине, вы определяете то самое «как идти?». Что же тогда вы определяете, когда утром решаете пить кофе с молоком или без него?

 

 

Ресурсы проекта или «struggle» со сметой

Имея четкое представление о том, где, когда и что мы намерены делать, мы сможем определить, что для этого нужно (а также оценить то, что уже имеется) для того, чтобы начать подготовку и реализацию проекта на практике. Ресурсы подразделяются на: финансовые, материальные или технические, например помещение для собраний, человеческие (сотрудники и волонтеры которые собственно осуществляют проект) и временные (время для осуществления всех этапов проекта).

Оценка имеющихся ресурсов поможет лидерам проекта определить необходимость дополнительных ресурсов (а также определиться с источником их получения), а также подобрать команду помощников и волонтеров, и определить в какой специальной подготовке они нуждаются. Кроме того оценка ресурсной базы позволяет определить необходимость партнерских отношений с другими институтами. Оценка ресурсной базы проходит быстрее и естественней, если программа конкретных действий уже определена.

Ресурсы могут диктовать изменения в программе, это допустимо, если общие задачи и методология проекта сохранены. В проектах, направленных на борьбу с наркоманией телевизионная компания очень дорогостоящее мероприятие. Мы не обладаем возможностями для этого, поэтому разворачиваем компанию в школах и молодежных центрах.

В действительности проблема ресурсов рассматривается уже на первых этапах проекта.

Определяя ресурсы полезно заглянуть в раздел цель и задачи и методы. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов, точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и шаг Вашего проекта.

 

Вот при­мерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов при формировании бюджета:

ü люди:штатные работники + эксперты + консультанты + кон­тракты с другими организациями;

ü деньги на оплату их труда:зарплата + стоимость контракт­ных услуг + налоги + поправка на уровень инфляции;

ü помещение:оплата аренды (покупки) + коммунальные платежи;

ü командировочные и транспортные расходы:билеты на само­лет, поезд и т. д. + суточные + цена жилья в гостиницах + грузоперевозки (перевозки мебели, тиражей и т. д.) + поправка на уровень инфляции;

ü оборудование:цены + цена расходных материалов + поправка на уровень инфляции;

ü издательские расходы:оплата редактирования, корректуры + вер­стка + оплата печати;

ü связь:почтовые расходы + расходы на факс, телефон, электрон­ную почту, IР-канал.

Основные прямые расходы

Помещение и коммунальные услуги

Вэтой части вы указываете стоимость всех используемых помеще­ний, эксплуатационных расходов (вода, отопление, электричество) и т. д., включая арендуемые и переданные вам в постоянное пользова­ние, примерно в такой форме:

Аренда помещения 100 кв. м х $4/кв. м/мес. х 12 мес. - $4800.

Стоимость вышеприведенных затрат должна соответствовать сред­ней для вашего региона. Скорее всего, в вашей организации реализует­ся сразу несколько проектов. Поэтому включите в заявку лишь часть стоимости аренды, даже если другие проекты не имеют в настоящий мо­мент отдельного финансирования.

Аренда помещения для проведения семинаров, конференций или совещаний не включается в данный раздел, а относится к разделу «Про­чие прямые расходы». Плата за междугородные переговоры и связь (те­лефакс, телекс, e-mail) также входит в раздел «Прочие прямые расхо­ды» или выносится в отдельный раздел «Связь» (см. ниже).



Просмотров 602

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!