![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Предмет, объект и задачи методики
Л.П. Носкова ■■ПЕДАГОГИКИ Л.А. Головчиц ■■ Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 031600 «Сурдопедагогика» Москва ГУМАНИТАРНЫЙ t\ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ/ ВЛАДОС УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 Н84 ОГЛАВЛЕНИЕ
Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психологии - лауреат Государственной премии в области образования Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов НосковаЛ.П. Н84 Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01334-3 (впер.). Агентство CIP РГБ. В учебном пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, сурдопедагогам, воспитателям специальных (коррекционных) дошкольных учреждений. Будет полезно родителям детей с недостатками слуха. УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 Введение..................................................................................... 4 РАЗДЕЛ I. Теоретические основы методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха .......................................... 5 Глава 1. Научные основы методики развития речи.................. 6 Глава 2. Характеристика современной системы развития Глава3. Разные формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха..................... 69 РАЗДЕЛ П. Организация и формы работы по речевому Глава1. Условия речевого развития детей с недостатками слуха............................................................. 90 Глава 2.Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье................................................................................. 113 РАЗДЕЛ III. Методика развития речи дошкольников на разных возрастных этапах................................................... 137 Глава 1.Развитие речи в разных видах деятельности детей............................................................... 138 Глава 2.Особенности организации и содержания занятий по развитию речи.................................................... 157 Глава 3.Первоначальный этап развития речи..................... 171 Глава 4.Содержание и методы развития речи детей Глава5. Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.................................. 255 Приложение............................................................................. 317
ISBN 5-691-01334-3 (в пер.) Носкова Л.П., Головчиц Л.А., 2004 ООО «Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС», 2004 Серия «Коррекционнаяпедагогика» и серийное оформление. ООО«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,2004 Макет. ООО «Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС», 2004
Введение В учебном пособии, разработанном в соответствии с программой вузовского курса «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», раскрываются современные научно обоснованные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Материалы пособия представляют собой единство исследования психического развития при данной структуре нарушения с экспериментально проверенным проектируемым процессом воспитания и обучения на разных возрастных ступенях (младший, средний и старший дошкольный возраст). С позиций общей и возрастной психологии, сурдопсихо-логии, языкознания, психолингвистических учений, прогрессивных сурдопедагогических систем определяются роль и место языка в личностном развитии ребенка с нарушенным слухом. Процесс речевого развития при использовании рекомендуемых методов обучения на каждом возрастном этапе рассматривается в соотнесении с другими психическими процессами (деятельностями) — познавательным, эмоциональным, волевым. Специфика формирования словесной речи на ранних возрастных этапах, в отличие от систематического обучения языку в период школьного образования, раскрывается не через совокупность знаний, умений, навыков по данному учебном предмету, а через развитие фундаментальных человеческих способностей как синтеза качественных новообразований в структуре речемыслительной деятельности ребенка, своеобразных задатков и предпосылок для дальнейшего усвоения языка. Главный смысл всего представленного в методике материала заключается в доказательстве, что сопутствующее глухоте и тяжелой тугоухости глубокое недоразвитие или полное отсутствие речи могут быть успешно скорректированы при квалифицированном подходе к обучению детей. Глава 1. Научные основы методики развития речи
Предмет, объект и задачи методики Преодоление или достаточно заметное сглаживание тяжёлых последствий врождённого или приобретённого в раннем возрасте нарушения слуха возможны при своевременной организации квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям. Процесс психофизического развития таких детей, страдающих полным отсутствием или глубоким недоразвитием речи, специфическим нарушением мышления, неадекватностью многих компонентов личности, может быть направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекци-онно-педагогического воздействия. Опираясь на представления о полноценной личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев), понимая, что любой дефект в развитии имеет, как правило, системный характер (поскольку при этом следует учитывать не только первичные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в развитии глухих и слабослышащих детей можно ожидать только при целостной системе коррекционно-воспитатель-ных воздействий, а не за счёт суммы отдельных приёмов и методов работы. Творческому овладению сурдопедагогической системой помощи детям с нарушенным слухом способствует подготовка специалистов на дефектологическом факультете в вузах, а также длительное накопление опыта в процессе последующей самостоятельной работы с такими детьми. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха входит в число педагогических дисциплин и базируется на общих дидактических принципах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достижения смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолингвистики, языкознания, акустики, семиотики и др. Предметом данного учебного курса,составляющего ядро современной дошкольной сурдопедагогики, является освещение исторически сложившейся научно обоснованной системы формирования словесной речи у дошкольников с нарушениями слуха. В целостной многоуровневой системе внимание акцентируется на основных аспектах языковой действительности и на специальных методах приобщения детей, естественный ход речевого развития которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все стороны мозговой деятельности человека»1.
— формирование исходных теоретических позиций, бази — обогащение общепсихологических представлений, лин — понимание принципов, задач, содержания и методов со — ознакомление с условиями речевого развития детей с на — формирование устойчивых профессиональных умений
— — развитие способности к восприятию и объективному ана — формирование навыков самостоятельной работы с науч — выработка оптимистического взгляда на возможности Решению данных задач должно способствовать не только глубокое, вдумчивое освоение представленных в методике научных сведений по проблеме и методических рекомендаций, выполнение заданий ко всем главам, но и систематическое изучение как обязательной литературы по программе учебного курса, так и разнообразной альтернативной методической документации в целях сравнительного анализа и обоснованности избрания определённых педагогических подходов к работе с детьми.
![]() |