Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Предмет, объект и задачи методики



Л.П. Носкова ■■ПЕДАГОГИКИ

Л.А. Головчиц ■■

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха

Допущено Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям

032000 «Специальная дошкольная педагогика

и психология», 031600 «Сурдопедагогика»

Москва

ГУМАНИТАРНЫЙ t\ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ/

ВЛАДОС


УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 Н84


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психологии -

лауреат Государственной премии в области образования

Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов

НосковаЛ.П.

Н84 Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.П. Нос­кова, Л.А. Головчиц. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01334-3 пер.). Агентство CIP РГБ.

В учебном пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словес­ной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, сурдо­педагогам, воспитателям специальных (коррекционных) дошкольных уч­реждений. Будет полезно родителям детей с недостатками слуха.

УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73


Введение..................................................................................... 4

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы методики развития речи

дошкольников с нарушениями слуха .......................................... 5

Глава 1. Научные основы методики развития речи.................. 6

Глава 2. Характеристика современной системы развития
речи дошкольников с нарушениями слуха............................ 51

Глава3. Разные формы словесной речи в системе

обучения дошкольников с нарушениями слуха..................... 69

РАЗДЕЛ П. Организация и формы работы по речевому
развитию неслышащих и слабослышащих дошкольников........ 89

Глава1. Условия речевого развития детей

с недостатками слуха............................................................. 90

Глава 2.Развитие речи детей с нарушениями слуха

в семье................................................................................. 113

РАЗДЕЛ III. Методика развития речи дошкольников

на разных возрастных этапах................................................... 137

Глава 1.Развитие речи в разных видах

деятельности детей............................................................... 138

Глава 2.Особенности организации и содержания

занятий по развитию речи.................................................... 157

Глава 3.Первоначальный этап развития речи..................... 171

Глава 4.Содержание и методы развития речи детей
среднего дошкольного возраста............................................ 209

Глава5. Особенности работы по речевому развитию

детей старшего дошкольного возраста.................................. 255

Приложение............................................................................. 317


 


ISBN 5-691-01334-3 (в пер.)


Носкова Л.П., Головчиц Л.А., 2004 ООО «Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС», 2004

Серия «Коррекционнаяпедагогика» и се­рийное оформление. ООО«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,2004 Макет. ООО «Гуманитарныйиздатель­ский центр ВЛАДОС», 2004



Введение

В учебном пособии, разработанном в соответствии с про­граммой вузовского курса «Методика развития речи до­школьников с нарушениями слуха», раскрываются совре­менные научно обоснованные подходы к организации, отбо­ру содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Материалы пособия представляют собой единство иссле­дования психического развития при данной структуре на­рушения с экспериментально проверенным проектируемым процессом воспитания и обучения на разных возрастных сту­пенях (младший, средний и старший дошкольный возраст).

С позиций общей и возрастной психологии, сурдопсихо-логии, языкознания, психолингвистических учений, про­грессивных сурдопедагогических систем определяются роль и место языка в личностном развитии ребенка с нарушен­ным слухом.

Процесс речевого развития при использовании рекомен­дуемых методов обучения на каждом возрастном этапе рас­сматривается в соотнесении с другими психическими про­цессами (деятельностями) — познавательным, эмоциональ­ным, волевым. Специфика формирования словесной речи на ранних возрастных этапах, в отличие от систематическо­го обучения языку в период школьного образования, рас­крывается не через совокупность знаний, умений, навыков по данному учебном предмету, а через развитие фундамен­тальных человеческих способностей как синтеза качествен­ных новообразований в структуре речемыслительной дея­тельности ребенка, своеобразных задатков и предпосылок для дальнейшего усвоения языка.

Главный смысл всего представленного в методике мате­риала заключается в доказательстве, что сопутствующее глухоте и тяжелой тугоухости глубокое недоразвитие или полное отсутствие речи могут быть успешно скорректиро­ваны при квалифицированном подходе к обучению детей.


Глава 1. Научные основы методики развития речи


НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Предмет, объект и задачи методики

Преодоление или достаточно заметное сглаживание тя­жёлых последствий врождённого или приобретённого в ран­нем возрасте нарушения слуха возможны при своевремен­ной организации квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям. Процесс психофизического развития таких детей, страдаю­щих полным отсутствием или глубоким недоразвитием речи, специфическим нарушением мышления, неадекватностью многих компонентов личности, может быть направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекци-онно-педагогического воздействия.

Опираясь на представления о полноценной личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев), понимая, что любой дефект в развитии имеет, как правило, системный характер (поскольку при этом следует учитывать не только первич­ные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в развитии глухих и слабослышащих детей можно ожидать только при целостной системе коррекционно-воспитатель-ных воздействий, а не за счёт суммы отдельных приёмов и методов работы.

Творческому овладению сурдопедагогической системой помощи детям с нарушенным слухом способствует подго­товка специалистов на дефектологическом факультете в вузах, а также длительное накопление опыта в процессе последующей самостоятельной работы с такими детьми.


Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха входит в число педагогических дисциплин и базиру­ется на общих дидактических принципах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достиже­ния смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолинг­вистики, языкознания, акустики, семиотики и др.

Предметом данного учебного курса,составляющего ядро современной дошкольной сурдопедагогики, является осве­щение исторически сложившейся научно обоснованной си­стемы формирования словесной речи у дошкольников с на­рушениями слуха.

В целостной многоуровневой системе внимание акценти­руется на основных аспектах языковой действительности и на специальных методах приобщения детей, естественный ход речевого развития которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все сторо­ны мозговой деятельности человека»1.

Методическое пособие направлено на решение следующих задач:

— формирование исходных теоретических позиций, бази­
рующихся на фундаментальных исследованиях психо­
физиологических и языковедческих наук;

— обогащение общепсихологических представлений, лин­
гвистических знаний и коммуникативных умений;

— понимание принципов, задач, содержания и методов со­
временной системы обучения языку дошкольников с на­
рушениями слуха с учетом закономерностей речевого
развития на ранних возрастных стадиях;

— ознакомление с условиями речевого развития детей с на­
рушенным слухом при условии варьирования форм пе­
дагогической помощи глухим и слабослышащим до­
школьникам;

— формирование устойчивых профессиональных умений
в плане специального обучения детей словесной речи;

1 Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М., 1967.


Раздел I

формирование практических умений обследования ре­
чевых возможностей детей с нарушениями слуха и оп­
ределения адекватных условий обучения; анализ про­
граммного материала, планирования содержания и
методов работы; освоение способов учета реальных до­
стижений детей в речевом развитии;

— развитие способности к восприятию и объективному ана­
лизу нетрадиционных способов обучения глухих и сла­
бослышащих детей словесной речи;

— формирование навыков самостоятельной работы с науч­
ной и методической литературой, умение анализировать,
обобщать и творчески применять полученные знания в
работе с детьми;

— выработка оптимистического взгляда на возможности
детей в овладении словесными средствами общения и
развития их речемыслительной деятельности как важ­
нейшего фактора социального развития.

Решению данных задач должно способствовать не толь­ко глубокое, вдумчивое освоение представленных в методи­ке научных сведений по проблеме и методических рекомен­даций, выполнение заданий ко всем главам, но и системати­ческое изучение как обязательной литературы по программе учебного курса, так и разнообразной альтернативной мето­дической документации в целях сравнительного анализа и обоснованности избрания определённых педагогических подходов к работе с детьми.



Просмотров 928

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!