Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка



Рынок – совокупность всех отношений, а так же форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Типы рынков по объему купли-продажи:

1) Рынок товаров и услуг: существует в виде товарных бирж, предприятий оптовой торговли, ярмарок и аукционов.

2) Рынки факторов производства (товары производственного потребления): купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов.

3) Рынок труда.

4) Рынок научно-технических разработок и инноваций.

Рынки по типу конкуренции:

1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.

2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции.

Рынки по территориальному признаку:

- местный,

-национальный,

-региональный,

-мировой.

Рыночная экономическая система выполняет различные функции:

1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями.

2) Ценообразование.

3) Информационная.

4) Регулирующая.

5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства).

Признаки свободного рынка:

1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг.

2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке.

3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- организационное оформление рыночных отношений;

- облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.


135. Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск услуг за единицу времени в установленном планом ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшении организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.

Производственная мощность предприятия сферы услуг определяется в натуральном выражении в номенклатуре продукции (услуг), предоставляемых предприятием. Мощность рассчитывается в единицах измерения продукции, принятых в плане.

Уровень использования производственных мощностей характеризуется рядом показателей. Основным из них является коэффициент использования производственной мощности, который определяется как отношение годового выпуска продукции (услуг) к среднегодовой мощности данного года. Другой показатель - коэффициент загрузки оборудования - определяется как отношение фактически используемого фонда времени (в станко-часах) всего оборудования к располагаемому фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.

Величина мощности ведущего подразделения данной ступени определяет величину мощности подразделения следующей ступени; по мощности ведущего участка устанавливается мощность цеха, по мощности ведущего цеха – мощность предприятия. Ведущим подразделением считается такое, в котором выполняются основные технологические операции по производству услуг, где затрачивается наибольшая доля совокупного живого труда и где сосредоточена значительная часть основных производственных фондов данного предприятия. Под «узким местом» понимают отдельные цеха, участки, группы оборудования, мощности которых не соответствуют мощностям подразделений, по которым устанавливается мощность всего предприятия, цеха, участка.

 


Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Налогообложение – это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения – основная функция налогообложения: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения – производные от фискальной. Но финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения – направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям и т.д.

Дестимулирующая функция налогообложения направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; льготы по налогу (если они установлены).

Если хотя бы один из элементов налога отсутствует (кроме элемента «льготы»), налог нельзя считать установленным (ст. 17 НК РФ), т.е. не может быть введена обязанность по его уплате.

В общем налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и др.

В РФ устанавливаются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

1. Федеральными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, например, НДС, НДФЛ, налог на прибыль, акцизы на отдельные виды товаров и др.

2. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, например, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.

3. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, например, земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.

 



Просмотров 3462

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!