Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Рынок труда. Специфика рынка труда в сфере услуг



Рынок труда – особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

Труд – это целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей.1

Современные экономисты в узком смысле определяют заработную плату как цену труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени (час, день, месяц). В широком смысле в нее включаются, кроме заработной платы, также и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждений за труд.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого нужно знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата – это масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной зависимости от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

На величину оплаты труда существенно влияют рыночные факторы:

1) спрос и предложение на рынке труда;

2) форма конкуренции.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.

Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурентном рынке в соответствии с законами спроса и предложения.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Совокупное предложение труда в обществе определяется как минимум четырьмя показателями: 1) общей численностью населения; 2) той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; 3) средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; 4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.

В точке равновесия спрос на труд равен предложению. Это значит, что все предприниматели, готовые платить равновесную зарплату, находят на рынке необходимое количество труда, а работники, готовые предложить свои услуги за эту зарплату, полностью трудоустроены. Это состояние рынка труда соответствует положению полной занятости.

При любых других условиях заработной платы, отличной от Wе, равновесие на рынке нарушается и возникают две ситуации:

а) если зарплата выше равновесной, то возникает избыток предложения труда, который ведет к безработице;

б) если зарплата ниже равновесной, то спрос на работников превышает предложение и остаются незаполненные рабочие места.

Обе эти ситуации в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.

Наиболее типичной ситуацией на рынке труда является несовершенная конкуренция. Она складывается под влиянием деятельности профсоюзов, находящихся на стороне предложения труда и оказывающих воздействие на ставки зарплаты, и предпринимателей, воздействующих на ставки зарплаты через спрос на труд. Профсоюзы, с одной стороны, и предприниматели, с другой, создают на рынке двойную монополию. Одни действуют как монополисты-продавцы, а другие – как монополисты-покупатели. Обе эти монопольные силы (продавец и покупатель) устанавливают цену. Формой согласования спроса на труд и предложения труда в экономике рыночного типа служит трудовой контракт (договор) между нанимателем рабочей силы и самим работником. Он может носить или индивидуальный, или коллективный характер.

Государство воздействует на уровень зарплаты путем: установления минимальных ставок оплаты труда; правовой защиты работников и предоставления им определенных гарантий; модификации типовых трудовых договоров и соглашений в соответствии с мерами по борьбе с инфляцией; ограничения влияния профсоюзов.

Увеличение занятости населения в сфере услуг диктует необходимость разработки принципов организации и мотивации труда ее работников, составляющих основу оптимизации использования трудовых ресурсов, отражающих как общие характеристики, так и особенности различных видов услуговой деятельности.

Особенности труда в сфере услуг: предоставление услугового комплекса как совокупности базовой и дополнительных услуг; неосязаемость, индивидуализация и персонификация процесса и результата труда; зависимость результативности труда не только от профессиональных, но и от личностных качеств работника; существенная роль потребителя услуг в достижении результата обслуживания; временной критерий эффективности труда; сложность стандартизации трудовых процессов наиболее ярко проявляются в пятеричном секторе современной экономики, работники которого осуществляют неосязаемые действия с неосязаемыми активами.

Организация неосязаемых процессов обслуживания обладает специфическими характеристиками, основу которых составляет ее нацеленность на оптимальную реализацию профессионального и личностного потенциала работника, выступающего главным фактором эффективности и конкурентоспособности бизнеса в сфере услуг. Нематериальность услуги и процесса обслуживания, их неотделимость от источника обусловливают решающую роль профессионализма работника, его репутации, культуры, обучаемости и креативности в достижении целей услуговой деятельности. Поэтому сотрудники, оказывающие профессиональные услуги, составляют саму компанию, и, таким образом, сохранение хороших сотрудников жизненно важно для компании.

В сфере услуг, личностные критерии: репутация и личностные качества работника, его способность построить продуктивные отношения с потребителями услуг, культура (личная и обслуживания) - не дополняют профессиональные, а выступают самостоятельными критериями подбора и оценки работников.

Репутация работника сферы услуг базируется не только на его профессионализме, но и на культуре (личной и культуре обслуживания), эффективных коммуникациях, доверии клиентов, способности к обучению.

Внутренний рынок труда, прежде всего такая его составляющая, как внутрифирменная система обучения персонала, выступает основным источником необходимых для организаций, оказывающих услуги, трудовых ресурсов высокой квалификации.

В услуговой деятельности внутренний рынок труда является предпочтительным по сравнению с внешним, поскольку использование внутренних источников квалифицированных сотрудников способствует, во-первых, более достоверной оценке профессиональных и личностных качеств работников, во-вторых - снижению издержек, связанных с поиском, анализом информации относительно их репутации и культуры, способности к эффективным коммуникациям и обучению.

 



Просмотров 1351

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!