![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Экономика – наука о рациональном хозяйствовании в условиях ограниченных ресурсов. Экономический потенциал – это совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, с/х и иную продукцию в определенный исторический момент. Экономический потенциал – потенциал отраслей экономики, создающих все многообразие конкретных материальных благ. При характеристике экономического потенциала региона нужно учитывать: комплексность экологического, экономического и социального развития; общность природопользования и задач по охране окружающей среды; территориальную общность производства; и др.. Природно-экологический потенциал. Разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экономические возможности региона в зависимости от экологической обстановки. Ухудшение экологических условий часто происходят под воздействием человека, который не только несет ответственность за последствия деятельности, но и сам подвергается влиянию этих факторов. Улучшение экологической обстановки – это сохранение окружающей среды. Ресурсно-производственный потенциал. Ни природные условия, ни количество и качество населения не могут составить конкуренции производству. Производственный потенциал характеризует возможности производства по обеспечению максимального выпуска продукции в единицу времени. Труд – основа жизни общества, а человек труда – главная производительная сила. Трудовому потенциалу принадлежит важная роль в системе экономического потенциала региона. Основу трудового потенциала составляют население и трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы формируются, распределяются и используются в пределах определенного региона. Социально – экономический потенциал территории составляют след. элементы: · геополитический потенциал; · природно-ресурсный потенциал; · производственный потенциал; · демографический и трудовой потенциал региона; · потенциал социальной сферы; · духовный потенциал; · управленческий потенциал; · финансовый потенциал; · асоциальный потенциал (факторы, оказывающие негативный эффект в развитии региона). Существуют различные подходы количественной оценки использования экономического потенциала- Эффективность использования потенциальных возможностей региона Э=Со/Ро, Где Со – количество потребительских стоимостей, производимых в регионе; Ро – количество экономических ресурсов региона. Ресурсообеспеченность региона Роп=Ро/S, где S-площадь региона; Ро- количество эконом-ких ресурсов региона. Эффективность использования или ресурсоотдача Эо: Эо= С1/Р1, где Р1- кол-во используемых ресурсов; С1 -кол-во созданных потребительских стоимостей исчисленных в рыночных ценах. Цели оценки потенциала: · формирование общей концепции развития территорий; · разработка программ использования отдельных видов ресурсов; · установление платежей за ресурсы территории; · определение мер по улучшению экологической обстановки; · эффективное размещение производственных сил региона. Инвестирование – направление денег на приобретение дополнительного капитала.
6.3 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма гос-го воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов и принципов: · Децентрализация – перемещение принятых решений. · Принцип партнерства · Принцип субсидиарности – выделение фин.ресурсов под заранее определенные цели. · Мобильность и адаптивность – способность реагировать на внешн.среду. · Принцип выделенной компетенции – дифференсация функций упр-я внутри сфер регион.упр-я. Различают методы прямого и косвенного воздействия упр-я рег.экономикой. Прямое воздействие - такое регулирование со стороны объекта, при котором субъекты хозяйствования подчиняются решениям, основанным не на самостоятельном эконом-м выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. принуждению. К ним относят бюджетное финансирование, лицензирование хоз-ной деятельности. Косвенное воздействие - объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с эконом-ми целями гос-ва. Такие меры предполагают соблюдение эконом-го равновесия на протяжения длительного времени, и при кризисных условиях эффективность проявляется в меньшей степени. При развития товарно-денежных отношений большую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику, большую роль играют гос. регулирование налогового законодательства и сбор налогов. При классификации методов управления выделяют административные и экономические. Административные методы - запрет, разрешение, принуждение. Применяются: при охране окруж. среды; в выдаче лицензий, при регулировании разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Экономические методы- прогнозирование, планирование, гос. целевое управление, денежно-кредитное и бюджетное регулирование. Прогнозирование- система научных исследований количественного и качественного характера, направлены на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей и поиск оптимальных путей достижения целей. Экон-кое прогнозирование базируется на след-х принципах: · системность (рассм. объектов прогн-ния во взаимосвязях колич-ных и качеств-х составляющих с целями развития и функционирования); · научная обоснованность объективных экон. законов, (использование практических методик); · целенаправленность; · адекватность вероятностного характера реальных процессов); альтернативность (несколько возможных путей развития). Планирование- процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации, включающий научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них ожидаемых условиях. По форме проявления и содержания план-ние бывает: 1. директивное - разработка и принятие планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выпол (до конца 80-х г.-Россия); 2. - индикативное (рекомендательное) - средство реализации социально-эконом. политики правительства путем применения системы прогнозов, планов но дальнейшему развитию хоз-ных агентов, исключающее прямое гос-ное воздействие. 3. стратегическое - определение основных направлений социально-экон. развития территории. В совр. условиях на уровне территории макропоказатели текущего (оперативного) управления в основном используются при разработке и принятии годового прогноза и бюджета. При планировании фин. показателей применяются след. основ. методы: - нормативный - планирование фин-х показателей на основе заранее установленных норм и технико-экономич нормативов рассчитывается потребность хоз-го субъекта в фин.ресурсах, определяются их источники. расчетно-аналитический - устанавливается плановая величина фин. показателя на основе анализа достигнутой величины этого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде (прим. при планировании суммы прибыли и доходов). балансовый метод позволяет путем построения различных балансов увязать имеющиеся в наличии фин. ресурсы с фактической потребностью в них. метод оптимизации плановых решении - разработка нескольких вариантов расчетов и определении того варианта в котором оптимум развития объекта управления достигается при минимальных затратах ресурсов, как материальных, финансовых и трудовых. экономико-математическое моделирование - формализованное описание рассм-мых эконом. процессов или объектов - базируется на обработке статистических данных, оценке отдельных ключевых переменных величии, их параметров тенденций изменений. Регион должен как минимум на 80-85% самостоятельно создавать свой консолидированный бюджет. Есть регионы бюджеты на 80% образуются за счет федеральных средств. Поэтому использование методов прогнозирования и планирования должно сочетаться в подобных регионах с совершенствованием системы административно-территориального деления страны и внедрением принципов бюджетного федерализма. Трансферты - возвратные платежи, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему. Трансферты выделяются из специально создаваемых для этих целей федерал фонда финансовой поддержки регионов. Критерий отнесения региона группе регионов, нуждающихся в поддержке из этого фонда явл-ся: бюджетный доход на душу населения.
6.4. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. В последнее время во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней гос. власти к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Через рег-ные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниц-го образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку и др. С помощью рег. финансов государства осуществляют выравнивание уровней экономического и социального развития, которые отстали от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом рег-ным бюджетам выделяются отчисления от гос. налогов, но чаще всего субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели( развитие здравоохранения, дорожное строительство). Региональные финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования рег финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации) Основной составной частью рег. финансов являются: 1 региональные бюджеты - бюджеты республик в составе РФ, краев областей, автономных округов, районов, городов, поселковых и сельских органов власти. 2. средства субъектов хозяйствования- фин. ресурсы предприятий, находящихся в муниц. Собственности; фин. ресурсы предприятий, организаций, используемые ими на финансирование социальных - культурных и жилищно - коммунальных объектов (соц.поддержка работников - строят дома и приобретают для них жилье) 3. территориальные внебюджетные фонды - источники формирования - заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, спец. сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионный). Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних и привлеченных извне ресурсов. Внутренние финансовые ресурсы включают: ресурсы предприятий и организаций(чистая прибыль, амортизационные отчисления, доходы от акций) расположенных в регионе, средства населения, доходы рсг. Бюджета (все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов), средства внебюджетных фондов. Привлеченные ресурсы - долевой капитал сторонних инвесторов, иностранные инвесторы, средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирование целевых программ. Сферы применения финансово- экономических механизмов взаимоотношений РФ и регионов: · Бюджетно-налоговая сфера; · Кредиты, субвенции, субсидии; · Финансовые взаимоотношения регионов. Региональный бюджет · формирование денежных фондов; · распределение и использование этих фондов м/ж отраслями народного хозяйства регионов; · контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений. На стабилизацию финансового положения в регионах влияет Налоговый кодекс. Региональные налоги: (ст. 14 НК РФ – состав налогов и сборов): · налог на имущество организаций; · на недвижимость; · транспортный; · дорожный; · на игорный бизнес; · региональные налоги и сборы. Элементы налогообложения: · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога. Уровни бюджетной налоговой системы:федеральный, региональный, местный, еще выделяют районный. Полномочия органов государственной власти субъектов в бюджетной сфере: · установление порядка составления, утверждения и исполнения бюджета субъектов и контроль за исполнением; · распределение доходов от региональных налогов и сборов и иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта и местными бюджетами ( часть налога субъекта делятся с местным бюджетом); · разграничение полномочий по осуществлению расходов м/у бюджетами субъекта и местными бюджетами (кто будет финанстировать); · установления порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов (совместно с органами гос. власти федерации); · определение порядка и условий финансовой помощи местным бюджетам (бюджетные ссуды); · установление порядка и условий бюджетных кредитов (могут быть и вертикальные: федерация – субъект; субъект – муницап.; федерация – Муниципал. и горизонтальные: бюджет одного МО другому МО, как правило без %); · определения перечня и порядка осуществления гос. внутренних займов субъекта РФ; · осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом РФ. Расходы регионального бюджета подразделяются на: текущие и капитальные. Капитальные – часть расходов бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме: дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование. 45 регионов обеспечивают себя сами, 16 – доноры, остальные слабые. Принципы межбюджетных отношенийотношение между субъектами, федерациями, муниципалитетами): · сбалансированность интересов участников; · самостоятельность бюджетов всех уровней; · законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников; · транспарентное (обоюдовыгодное с целью выравнивания доходов и расходов) перераспределение средств м/у бюджетами.
6.5. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОЧНУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНОВ. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Экономика России представляет собой народохозяйственный комплекс, возникший на базе социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов интеграции. Этот комплекс имеет сложную структуру: отраслевая и территориальная. Отраслевая, или компонентная отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отрасли: · Отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, материально-техническое снабжение, торговля, общественное питание; · Отрасли непроизводственной сферы: ЖКХ, Бытовое обслуживание, транспорт, связь; · Социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура, искусство, просвещение, отрасль управления и обороны. Отраслевая функциональная классификация отраслей: Первичные – добывающая промышленность и с/х-во. Вторичные – обрабатывающая промышленность. Транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающее производство и население. Управление и научное обслуживание. Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких. Сложилась нерациональная отраслевая структура. Материальное производство составляет 70%, непроизводственные сферы – менее 30%. Территориальная структура – членение системы народного хозяйства по территориальным ячейкам – зонам. Она меняется медленнее, чем отраслевая структура, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производства, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая определяется общественными и эк5ономическими факторами: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Изменения отраслевой структуры промышленности выступает научно-технический прогресс: автоматизация, компьютеризация и механизация производства, совершенствование технологий. Эти изменения происходят непрерывно. В действующей классификации промышленности выделены 5 комплексных отраслей: 1.Топливно-энергетический (угольную, нефтяную, газовую, торфяную, Эл/энергетическую) 2.Машиностроение (электротехническая, приборостроительная) 3.Металлургическая 4.Химическая 5.Микробиологическая По экономическому назначению продукции промышленность делится: Гр.А) Производство средств производства – более 65%; Гр.Б) Производство предметов потребления. Это деление позволяет определить долю каждой группы в общем объеме промышленного производства и установить правильное соотношение между ними (гр.А и гр.Б) В основе рыночной специализации лежит территориальное разделение общественного труда, следовательно и определение специализирующихся отраслей базируется на выявлении доли участия района в общественном разделении труда. Для количественного определения уровня специализации экономики районов используются показатели: Кл -коэффициент локализации, Кд - коэффициент душевного производства
Кл = Ор : Пр * 100 Кд = Ор : Ос * 100 Ос : Пс * 100 Нр :Нс * 100 Ор –отрасль района;Пр –промышленное производство района; Ос –отрасль страны;Пс –все промышленноепроизводство страны; Нр –население района;Нс –население страны Кмт –коэффициент межрайонной товарности :
Кмт = Во : Пр ,где Во – вывоз из района товарной продукции; Пр –районное производство. Су = Уо : Ур, где Су– показатель специализации района по соответствующей отрасли; Уо –удельный вес района в стране по данной отрасли промышленности;Ур – удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности. Если расчетные показатели больше или равны 1, то данные отрасли выступают, как отрасли рыночной специализации. Отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по Кл, Кд, Су. В качестве рекомендуемых показателей эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции с учетом доставки ее потребителю, удельные капитальные вложения на единицу мощности и прибыль. Из сравниваемых показателей наилучший – это минимум приведенных затрат, т.е. себестоимость продукции плюс произведение удельных капиталовложений и отраслевого нормативного коэффициента их сравнительной эффективности (общий коэффициент – 0,15 соответствующий нормативному сроку окупаемости в течении 7 лет или 0,12 – 8,3 года). П = С + К * Е , где П – произведение затраты на единицу продукции; С- себестоимость; К– удельные капиталовложения на единицу продукции; Е– нормативный коэффициент эффективности капитального вложения. Определение показателей экономической эффективности производства ведется так же показателем рентабельности(Р). Р = Ц – С * 100 или Р = Ц – С * 100 , К Ф Где Ц -цена; С–себестоимость продукции; К -капитальные вложения; Ф –сумма основных производственных фондов и оборотных средств. Показатель Р показывает отношение прибыли к капитальным вложениям. Система технико-экономических показателей размещения отраслей: А) удельные расходы основных видов сырья, топлива, тепловой и Эл. Энергии на единицу готовой продукции; Б) выход производственных отходов на единицу продукции В) трудовые затраты Г) затраты основных фондов
![]() |