Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ



 

Экономика – наука о рациональном хозяйствовании в условиях ограниченных ресурсов. Экономический потенциал – это совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, с/х и иную продукцию в определенный исторический момент.

Экономический потенциал – потенциал отраслей экономики, создающих все многообразие конкретных материальных благ.

При характеристике экономического потенциала региона нужно учитывать: комплексность экологического, экономического и социального развития; общность природопользования и задач по охране окружающей среды; территориальную общность производства; и др..

Природно-экологический потенциал. Разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экономические возможности региона в зависимости от экологической обстановки. Ухудшение экологических условий часто происходят под воздействием человека, который не только несет ответственность за последствия деятельности, но и сам подвергается влиянию этих факторов. Улучшение экологической обстановки – это сохранение окружающей среды.

Ресурсно-производственный потенциал. Ни природные условия, ни количество и качество населения не могут составить конкуренции производству. Производственный потенциал характеризует возможности производства по обеспечению максимального выпуска продукции в единицу времени.

Труд – основа жизни общества, а человек труда – главная производительная сила. Трудовому потенциалу принадлежит важная роль в системе экономического потенциала региона. Основу трудового потенциала составляют население и трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы формируются, распределяются и используются в пределах определенного региона.

Социально – экономический потенциал территории составляют след. элементы:

· геополитический потенциал;

· природно-ресурсный потенциал;

· производственный потенциал;

· демографический и трудовой потенциал региона;

· потенциал социальной сферы;

· духовный потенциал;

· управленческий потенциал;

· финансовый потенциал;

· асоциальный потенциал (факторы, оказывающие негативный эффект в развитии региона).

Существуют различные подходы количественной оценки использования экономического потенциала-

Эффективность использования потенциальных возможностей региона Э=Со/Ро,

Где Со – количество потребительских стоимостей, производимых в регионе;

Ро – количество экономических ресурсов региона.

Ресурсообеспеченность региона Роп=Ро/S,

где S-площадь региона;

Ро- количество эконом-ких ресурсов региона.

Эффективность использования или ресурсоотдача Эо:

Эо= С1/Р1,

где Р1- кол-во используемых ресурсов;

С1 -кол-во созданных потребительских стоимостей исчисленных в рыночных ценах.

Цели оценки потенциала:

· формирование общей концепции развития территорий;

· разработка программ использования отдельных видов ресурсов;

· установление платежей за ресурсы территории;

· определение мер по улучшению экологической обстановки;

· эффективное размещение производственных сил региона.

Инвестирование – направление денег на приобретение дополнительного капитала.

 

6.3 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКОЙ

 

Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма гос-го воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов и принципов:

· Децентрализация – перемещение принятых решений.

· Принцип партнерства

· Принцип субсидиарности – выделение фин.ресурсов под заранее определенные цели.

· Мобильность и адаптивность – способность реагировать на внешн.среду.

· Принцип выделенной компетенции – дифференсация функций упр-я внутри сфер регион.упр-я.

Различают методы прямого и косвенного воздействия упр-я рег.экономикой. Прямое воздействие - такое регулирование со стороны объекта, при котором субъекты хозяйствования подчиняются решениям, основанным не на самостоятельном эконом-м выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. принуждению. К ним относят бюджетное финансирование, лицензирование хоз-ной деятельности.

Косвенное воздействие - объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с эконом-ми целями гос-ва. Такие меры предполагают соблюдение эконом-го равновесия на протяжения длительного времени, и при кризисных условиях эффективность проявляется в меньшей степени. При развития товарно-денежных отношений большую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику, большую роль играют гос. регулирование налогового законодательства и сбор налогов.

При классификации методов управления выделяют административные и экономические.

Административные методы - запрет, разрешение, принуждение. Применяются: при охране окруж. среды; в выдаче лицензий, при регулировании разрешений на ведение предпринимательской деятельности.

Экономические методы- прогнозирование, планирование, гос. целевое управление, денежно-кредитное и бюджетное регулирование.

Прогнозирование- система научных исследований количественного и качественного характера, направлены на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей и поиск оптимальных путей достижения целей. Экон-кое прогнозирование базируется на след-х принципах:

· системность (рассм. объектов прогн-ния во взаимосвязях колич-ных и качеств-х составляющих с целями развития и функционирования);

· научная обоснованность объективных экон. законов, (использование практических методик);

· целенаправленность;

· адекватность вероятностного характера реальных процессов); альтернативность (несколько возможных путей развития).

Планирование- процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации, включающий научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них ожидаемых условиях. По форме проявления и содержания план-ние бывает:

1. директивное - разработка и принятие планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выпол (до конца 80-х г.-Россия); 2. - индикативное (рекомендательное) - средство реализации социально-эконом. политики правительства путем применения системы прогнозов, планов но дальнейшему развитию хоз-ных агентов, исключающее прямое гос-ное воздействие.

3. стратегическое - определение основных направлений социально-экон. развития территории. В совр. условиях на уровне территории макропоказатели текущего (оперативного) управления в основном используются при разработке и принятии годового прогноза и бюджета. При планировании фин. показателей применяются след. основ. методы: - нормативный - планирование фин-х показателей на основе заранее установленных норм и технико-экономич нормативов рассчитывается потребность хоз-го субъекта в фин.ресурсах, определяются их источники. расчетно-аналитический - устанавливается плановая величина фин. показателя на основе анализа достигнутой величины этого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде (прим. при планировании суммы прибыли и доходов).

балансовый метод позволяет путем построения различных балансов увязать имеющиеся в наличии фин. ресурсы с фактической потребностью в них. метод оптимизации плановых решении - разработка нескольких вариантов расчетов и определении того варианта в котором оптимум развития объекта управления достигается при минимальных затратах ресурсов, как материальных, финансовых и трудовых.

экономико-математическое моделирование - формализованное описание рассм-мых эконом. процессов или объектов - базируется на обработке статистических данных, оценке отдельных ключевых переменных величии, их параметров тенденций изменений. Регион должен как минимум на 80-85% самостоятельно создавать свой консолидированный бюджет. Есть регионы бюджеты на 80% образуются за счет федеральных средств. Поэтому использование методов прогнозирования и планирования должно сочетаться в подобных регионах с совершенствованием системы административно-территориального деления страны и внедрением принципов бюджетного федерализма.

Трансферты - возвратные платежи, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему. Трансферты выделяются из специально создаваемых для этих целей федерал фонда финансовой поддержки регионов. Критерий отнесения региона группе регионов, нуждающихся в поддержке из этого фонда явл-ся: бюджетный доход на душу населения.

 

6.4. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

Региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. В последнее время во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней гос. власти к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Через рег-ные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниц-го образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку и др. С помощью рег. финансов государства осуществляют выравнивание уровней экономического и социального развития, которые отстали от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом рег-ным бюджетам выделяются отчисления от гос. налогов, но чаще всего субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели( развитие здравоохранения, дорожное строительство). Региональные финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования рег финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации)

Основной составной частью рег. финансов являются:

1 региональные бюджеты - бюджеты республик в составе РФ, краев областей, автономных округов, районов, городов, поселковых и сельских органов власти.

2. средства субъектов хозяйствования- фин. ресурсы предприятий, находящихся в муниц. Собственности; фин. ресурсы предприятий, организаций, используемые ими на финансирование социальных - культурных и жилищно - коммунальных объектов (соц.поддержка работников - строят дома и приобретают для них жилье)

3. территориальные внебюджетные фонды - источники формирования - заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, спец. сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионный). Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних и привлеченных извне ресурсов.

Внутренние финансовые ресурсы включают: ресурсы предприятий и организаций(чистая прибыль, амортизационные отчисления, доходы от акций) расположенных в регионе, средства населения, доходы рсг. Бюджета (все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов), средства внебюджетных фондов. Привлеченные ресурсы - долевой капитал сторонних инвесторов, иностранные инвесторы, средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирование целевых программ.

Сферы применения финансово- экономических механизмов взаимоотношений РФ и регионов:

· Бюджетно-налоговая сфера;

· Кредиты, субвенции, субсидии;

· Финансовые взаимоотношения регионов.

Региональный бюджет

· формирование денежных фондов;

· распределение и использование этих фондов м/ж отраслями народного хозяйства регионов;

· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

На стабилизацию финансового положения в регионах влияет Налоговый кодекс.

Региональные налоги: (ст. 14 НК РФ – состав налогов и сборов):

· налог на имущество организаций;

· на недвижимость;

· транспортный;

· дорожный;

· на игорный бизнес;

· региональные налоги и сборы.

Элементы налогообложения:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Уровни бюджетной налоговой системы:федеральный, региональный, местный, еще выделяют районный.

Полномочия органов государственной власти субъектов в бюджетной сфере:

· установление порядка составления, утверждения и исполнения бюджета субъектов и контроль за исполнением;

· распределение доходов от региональных налогов и сборов и иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта и местными бюджетами ( часть налога субъекта делятся с местным бюджетом);

· разграничение полномочий по осуществлению расходов м/у бюджетами субъекта и местными бюджетами (кто будет финанстировать);

· установления порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов (совместно с органами гос. власти федерации);

· определение порядка и условий финансовой помощи местным бюджетам (бюджетные ссуды);

· установление порядка и условий бюджетных кредитов (могут быть и вертикальные: федерация – субъект; субъект – муницап.; федерация – Муниципал. и горизонтальные: бюджет одного МО другому МО, как правило без %);

· определения перечня и порядка осуществления гос. внутренних займов субъекта РФ;

· осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом РФ.

Расходы регионального бюджета подразделяются на: текущие и капитальные.

Капитальные – часть расходов бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме: дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование.

45 регионов обеспечивают себя сами, 16 – доноры, остальные слабые.

Принципы межбюджетных отношенийотношение между субъектами, федерациями, муниципалитетами):

· сбалансированность интересов участников;

· самостоятельность бюджетов всех уровней;

· законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников;

· транспарентное (обоюдовыгодное с целью выравнивания доходов и расходов) перераспределение средств м/у бюджетами.

 

 

6.5. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОЧНУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНОВ. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

 

Экономика России представляет собой народохозяйственный комплекс, возникший на базе социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов интеграции. Этот комплекс имеет сложную структуру: отраслевая и территориальная.

Отраслевая, или компонентная отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отрасли:

· Отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, материально-техническое снабжение, торговля, общественное питание;

· Отрасли непроизводственной сферы: ЖКХ, Бытовое обслуживание, транспорт, связь;

· Социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура, искусство, просвещение, отрасль управления и обороны.

Отраслевая функциональная классификация отраслей:

Первичные – добывающая промышленность и с/х-во.

Вторичные – обрабатывающая промышленность.

Транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающее производство и население.

Управление и научное обслуживание.

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких. Сложилась нерациональная отраслевая структура. Материальное производство составляет 70%, непроизводственные сферы – менее 30%.

Территориальная структура – членение системы народного хозяйства по территориальным ячейкам – зонам. Она меняется медленнее, чем отраслевая структура, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производства, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая определяется общественными и эк5ономическими факторами: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы.

Изменения отраслевой структуры промышленности выступает научно-технический прогресс: автоматизация, компьютеризация и механизация производства, совершенствование технологий. Эти изменения происходят непрерывно.

В действующей классификации промышленности выделены 5 комплексных отраслей:

1.Топливно-энергетический (угольную, нефтяную, газовую, торфяную, Эл/энергетическую)

2.Машиностроение (электротехническая, приборостроительная)

3.Металлургическая

4.Химическая

5.Микробиологическая

По экономическому назначению продукции промышленность делится:

Гр.А) Производство средств производства – более 65%;

Гр.Б) Производство предметов потребления.

Это деление позволяет определить долю каждой группы в общем объеме промышленного производства и установить правильное соотношение между ними (гр.А и гр.Б)

В основе рыночной специализации лежит территориальное разделение общественного труда, следовательно и определение специализирующихся отраслей базируется на выявлении доли участия района в общественном разделении труда.

Для количественного определения уровня специализации экономики районов используются показатели:

Кл -коэффициент локализации, Кд - коэффициент душевного производства

 

Кл = Ор : Пр * 100 Кд = Ор : Ос * 100

Ос : Пс * 100 Нр :Нс * 100

Ор –отрасль района;Пр –промышленное производство района; Ос –отрасль страны;Пс –все промышленноепроизводство страны; Нр –население района;Нс –население страны

Кмт –коэффициент межрайонной товарности :

 

Кмт = Во : Пр ,где Во – вывоз из района товарной продукции; Пр –районное производство.

Су = Уо : Ур, где Су– показатель специализации района по соответствующей отрасли; Уо –удельный вес района в стране по данной отрасли промышленности;Ур – удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности.

Если расчетные показатели больше или равны 1, то данные отрасли выступают, как отрасли рыночной специализации. Отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по Кл, Кд, Су.

В качестве рекомендуемых показателей эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции с учетом доставки ее потребителю, удельные капитальные вложения на единицу мощности и прибыль. Из сравниваемых показателей наилучший – это минимум приведенных затрат, т.е. себестоимость продукции плюс произведение удельных капиталовложений и отраслевого нормативного коэффициента их сравнительной эффективности (общий коэффициент – 0,15 соответствующий нормативному сроку окупаемости в течении 7 лет или 0,12 – 8,3 года).

П = С + К * Е ,

где П – произведение затраты на единицу продукции; С- себестоимость; К– удельные капиталовложения на единицу продукции; Е– нормативный коэффициент эффективности капитального вложения.

Определение показателей экономической эффективности производства ведется так же показателем рентабельности(Р).

Р = Ц – С * 100 или Р = Ц – С * 100 ,

К Ф

Где Ц -цена; С–себестоимость продукции;

К -капитальные вложения;

Ф –сумма основных производственных фондов и оборотных средств.

Показатель Р показывает отношение прибыли к капитальным вложениям.

Система технико-экономических показателей размещения отраслей:

А) удельные расходы основных видов сырья, топлива, тепловой и Эл. Энергии на единицу готовой продукции;

Б) выход производственных отходов на единицу продукции

В) трудовые затраты

Г) затраты основных фондов



Просмотров 2763

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!