Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг



1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг. Дополнительным непосредственным объектом выступают имущественные интересы граждан, организаций и государства.

2. Объективная сторона преступления характеризуется альтернативно указанными действиями, крупным ущербом гражданам, организациям или государству и причинной связью между действиями и последствием.

Первым из альтернативно указанных действий закон называет внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации. В соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг есть установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Такая последовательность состоит из нескольких этапов (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), в качестве одного из которых (третьего) Закон называет государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При этом указанная государственная регистрация должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500 (п. 2 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Общие требования к содержанию проспекта установлены ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; искажение содержания проспекта путем включения в любой его раздел заведомо недостоверной информации образует анализируемое преступное действие. При этом в силу особенностей эмиссии ценных бумаг данное действие может быть совершено только на этапе подготовки проспекта внутри самого эмитента.

До регистрации проспекта он должен быть утвержден в порядке, установленном п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта образуют вторую разновидность действий, входящих в объективную сторону рассматриваемого состава преступления.

Третья разновидность преступных действий заключается в подтверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта; такое подтверждение в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" осуществляется аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, - независимым оценщиком, а также финансовым консультантом на рынке ценных бумаг и в случае выпуска облигаций с обеспечением - лицом, предоставившим обеспечение.

В качестве четвертого действия закон называет утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг завершается государственной регистрацией отчета (уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 19, ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). При этом отчет (уведомление) до такой регистрации должен быть утвержден советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а для юридических лиц иных организационно-правовых форм - лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено законодательством. Утверждение компетентными органами эмитента содержащего заведомо недостоверную информацию отчета (уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг образует состав преступления в данной его разновидности (объем информации, который должен быть представлен в отчете (уведомлении) и который, как следствие, может быть искажен, определяется в ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Последним действием, образующим объективную сторону рассматриваемого состава преступления, является размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг запрещается (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), за изъятиями, установленными законом, и размещение, т.е. отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок без такой регистрации влечет уголовную ответственность.

3. Состав преступления материальный; преступление признается оконченным с момента причинения рассматриваемыми действиями крупного ущерба гражданам, организациям или государству, т.е. ущерба, сумма которого превышает 1 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК). Под ущербом в данном составе преступления следует понимать совокупный реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК), понесенный в результате заключения сделок на рынке в отношении ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным, теми субъектами рынка, которые являются их владельцами на момент признания выпуска недействительным. Поскольку законодательством в случае признания выпуска недействительным предусмотрена возможность возврата средств, полученных эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, лицам, владеющим этими бумагами (ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), то ущерб следует определять как невозвращенные эмитентом средства, т.е. с учетом (за минусом) возвращенных средств.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.

5. Субъект преступления специальный. При внесении в проспект заведомо недостоверной информации им является любой работник эмитента, подготовивший проспект на основании утвержденного эмитентом решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; при утверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления), а равно размещении ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, - член совета директоров (наблюдательного совета) или член органа, осуществляющего функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а для юридических лиц иных организационно-правовых форм - лицо, осуществляющее единолично или коллегиально с другими функции исполнительного органа эмитента, либо иной субъект, уполномоченный в соответствии с законодательством на совершение соответствующих действий. Аудитор (квалификация его действий по ст. 202 УК в данном случае исключается), независимый оценщик, финансовый консультант на рынке ценных бумаг, лицо, предоставившее обеспечение в случае выпуска облигаций с обеспечением, являются субъектами подтверждения содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта.

Должностные лица регистрирующих органов (федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иного регистрирующего органа, определенного законом) не являются субъектами рассматриваемого состава преступления и в определенных случаях могут нести уголовную ответственность по соответствующим нормам главы 30 УК.

6. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) характеризуется его совершением группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

 



Просмотров 1092

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!