Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Участи прокурора в судебном заседании при пересмотре судом уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам



В соответствии со ст.ст. 421, 422 УПК уголовные дела могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам по заключению прокурора. В заключении прокурор, основываясь на результатах проведенной проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств, указывает на наличие основания для возобновления производства по уголовному делу. Заключение должно быть мотивированным со ссылкой на материалы проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств.

Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам вместе с уголовным делом и материалами проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств направляются в суды, указанные в ч.1 ст. 422 УПК.

Заключение прокурора рассматривается этими судами в судебном заседании в соответствии с правилами ст. 411 УПК.

Согласно ч. 2 ст. 422 УПК предыдущее рассмотрение уголовного дела кассационному порядке или в порядке надзора не препятствует его рассмотрению в той же судебной инстанции в порядке возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд, рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам, выносит одно из определений или постановление, указанных в ст. 423 УПК.

В соответствии с ч. 1 ст. 424 УПК предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему в связи с вновь открывшимся обстоятельствами, а также обжалование и опротестование вынесенных новых судебных решений производятся в общем порядке.


 

62. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера: предмет и пределы.

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера - это отрасли прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства в местах содержания задержанных и в местах предварительного заключения прокурор проверяет законность содержания подозреваемых и обвиняемых в ягах местах, а также соблюдение установленных законом» другими нормативными правовыми актами порядка в условий содержания их под стражей.

Объектомпрокурорского надзора в данной отрасли является точное и единообразное исполнение законов, иных нормативных правовых актов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний, иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Круг законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений по содержанию задержанных, заключенных под стражу, исполнению наказания, а равно иных мер уголовной ответственности и мер принудительного характера ограничивается уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь и актами законодательства, регламентирующими порядок и условия содержания лиц под стражей, в том числе подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми ведомствами, структурные подразделения которых осуществляют эту деятельность.

Прокурор в своей деятельности не должен выходить за пределы прокурорского надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов указанными органами и учреждениями. Прокурор не должен вмешиваться в решение административных и хозяйственных вопросов администрацией и должностными лицами поднадзорных органов и учреждений, если при этом не было допущено нарушение закона, иных нормативных правовых актов.

Предмет надзора — это то, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту. Прокурор, проверяя исполнение законодательства поднадзорными органами и учреждениями, обращает внимание на соответствие закону, иным нормативным правовым актам всего того, что составляет предмет его надзора.

В ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что предметом надзора в этой отрасли являются:

1) соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства;

2) соблюдение прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.

Исходя из содержания этой нормы, можно сделать вывод о том, что в более конкретизированном виде предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному НПА, в данной отрасли являются:

1)акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы

2)акты д.л. органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера

3)действия (бездействие) д.л. органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера.

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений законов при осуществлении надзора в органах и учреждениях, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, в местах содержания под стражей.

Согласно ст. 35 закона О прокуратуре при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

1)посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории

2)знакомится с документами, на основании которых лица содержаться под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам ВОСПИТАТЕЛЬНОГО характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц

3) проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев

4)требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства

5)требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера

6)в случаях, предусмотренных законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.

Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушений законов при осуществлении надзора в органах и учреждениях, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, в местах содержания под стражей.

При установлении нарушенийзаконодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

1)отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного заключения, а также на лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера

2)отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о выводе режима особого положения

3)в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, д.л. и иными гражданами

4)составляет протоколы об административных правонарушениях;

5)выносит постановления о возбужденна дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

6)выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного заключения, а также лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение.


 

65. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи: понятие и содержание.

Объектом деятельности является надзор за исполнением всех НПА, имеющих отношение к несовершеннолетним, регламентирующих различные формы воспитательной работы с детьми и подростками, трудовые, жилищные и другие правовые отношения. Предметом надзора являются:

1)акты, принимаемые органами государственного управления, организациями, д.л. по вопросам, касающимся несовершеннолетних

2)действия или бездействия д.л. и граждан по вопросам, касающихся несовершеннолетних

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних прокуроры не должны подменять другие органы ненадлежащее выполняющие требования закона:

1)осуществлять непосредственное наблюдение за поведением трудных подростков

2)изымать с улиц детей и подростков, находящихся там в позднее время суток

3)возвращать в школу подростков, прекративших учебу

4)устраивать несовершеннолетних на работу

Прокурорские работники должны проверять как эти обязанности исполняют органы и д.л., на которых они возложены законодательством. Прокурор обязан средствами прокурорского надзора обеспечить выполнение требований законодательства. Прокурорские работники при осуществлении надзора пользуются полномочиями, предоставленными им в каждой отрасли прокурорского надзора.

Задачи надзора вытекают из общих задач, сформулированных в ст. 4 закона О прокуратуре. В соответствии с приказом Генерального прокурора Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, основными задачами являются:

1)повышения уровня и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2)совершенствование и оптимизация прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних и молодежи

3)разработка и осуществление совместно с другими государственными органами и общественными объединениями согласованных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи и охране их прав.


 

66. Прокуратуры государств-участников СНГ: общая характеристика.

Общим для органов прокуратуры стран СНГ является то, что этому институту в обязательном порядке отведено место в конституциях этих государств (кроме Грузии). Организация системы органов прокуратуры строится на определенных принципах, которые прописаны в Основном законе страны. В конституциях Азербайджана (ч. 2 ст. 133), Беларуси (ст. 126), Армении (ст. 103), Казахстана (ч.2 ст. 83), Кыргызстана (ст. 112), России (п.1 ст. 129), Узбекистана (ст. 119), Таджикистана (ст. 94) закреплено, что прокуратура - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору.

В ст. 121 Конституции Украины только отмечено, что прокуратура составляет единую систему.

Характерным принципом системы прокуратуры государств Содружества является централизация, которая определяется основными задачами, выполняемыми прокуратурой в государстве, и вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории каждой страны. Система органов прокуратуры в странах СНГ построена на принципах централизации, единства, взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.

большинстве государств-участников СНГ структура органов прокуратуры определяется специальными законами. Так, согласно ст. 11 Закона о прокуратуре Российской Федерации систему прокуратуры России, как федеративного государства, составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Исключением является Республика Молдова, где нормативное положение о том, что система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры закреплено также и в Основном законе страны - Конституции (ч. 2 ст. 124).

Таким образом, структура органов прокуратуры в странах СНГ включает в себя три основных звена (элемента), деление на которые предопределяется административно-территориальным устройством-той или иной страны. Каждое звено решает задачи и выполняет обязанности, вытекающие из функций прокурорской системы в целом, с учетом определенных законом направлений деятельности прокуратуры.

В настоящее время в европейских странах сложились две основные модели прокуратуры, в которых определяются ее функции в каждом конкретном государстве в соответствии с особенностями его правовой системы и структуры государственного механизма. В первом случае прокуратура является, прежде всего, органом уголовного преследования и обвинения, а во втором - преимущественно органом надзора за законностью. В целом полномочия прокуроров по их нормативному содержанию и направленности можно разделить на определенные группы. Ряд авторов1 предлагает выделить три самостоятельные группы полномочий: 1) полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий; 2) полномочия по устранению нарушений закона; 3) полномочия по предупреждению нарушений закона. Применительно к общему анализу полномочий прокурора по законодательству стран СНГ наиболее приемлемым, на наш взгляд, представляется предложение о разграничении (классификации) полномочий на две группы, поскольку у авторов первой модели полномочий третья группа сводится лишь к праву прокурора объявлять предостережение. Учитывая, что такой акт прокурорского реагирования предусмотрен не во всех странах СНГ, то, разумеется, что для осуществления безупречной классификации полномочий прокурора по этому признаку не достает нормативно-правовых оснований. Законы о прокуратуре всех государств-участников Содружества Независимых Государств содержат нормы, в которых определен перечень полномочий прокурора. В научных целях, с определенной долей условности, можно выделить три модели их нормативного регулирования. В первом из них полномочия прокуроров регламентированы применительно к организационной структуре органов прокуратуры той или иной страны. По такой модели сконструированы нормы в законодательстве Азербайджанской Республики. По второй модели регламентация полномочий прокурора осуществлена как в отношении функциональной структуры органов прокуратуры, так и применительно к отдельным направлениям их деятельности. Такая модель нормативного регулирования прав и обязанностей прокуроров использована законодателями Республики Армения и Грузии. Необходимо отметить, что при конструировании норм о полномочиях прокурора законодатели отдельных стран СНГ допустили смешение основных направлений деятельности прокуратуры с конкретными правами и обязанностями прокурора. Такая форма изложения нормативного материала просматривается в Законе о прокуратуре Республики Армения. Третью (смешанную) модель определения полномочий прокуроров применили Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В законах о прокуратуре этих государств права и обязанности прокуроров предусмотрены в трех группах норм: 1) в нормах, устанавливающих организационную структуру органов прокуратуры; 2) в общих и специальных нормах, определяющих надзорные функции либо общую компетенцию органов прокуратуры ( Республика Молдова); 3) в статьях, предусматривающих отдельные направления деятельности органов прокуратуры.


 



Просмотров 773

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!