Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Thorn;orkæl møntære senter þer pipar 7 часть



Руническая магия была одним из основных направлений рабо­ты Германенордена, сохранила она свое значение и в работе «Аненербе». В его составе действовали возглавляемое Карлом Вайгелем «Отделение иероглифических исследований» и базиро­вавшееся в Кенигсберге «Отделение рунологических исследова­ний» под руководством самого Вольфганга Краузе. Как известно, руны и в целом широко использовались в символике СС. Приведем здесь несколько тому примеров.

 

Лебен-рун(руна Альгиз Старшего Футарка)

Почиталась в СС руной жизни и использовалась в качестве отличительного знака самого «Аненербе», а также — «Общества Лебенсборн», исследовавшего расовые вопросы. Во внутренних документах СС, а также на надгробиях эта руна указывала дату рождения.

 

Тотен-рун(перевернутый Альгиз)

Руна смерти. Использовалась при указании даты завершения жизни.

Тир(Тейваз Старшего Футарка)

Древний общегерманский символ, означающий возвышенное состояние духа воина и связанный с Тиром (Тюром), богом битв. В СС служил знаком отличия внутреннего круга ордена: его носи­ли офицеры, окончившие спецшколу СС до 1934 года и профес­сорско-преподавательский состав.

Хагалл (Младшая руна Хагл)

Следуя фон Листу и его школе, в СС почитали эту руну одним из основных рунических символов и связывали ее с несокрушимой верой в правоту орденского мировоззрения. Эта руна изобража­лась на знаменитом кольце с мертвой головой. Кроме всего про­чего, руна Хагалл служила отличительным знаком полицейской дивизии СС.

 

Wolfsangel(нем. «Волчий крюк»[100])

Некоторое время эта руна была символом НСДАП, затем — знаком дивизии Ваффен СС «Дас рейх».

 

Wolfsangel(голландский вариант символа)

Служил знаком дивизии Ваффен СС «Ландштурм Нидерланд», состоявшей из голландских добровольцев.

Руна Эрды

Руна Земли и земной богини; использовалась в качестве симво­ла расового отдела СС. Кроме того, изображалась на эмблеме дивизии Ваффен СС «Принц Эуген».


Глава 8

Артефакты:

воплощённая

магия

Рунические артефакты в истории магии

Р

уническое Искусство — один из древнейших феноменов в известной нам истории европей­ской магии; его «положение» в этой истории во многом уникально. С одной стороны, именно в руни­ческом Искусстве берут свои истоки многие поздней­шие практики — например, такие, как обычай давать имена холодному оружию и наносить их на клинки, или практика вырезания магических жезлов с нанесенными на них заклинательными надписями. С другой стороны, многие приёмы и концепции рунической магии сами уходят корнями в еще более древние времена; так, например, знаменитая практика установления в опре­делённых местах столбов (или жердей) с вырезанными на них руническими заклятьями, несомненно, связана с геомантическими представлениями наших далеких предков, которые гораздо древнее и рунического пись­ма, и, вероятно, письменности вообще.

Тем интереснее исследование в этой области.

Рунические артефакты — материальные памятники примене­ния рунического Искусства — являются для нас одним из основ­ных источников знаний в этой области. Общее их количество довольно велико и увеличивается с каждым годом по мере появле­ния новых археологических находок. В этой главе мы рассмотрим основные типы таких находок, рассматривая и классические при­меры применения рунической магии, и материалы раскопок последних лет, а подробному анализу рунических заклинаний на этих артефактах будет посвящена следующая глава.

Однако прежде чем мы приступим к непосредственному рас­смотрению рунических артефактов, мне хотелось бы обратить внимание читателя на одну их особенность, свойственную и маги­ческим предметам вообще. Речь идет о существовании определен­ного «закона», согласно которому магические предметы в сакраль­ной Традиции обязательно проявляются одновременно на трех уровнях. Я не открываю в этом отношении ничего принципиально нового, но понимание этого «закона» важно для правильного видения места рунических артефактов в Традиции.

Итак, первый уровень — это миф. Так, если мы будем гово­рить, например, о магическом оружии, мы встретим в северных мифах меч Фрейра, «изукрашенный знаками», копье Одина, молот Тора — не просто оружие, обладающее волшебными свой­ства, но — атрибут бога, сам являющийся частью мифологическо­го образа и мифологической истории. К этому же уровню будет вероятно, примыкать и сказка — в тех случаях, когда сказочный текст мы можем рассматривать как «частично десакрализован-ный миф». Здесь мы встретим, например, меч-кладенец и ему подобные образы.

Второй уровень — эпос. Здесь также примеров более чем достаточно. Мы можем вспомнить, например, знаменитый меч короля Артура (хотя «артуриана» на самом деле — это смесь эпоса и мифа).

И, наконец, третий уровень — практика; то, что мы можем увидеть своими глазами в музеях и археологических коллекциях; собственно сохранившиеся магические артефакты и сама тради­ция их изготовления и применения.

Очень важно подчеркнуть, что эти проявления на трех разных уровнях не вытекают одно из другого; волшебные мечи в сагах появились не потому, что в Эдде упоминается волшебный меч Фрейра, а древние мастера стали наносить на клинки рунические формулы не потому, что услышали об этом из саг. Одна Традиция, один сакральный образ, проникающий через «границы сфер»...

Холодное оружие

Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упомина­ниями о волшебном оружии. Прежде всего, мы встречаем священ­ное оружие в мифологии в качестве непременных атрибутов ряда богов. Таковы, например, Гунгнир и Ассал — копья скандинавского Одина и кельтского Луга, таков Мьёлльнир — молот Тора, или вол­шебный меч Фрейра Очевидно, что каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней осмысления: и архетипического, и космологического, и магического... Так, например, священ­ное копье Одина (или Луга) — это и axis mundi, мировая ось, т.е. Древо Мира, пронизывающее и объединяющее три традиционных мира, и символ великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя копьем ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и очевидный фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб человека...

Волшебным оружием пользовались и люди — маги и воины древ­ней Европы; упоминаний об этом в легендах и сагах множество — нет смысла перечислять их все. Достаточно вспомнить Каледвулх, меч короля Артура, выкованный кузнецами Аваллона[101]; или меч Ботвара сына Бьорна Медведя, появлявшийся из ножен только в случае смер­тельной опасности и издававший при этом пронзительный крик... И хотя, разумеется, между оружием богов и оружием людей лежит пропасть, принципы, определяющие сакральность и магию того и другого, близки — «То, что внизу, как то, что вверху...».

Холодное оружие, насколько мы можем судить, было окружено магическими представлениями с самого момента своего появления. Самый процесс работы с металлом в традиционном сознании пред­ставляется сакральным и связывается с определенной магией; отсю­да проистекает то огромное уважение и даже мистическое почте­ние, которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем Средневековье к кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.

Задумываясь о месте холодного оружия в европейской Традиции, мы можем видеть, что меч, например, «сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридически­ми источниками»[102]. Вероятно, древнейшие упоминания о покло­нении мечу связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как к живому существу мы встреча­ем и в средневековых эпических произведениях (например, в «Песни о Роланде»), и даже в довольно поздних балладах и леген­дах, как, например, в датской балладе «Меч-мститель»:

 

Педер стоит в углу двора,

Ему с мечом говорить пора.

«Меч мой, славу свою обнови.

Хочешь ли ты искупаться в крови?

Ты за меня, мой меч, постой,

Нет у меня родни другой»[103].

 

В силу свойственного сакральной Традиции закона всеобщего подобия оружие земное, физическое, почиталось своего рода «отражением» оружия божественного, принадлежащего богам, и соответственно считалось посвященным тому или иному богу: копьё, например, — Одину; меч — Фрейру или Одину; топор, палица, кистень — Тору. Конечно, данное конкретное посвяще­ние — вещь относительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и обращаясь к более древним временам. Так, М. Маковский справедливо возводит готское hairus — «меч» к древнейшей индоевропейской основе *ker - «издавать звук», «звучать» и даже связывает в один семантический ряд англ. sword (нем. Schwert) — «меч» и англ. word (нем. Wort) — «слово»[104]. То же самое можно было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.

Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные Тацитом описания мужских инициаций германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом.

В этом отношении волшебное оружие древней Европы могло принадлежать к одной из двух категорий:

• во-первых, это боевое оружие, наделенное теми или иными магическими свойствами;

• а во-вторых, это холодное оружие, находящее применение как средство традиционной магии; в этом отношении и меч, и нож являются универсальными магическими инструментами, широко используемыми как в «профессиональной», так и в быто­вой магии.

Конечно, между двумя этими категориями далеко не всегда можно провести однозначную и чёткую границу, и в ряде случаев их стоит рассматривать, скорее, как две функции одного и того же предмета.

В целом же магии холодного оружия присущи как защитный (оберегающий) аспект, так и аспект активный. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта образует магический круг. Да и само по себе оружие, выкованное из «холодного желе­за», может, как мы знаем из европейского фольклора, служить оберегом. Однако тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магического нападения, высту­пая, подобно посоху, «направляющей» для магической энергии.

Отметим здесь, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим образом). Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфических ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня...

 

* * *

Важнейшую роль в магии холодного оружия играет сам мате­риал, из которого оно изготовлено.

По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным оберегом (известны, например, раннесредневековые славянские железные амулеты-подвески, выполненные в форме небольшого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами. Основной магией железа Традиция считает способность отпугивать и изгонять злых духов. Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный предмет (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вби­вали для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.

Освоение металла в Европе началось не позднее начала VII тыся­челетия до н. э. Долгое время сырьем для производства металличе­ских изделий служили, несомненно, самородки. Так, древнейшая в Северной Европе мастерская по обработке самородной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов — об этом свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувший с неба» и т.д.

Эти самородные металлы — как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд — с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перенесены и на искусственно получаемые металлы. Тем не менее, представление о том, что самородный или «звездный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим[105].

Добыча железа из руд началась в Европе примерно на границе II и I тысячелетий до н. э. При этом первыми источниками «зем­ного» железа стали болотные руды, память о чём сохранилась, например, в «Калевале»:

 

В тот же день и в тот же вечер

Из болот железо взяли,

Там на дне его отрыли,

Принесли его к горнилу.

 

Как процесс добычи металлов, так и процесс их обработки традиционно осмыслялись как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к куз­нецам, свойственное любой европейской традиционной культуре.

* * *

С древнейших времен холодное оружие украшалось различны­ми изображениями, во многих случаях имевшими магическое значение. Самые ранние тому примеры — боевые и ритуальные топоры эпохи бронзы, на поверхности которых выгравированы солярные символы, изображения свастики, другие сакральные символы.

С наступлением Средних Веков описания оружия, несущего различную символику, появляются в письменных источниках. Вот, например, как описывается меч по имени Хрунтинг в поэме «Беовульф»:

 

Также герою

стало подспорьем

то, что вручил ему

вития Хродгаров:

меч с рукоятью,

старинный Хрунтинг,

лучший из славных

клинков наследных

(были на лезвии,

в крови закалённом,

зельем вытравлены

узорные змеи);

в руке героя,

ступить решившегося

на путь опасный,

на вражью землю,

тот меч не дрогнет —

не раз бывал он,

клинок остреный,

в работе ратной.

 

Вероятно, определённые изображения покрывали и оружие северных богов; по крайней мере, об этом говорит, например, в Старшей Эдде Скирнир, слуга бога Фрейра, о мече своего господина:

 

Видишь ты меч

в ладони моей,

изукрашенный знаками?

Поездка Скирнира, 23

Таких «изукрашенных знаками» древ­них клинков немало сохранила земля. На многих европейских мечах и наконечниках копии мы можем видеть разнообразные магические сим­волы, в том числе и руны.

Древнейшие находки ору­жия с руническими надписями практически одновременны формированию классического Футарка. Большая их часть про­исходит из вотивных (жертвен­ных) кладов конца II — начала IV века, обнаруженных в боло­тах Дании[106]. Некоторые из этих болотных жертвенников потря­сают своими масштабами; так, например, оружия в некоторых кладах долины реки Иллеруп (Ютландия) достаточно для того, чтобы вооружить сотни воинов. Простейшие рунические заклятья на найденном в подоб­ных жертвенниках оружии выре­заны на древках стрел. Сложно сказать, заговаривались ли с при­менением рун такие стрелы жре­цами или профессиональными магами, или воины сами выреза­ли на них руны непосредственно перед боем; скорее всего бывало и так, и так. Большинство надписей на древках стрел — это отдельные руны (Тейваз, например) или короткие заклинательные комбинации (например,lua).

Более сложные надписи мы встречаем на наконечниках копий, металлических деталях щитов и ножен, рукоятях секир. Такие руни­ческие тексты далеко не всегда полностью понятны. Так, например, надписи на двух сторонах рукояти секиры из клада в Нидаме (одна из них выполнена правыми рунами, другая — левыми) гласят:

 

WagagastiR



Просмотров 678

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!