Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Философские концепции соотношения языка и мышления



Философские концепции, трактующие те или иные сторо­ны соотношения языка и мышления, могут быть обобщенно представлены следующим образом:

— концепции, отождествляющие язык и мышление,

— концепции, трактующие язык и мышление как не свя­
занные друг с другом сущности,

— концепции, трактующие язык и мышление как разные,
но неразрывно связанные друг с другом сущности;

— концепции, рассматривающие различные формы мыш­
ления в их отношении к языку,

— концепции, рассматривающие соотношение логических
и языковых категорий.

Неопозитивисты Р. Карнап, М. Шлик, Л. Витгенштейн отождествляли логику (то есть мышление) с синтаксисом.


Язык и мышление 131

Логика оказывается частью синтаксиса — так писал в одной из своих работ Карнап. Рассматривая синтаксис как комби­нирование условных языковых знаков, Карнап приходит к выводу, что «каждый может создавать свою логику, то есть свою форму языка как ему угодно». Поскольку же языки раз­ных народов имеют разный строй, разный синтаксис, то и мышление этих народов оказывается разным, зависимым от их языков.

Л. Блумфильд понимает язык как набор сигналов-реакций на физиологические потребности организма. Мышление как особый феномен отрицается. При таком подходе проблемы язык и мышление просто не существует.

Другие философы полагали, что в конечном итоге язык и мышление — две независимые сущности, и что выражение мышления посредством языка лишь искажает мышление. «Язык абсолютно неадекватен логическому мышлению и по­стоянно искажает его», — писал Б. Рассел. «Мысли умирают в ту минуту, когда воплощаются в слова», — отмечал А. Шопен­гауэр. Е. Дюринг писал: «Кто способен мыслить только при посредстве речи, тот еще не испытал, что значит отвлеченное и подлинное мышление».

К. Маркс и Ф. Энгельс всячески подчеркивали единство языка и мышления. По Марксу и Энгельсу, язык и мышление порождаются трудом, они возникли и развивались одновре­менно, язык служит для общения, он выражает, материализует, «отягощает» мышление.

Ряд ученых рассматривают вопрос о соотношении языка" и мышления, исходя из идеи о множественности форм мыш­ления и, соответственно, различном характере связи этих форм с языком человека. Различают абстрактное мышле­ние — мышление отвлеченными понятиями и конкретное (в других терминах — практическое, образное, наглядно-действенное), то есть мышление конкретными образами, не­посредственно включенное в практическую деятельность че­ловека.

Л. С. Выготский полагал, что существует «речевое мыш­ление» (то есть связанное с речью) и мышление неречевое, ку­да он относил инструментальное и техническое мышление «и


132________________________________________________ Тема 4

вообще всю область так называемого практического интеллек­та». Акад. Б. А. Серебренников, кроме абстрактного мышле­ния, выделял еще наглядное, образное, практическое, лингвок-реативное. авербально-понятийное, поисковое и редуцирован­ное мышление. Ясно, что вопрос о связи мышления с языком касается преимущественно абстрактного мышления, остальные виды мышления не опираются на язык.

Качественное различие между конкретным мышлением животного и абстрактным мышлением человека вскрыл акаде­мик Иван Петрович Павлов.

Язык, по концепции И. П. Павлова, представляет собой вторую сигнальную систему, отличающую человека от живот­ного, у которого такая система отсутствует, Животное облада­ет только одной сигнальной системой — первой. Для животно­го окружающий мир представлен в его сознании только чувст­венными сигналами, то есть конкретными образами, отображающими окружающий мир. У человека эти сигналы тоже есть, но у него есть и вторая сигнальная система — слова, которые могут замещать в сознании чувственные образы. На­пример, экспериментально доказано, что слово «звонок» вы­зывает у человека такую же ответную реакцию, как и сам зво­нок, воспринимаемый органами слуха. И. П. Павлов отмечал, что наличие у человека второй, словесной сигнальной системы означает наличие у него абстрактного мышления, которого нет у животных.



Просмотров 2322

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!