Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Из истории изучения связи языка и общества



Отдельные наблюдения над фактами, указывающими на связь языка и общественных явлений, мы находим в трудах В. Гумбольдта, младограмматиков, Г. Вундта, Г. Штейнталя, А. А. Потебни. Изучение истории языка в тесной связи с исто­рией народа было начато в России трудами Ф. Ф. Фортунатова в 70-х гг. XIX в. Основатель Московской лингвистической школы Фортунатов направил внимание исследователей на факты истории народа, без которых нельзя понять факты дробления и схождения разных языков, существования диа­лектов и языковых контактов.

В 1894 г. вышла книга французского ученого Поля Лафар-га «Язык и революция», в которой он анализировал факты влияния Великой французской революции на язык нации. В конце XIX — первой половине XX в. ученик Фортунатова ака­демик А. А. Шахматов, французский лингвист Антуан Мейе и его ученики, немецкий диалектолог Т. Фрингс исследовали связи между изменениями в семантике языков и социальными сдвигами в истории народов. А. Соммерфельт в работе «Язык и общество» (1938) указал на связь между типом человеческо­го мышления, общественным укладом и типом языка.


 


Язык и общество 357

Проблемы функционального стилистического дробления языка, соотношения литературного языка и диалектов, устной и письменной форм речи разработал чешский лингвист Богу-слав Гавранек и другие языковеды Пражского лингвистическо­го кружка.

В 20-30-х гг. XX в. бурное развитие получила социолин­гвистика в СССР. Неотложные задачи создания письменности для бесписьменных народностей, организация образования и издательского дела на их языках, выбор языка обучения для ор­ганизации среднего и высшего образования, ликвидация негра­мотности и малограмотности потребовали решения многих со­циолингвистических вопросов. К этому времени относятся со­циолингвистические работы Е. Д. Поливанова, Р. О. Шор, Б. А. Ларина, Л. Я. Якубинского, В. М. Жирмунского, А. М. Се-лищева и других.

В теории Соссюра, как известно, на первый план была вы­двинута «внутренняя лингвистика». Это обстоятельство надол­го отвлекло внимание зарубежных лингвистов от проблем «внешней лингвистики». Только в 60-х гг. XX века к пробле­мам социолингвистики обратились американские ученые (В. Лабов, Д. Хаймс и др.). Они изучают проблемы взаимодей­ствия языков в многоязычных странах, проблемы выбора язы­ка массовой коммуникации в развивающихся странах, соци­альную дифференциацию языка, проблемы формирования гибридных языков и др.

В последние десятилетия XX века, после распада СССР в бывших союзных республиках появились выступления против русского языка как государственного или хотя бы одного из государственных. Началось наступление на право русскоязыч­ного населения пользоваться родным языком в общественных и образовательных учреждениях. Стали как никогда актуаль­ными поиски путей сбалансированного функционирования родного и русского языков в молодых государствах СНГ. Под­нялась новая волна интереса к проблемам билингвизма.

В современную социолингвистику вошел очень широкий круг проблем: от социальных аспектов истории и диалектоло­гии языка, этнографии речи, социальной диалектологии, дву­язычия и многоязычия до проблем государственной политики


358_______________________________________________ Тема 14

в выборе языка массовой коммуникации и проблем создания единого языка общечеловеческого общения. Намечается тен­денция к выделению в социолингвистике самостоятельных от­делов. Предлагается, например, разграничивать социолингви­стику, изучающую отражение в языке социальных явлений и процессов; лингвосоциологию, изучающую влияние языка на общественные процессы; этнолингвистику, изучающую на­циональные, народные, племенные особенности этносов, от­раженные в языке, лингвокультурологию и некоторые другие.



Просмотров 911

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!