Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос № 14. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 1993г



Конституция РФ различает термины "пересмотр" и "вне­сение поправок". Пересмотром являются изменения положе­ний гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение поправок направ­лено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция прово­дит здесь фундаментальное различие между главами, кото­рые в силу их характера изменяться не должны или, во вся­ком случае, сделать это должно быть очень трудно, и глава­ми, которые могут быть изменены сравнительно (только срав­нительно!) в облегченном порядке. Положения гл. 1 и 2 уста­навливают основы конституционного строя и правовой ста­тус личности, и естественно, что учредительная власть уста­новила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституция как бы предупредила законодателей, что поло­жения, связанные с основами конституционного строя и право­вым статусом личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 9 во­шла в этот круг "неприкасаемых" потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охо­ту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серь­езных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституцио-ного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки при­нимаются не обычным законом и не в обычной законодатель­ной процедуре. Тем самым учредительная власть подчерки­вает свое верховенство над законодательной. Субъекты пра­ва на внесение предложений о поправках и пересмотре по­ложений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

Президент РФ;

Совет Федерации;

Государственная Дума;

Правительство РФ;

законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

группа численностью не менее одной пятой членов Сове­та Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые согласно ст. 104 Конституции РФ обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

В Конституции РФ не указывается, каким образом долж­ны приниматься решения органов государственной власти, связанные с внесением предложений о пересмотре или по­правке к Конституции. Следовательно, такие решения при­нимаются в соответствии с регламентом каждого органа, т. е. требуют проведения голосования при наличии кворума и оформляются постановлением.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9. Конституционное Собрание.Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указа­ния на то, что положения этих глав не могут быть пересмот­рены Федеральным Собранием. Такое выражение "недове­рия" законодательному органу преследует цель не допус­тить положения, при котором этот орган сам принял реше­ние о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отме­чалось, оно обладает правом внесения предложений о пере­смотре, а во-вторых, без его поддержки да еще большинст­вом в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно пред­ложение о пересмотре не может привести к созыву Консти­туционного Собрания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:

1) Внесение предложения надлежащим органом;

2) Поддержка этого предложения Советом Федерации и
Государственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, поря­док избрания, порядок работы и принятия решений остались за пределом конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этод должен быть принят федеральный кон­ституционный за.|$да (а процедура принятия таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон пока не принят. Однако компетен­ция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

1) Подтвердить неизменность Конституции РФ;

2) Разработать проект новой Конституции РФ.;

Ясно, что в отношении созыва Конституционного Собра­ния такая альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить не­изменность Конституции, и в неменьшей степени — разра­ботать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле со­стоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответствуют общепризнанным принципам международного права, являющегося составной частью пра­вовой системы Российской Федерации, а также общечелове­ческим представлениям о демократическом правовом госу­дарстве.

Но если Конституционное Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной власти и раз­работает новую Конституцию РФ, то эта Конституция мо­жет быть принята тоже непростым путем, а именно:

1) при наличии квалифицированного большинства в две
трети от общего числа членов Конституционного Собрания
или

2) вынесением проекта на всенародное голосование (ре­
ферендум).

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результа­тивным, если за новую Конституцию проголосует более по­ловины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избира­телей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конститу­ции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан. Иной, более облегченный порядок изменения Конституции касается федеративного устройства, механизма государст­венной власти и местного самоуправления (гл. 3—8).

Поправки к главам 3—8. Конституция РФ (ст. 136) оп­ределяет, что поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принима­ются в порядке, предусмотренном для принятия федераль­ного конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопреде­ленность в понимании того, какими должны быть наименова­ние и правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании этой конституционной нормы, с которым Госу­дарственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ. Проведенное Судом исследование вопроса привело его к убеждению, что предусмотренная ст. 136 процедура приня­тия поправок существенно отличается от процедуры приня­тия как федерального конституционного закона, так и феде­рального закона. В частности, важно учитывать, что в отли­чие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Кон­ституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Что касается федерального закона, то он не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с уста­новленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распростра­ненный на процедуру принятия поправок.

На основании этих и ряда других аргументов Конститу­ционный Суд РФ пришел к выводу о том, что положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной по­правке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституцион­ного закона.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. указывается, что поправки в смысле ст. 136 Конституции прини­маются в форме особого правового акта — Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Положение ст. 136 Кон­ституции Российской Федерации о том, что поправки к гл. 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного за­кона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ч. 2 ст. 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необхо­димость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюде­но положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправ­ках к Конституции РФ.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом зако­нодательных органов субъектов РФ закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президен­том РФ и обнародованию.

Решение Конституционного Суда РФ не могло отрегули­ровать все вопросы, связанные с принятием конституцион­ной поправки. Конституционный Суд поэтому установил, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законо­дательной власти субъектов РФ, порядок проверки соблюде­ния необходимых процедур одобрения поправок, а также вопроса о том, каким способом одобренная поправка учиты­вается в конституционном тексте.

Следовательно, по этим вопросам Федеральным Собра­нием может быть принят отдельный федеральный закон о порядке принятия и вступления в силу поправок к Консти­туции РФ.

 



Просмотров 821

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!