![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Сценическое общение следует определить как воздействие партнеров друг на друга при неразрывной внутренней связи между ними, когда малейшее изменение в поведении 3 часть
Далее делайте такие упражнения на отношение: 1) случайно слышите разговор о себе (воображаемый — самого разговора, конечно, не должно быть), сначала очень приятный для вас, а потом очень неприятный; 2) слушаете очень хорошую и веселую музыку; 3) пишете что-нибудь; отнеситесь как к очень смешному, веселому; если в результате будете смеяться — хорошо; 4) смотрите вверх, следите за полетом аэроплана, приче!м дело так происходит: аэроплан летит, с него падает вниз человек, раскрывается парашют, и падающий медленно опускается на землю. Эти четыре момента (события воображаемого полета) могут быть 'Отмечены четырьмя соответствующими приблизительно по времени акцентами — хлопками или стуками ведущего. Первый стук — летит, второй — отделился человек, третий — раскрылся парашют, четвертый — человек опустился на землю благополучно. Это уже будет более сложное упражнение на отношение к событию. Или такое упражнение: читаете в газете сообщение о каком-нибудь несчастном случае с близким вам человеком. Причем помните: все эти упражнения будут выполнены верно, если вы сумеете оправдать предлагаемые отношения на основе всего того, о чем мы говорили выше. Если вы будете стараться не видеть, не слышать, вообще возможно меньше воспринимать окружающую обстановку, выискивая внутри себя (а так неверно некоторые понимают наши упражнения) разные отношения к предметам и фактам, то вы совершите грубейшую ошибку в работе над собой и у вас вообще ничего путного не выйдет. Важно понять и уяснить одно основное обстоятельство: черпать настоящее отношение вы должны непосредственно от восприятия Стр. 31 предмет, от объекта, от окружающей вас обстановки. Если вы должны что-то читать и смеяться или грустить, то вы должны это смешное или грустное найти именно в том, что вы читаете, т. е. видите глазами. Если вы слушаете звуки, доносящиеся из соседней комнаты, то вы должны действительно услышать (хотя бы там было и совсем тихо — и тишину можно слушать) и к этому слышимому отнестись, как к приятному, смешному и т. д. Переходя через «тонкий лед», вы именно к данному месту пола должны отнестись, как к опасному месту, а к месту, где кончается «лед», как к безопасному берегу. Иначе выйдет немотивированно, неоправданно. Ведь реакция ваша (смех или слезы) оттого именно и произошла, что вы увидели или услышали что-то. Потому-то мы требуем: смотрите, слушайте действительный объект и к нему (органически увиденному) измените отношение, как условлено в упражнении. Иначе получается несоответствие: глаза будут смотреть мимо, сквозь объект, будет неправда — вы не увидите того, что вас должно было насмешить или испугать. Если вы смотрите вверх, следя за воображаемым аэропланом, то вы обязательно должны видеть, скажем, потолок или колосники сцены и на них отыскать главами нечто, какую-то деталь, интересную для вас, словом, увидеть то, к чету вы отнесетесь, как к аэроплану, а не воображать несуществующий аэроплан. А вот предварительно оправдайте при помощи своей творческой фантазии, всего своего запаса знаний, вспоминая свое отношение к факту прыжка с аэроплана, где бы этот прыжок мог происходить, какая высота, как долго падает человек, не раскрывая парашюта, вообще, как все это происходит, и заставьте себя поверить в эти обстоятельства, ведите себя так, как если бы это воображаемое событие происходило сейчас на ваших глазах. Далее делайте упражнения на отношение к партнеру. Представьте себе, что к вам на занятия должен приехать кто-нибудь из любимых вами писателей или артистов; оправдайте, как это могло случиться. Например, он заинтересовался работой вашего театра или кружка и решил с вами познакомиться. Вот вы его ждете, условный сигнал — он идет; кто-нибудь из группы с полнейшей серьезностью и простотой пусть войдет из соседней комнаты и с каждым из вас за руку поздоровается. К вошедшему вы должны отнестись так, как отнеслись бы к Стр. 32 ожидаемому почетному гостю, всем вам известному и уважаемому человеку. На этом упражнение закончите, разговоров никаких быть не должно. Ждете (молча по возможности), вошел—поздоровались, упражнение окончено. Но вот — как поздоровались? Удалось ли вам серьезно отнестись к вошедшему вашему товарищу, как. к знаменитому артисту или писателю, — в этом суть вопроса. Отнеситесь к одному из участников, как к очень интересному, необычно одетому иностранцу. Пусть он сидит или гуляет на некотором расстоянии от остальных (сохраняя полную серьезность и покой), а остальные пусть его разглядывают и беседуют на его счет между собой, если хотят. Или: один из участников представляется (демонстрируется) остальным, как обезьяна. Пусть сидит спокойно на стуле, а рядом другой участник — «профессор» — читает о нем лекцию, т. е. рассказывает, сколько «обезьяне» лет, где поймали, как живет, чем питается. Что и как будет говорить «профессор», совершенно неважно 1, лишь бы «профессор», «обезьяна» и слушатели сохранили «серьез», хотя со стороны это упражнение может показаться смешным В упражнениях на отношение никаких длительных действий, поступков совершать не нужно. Есть относящийся и есть объект. Отношение, скромно, но правдиво проявляющееся в глазах, в руках, держащих предмет, вообще во всем облике человека, в течение не которого времени должно внутренне все более усиливаться и когда, выявленное в соответствующем поведении, оно станет вполне убедительным, схожим с отношением жизненным (а значит, оправданным, мотивированным), тогда следует считать упражнение оконченным. Далее мы расширяем круг объектов, к которым нам нужно установить сценическое отношение. УПРАЖНЕНИЯ НА ПУБЛИЧНОЕ ОДИНОЧЕСТВО Делайте такие упражнения: выходите на сцену (на занятии, при остальных учащихся), условившись, что это ___________________________ 1 Для «профессора» это будет упражнением на фантазию; фантазировать он должен не «вообще», а отталкиваясь от данного человека, изображающего обезьяну, его волос, рук, носа и т. п., а также не теряя ощущения юмора положения. Стр. 33 ваша комната. Ищите отношение к окружающим предметам, как к вашим собственным, привычным, делайте в «своей комнате», что хотите: читайте, разучивайте роль, шейте, пишите, выбирайте любой род действий, которые вы могли бы производить, если бы находились у себя в комнате в одиночестве. Мы будем называть это упражнением на «публичное одиночество». Теперь условьтесь, что вы находитесь в лесу, опять-таки в одиночестве. Отношение к окружающим вас объектам должно при посредстве соответствующего оправдания измениться. К стульям вы будете относиться, как к кустам, пням, деревьям; к полу — как к почве, усеянной, скажем, хвойными иглами, и т. д. Действие ставьте перед собой любое: гуляйте, лежите, думайте о чем-нибудь и т. д. Старайтесь как бы заключить свое внимание в круг предметов, свойственных тому месту, за которое мы условились принимать сцену, ощутить себя в полном одиночестве (при публике). Если мы условились, что сцена — лес, и вы будете искать серьезное отношение к этому, то постепенно и мысли и ощущения ваши станут такими, какими они были бы, если бы вы действительно находились в лесу. Вы будете ходить вокруг стола и искать грибы, вы найдете гвоздь и удивитесь, как он мог попасть в лес, и т. д. В результате такого рода оправданий у вас появится верное отношение к окружающему, вы поверите, что вы в лесу, поведение ваше станет верным, соответствующим обстановке леса, и вместе с собой вы заставите и зрителя отнестись к сцене, как к лесу. В упражнениях на публичное одиночество самое существенное в том, чтобы добиться от ученика, во-первых, полного покоя во время пребывания на сцене перед остальными учениками, во-вторых, некоторой активности, действенности фантазии. Это значит, что делающий упражнение прежде всего должен быть совершенно не связан во времени; оно может продолжаться (относительно, конечно) очень долго (три-четыре упражнения на занятии), что может быть несколько утомительным для присутствующих, но необходимо для того, чтобы находящийся на сцене мог окончательно войти в круг тех объектов, которые ему предложены. Но и наблюдающие за его поведением должны извлекать для себя пользу из своих наблюдений, устанавливая на основе чувства правды, в каком месте и чем Стр. 34 именно делающий упражнение погрешил против правды и, наоборот, где он действовал правдиво, в чем, в каком мелком штрихе его поведения эта сценическая правда выразилась, что больше всего убедило в данном упражнении. Находящийся же на сцене, войдя в обусловленные обстоятельства, ощутив себя в полном одиночестве, должен тем не менее это ощущение проявить действием, активизируя свою фантазию. Представим себе, что ученик совершенно спокойно (мышечно свободно), с вниманием сядет за стол, начнет читать книгу, забудет о смотрящих на него и действительно ощутит себя в одиночестве. Он может просидеть так, скажем, десять минут. Можно ли считать упражнение выполненным? Да, это лучше, чем если бы он изобразил, что о» один дома, чем -если бы он придумал для этого ряд действий на показ, для зрителя; правильнее взять какое-нибудь простое, незначительное действие и на нем сосредоточиться, найти ощущение одиночества. Но это еще не все. Это только начало упражнения. Когда вы ощутите полный покой человека, находящегося в одиночестве, фантазия ваша должна вам подсказать ряд действий, поступков, которые человек может совершить, находясь в данных обстоятельствах (не теряя, конечно, основного ощущения сцены вообще и ответственности за поведение на сцене и на занятиях). Допустим, вы дома, прибрали комнату, почитали, надоело, вспомнили о чем-нибудь, посмотрели на себя в зеркало. Когда человек бывает один, задумывается, то как-то и губы распустит, выражение лица неопределенное, в зеркало посмотрит — может рожу скорчить от нечего делать. Вот по таким-то мелочам, появляющимся в результате работы, творческой фантазии, можно судить об убедительности упражнения. В сочетании ощущения одиночества с выдумкой, с хорошим (оправданным) разнообразием в поведении и заключается правильное выполнение упражнения на публичное одиночество. Понятно, что каждое такое упражнение есть как бы соединение в одной обстановке целого ряда упражнений на отношение к отдельным предметам и фактам (событиям). Скажем, такая сцена: поле в летний день, вы одни, лежите, смотрите в небо; отношение к потолку сцены, как к небу, к полу — как к траве, к ромашкам; какая-нибудь точка в полу — букашка; вспомните, как дышится на свежем воздухе, как ощущаются запахи. От изменения ряда Стр. 35 отношений создается как бы новое ощущение — ощущение пребывания в поле. Сцену старайтесь приспособить так, чтобы она не противоречила предложенным в упражнении обстоятельствам. Если нужна комната, обставьте ее: стол, стул, кровать, книжки и т. п.; если нужен лес ^— поставьте стулья вместо деревьев и пней, разбросайте по полу что-нибудь, что вам заменит, скажем, шишки, — вообще, чем будет больше предметов, могущих помочь оправданию (работе фантазии), тем лучше. Но не переходите здесь границ, довольствуйтесь тем, что есть у вас под руками: на пустой сцене, но серьезно, по-настоящему относясь к ней, как к полянке в лесу, можно провести упражнение вернее, чем нагородив настоящих деревьев и оставаясь внутренне пустым. И так, в это упражнение, которое каждый должен проделать, обязательно войдут в соединенном виде все те составные части (элементы) нашей работы, которые мы до настоящего момента изучили. На публике вы должны быть мышечно свободны, что возможно, как мы уже знаем, при наличии органического внимания. Объект внимания вы выбираете произвольно, так же как и смену их (учитывая лишь предложенную обстановку), и ищете на основе оправданий, являющихся результатом деятельности вашей творческой фантазии, сценическое отношение к окружающему вас ряду условных объектов (предметов, обстоятельств), как к объектам безусловным (знаете, что вы на сцене, но относитесь серьезно, как к лесу, и т. п.). Пусть каждый проделает такое упражнение («в лесу», «в поле», «в лодке на реке», «дома» и т. д.), потом обсудите, у кого наиболее верно, правдиво получилось оно и благодаря чему ему удалось добиться этой правдивости. ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Переходим к следующим, еще более сложным упражнениям на отношение. Постарайтесь в точности воспроизвести какое-нибудь физическое действие, например, зажечь лампу, но без лампы и без спичек; проделайте это, так сказать, с воображаемым предметом. Вспомните, как обращаются со спичками, как снимают стекло с лампы, вспомните размеры этих предметов, вес их, материал, все это учтите и проделайте как можно точнее все действия. Стр. 36 Шейте — вдевайте воображаемую нитку в воображаемую иголку и пришивайте воображаемую пуговицу. Действия надо выбирать простые и привычные: колоть дрова, ставить самовар, удить рыбу, стирать, гладить, пи-сать письмо и т. д., восстанавливая в памяти и воспроизводя до мельчайших подробностей эти действия с воображаемыми предметами. Пусть каждый выберет себе какое-нибудь действие (сначала несложное) и делает упражнение сам дома, а затем повторит на занятии кружка. Для того чтобы в точности восстановить в памяти то или иное физическое действие, проделайте его предварительно с настоящими предметами и старайтесь запомнить положение предмета и свое положение по отношению к нему. Предположим, вы наливаете в стакан чай. Как вы держите чайник и каких он размеров, какой величины ручка, определите место стакана, куда будете наливать, как разжали пальцы, поставив чайник на стол или на самовар, как держите блюдечко и стакан и т. п. Ограничьтесь сначала небольшим количеством действий; изучив их, оставьте предметы и проделайте все, что запомнили с воображаемыми предметами. Не торопитесь, движения пусть будут раздельные, как бы разложенные, но постепенно овладевайте ими и, научившись легко обращаться с воображаемыми предметами, прибавляйте детали, мелочи, которые помогут вам найти нужное отношение к воображаемому предмету и при показе этого упражнения сделают его убедительным для зрителя. С чайника, если его сильно наклонить, может соскакивать крышка, ее нужно, придерживать; перед тем, как долить его кипятком, снять крышку, не забывать, что чайник горячий, и т. д. Затем надо расширить круг воображаемых предметов: доставать сахар, развязать банку с вареньем или медом; представьте себе бумагу, веревочку, которой она завязана, узелок, размеры всех этих предметов, липкие пальцы, ложку, с которой стекает варенье или мед на блюдечко, каплю на скатерти, которую нужно снять ножом, и т. д. Все это необходимо учесть, выверить и воспроизвести с наибольшей степенью точности и убедительности. Пусть вас поправляют присутствующие, добейтесь наибольшей Стр. 37 правдивости и выразительности в этих упражнениях «на память физических действий». Здесь вы как бы подводите итог всему пройденному: внимание ваше должно быть органически сосредоточено на том или ином объекте (предмете), вы должны быть мышечно свободны, вы должны при помощи вашей творческой фантазии оправдать серьезное отношение к несуществующему объекту (предмету), как к существующему. Словом, все простейшие составные части (элементы) нашей системы актерской игры сплетаются здесь в единое целое. И по результатам, показанным вами в этом упражнении, можно с уверенностью судить о том, насколько успешно вы усвоили все предыдущее. Работайте внимательно над этими упражнениями, придумывайте сами новые, развивайте свою творческую фантазию, пусть она подскажет вам те мелочи, которые являются наиболее характерными для выбранного вами действия, которые помогут вам найти серьезное отношение к условному (несуществующему) предмету. Будьте наблюдательны, подмечайте мельчайшие штрихи в жизненном поведении своем и окружающих. Это принесет вам неоценимые услуги в вашей будущей работе иа сцене, так как именно наблюдательность, острота восприятия окружающего мира и будут создавать тот запас знаний, впечатлений, которые, сохраняясь в вашем сознании в виде воспоминаний, в нужное время будут отбираться вами и соединяться в единое целое для создания сценического образа. На этом первая часть упражнений — на внимание, мышечную свободу, развитие творческой фантазии, оправдание, сценическое отношение, публичное одиночество и память физических действий — заканчивается. В заключение следует еще раз указать, что все эти упражнения имеют целью воспитать, подготовить ваш внутренний (психический) аппарат для будущей работы на сцене. В прошлом актер, бывало, ждал «вдохновения», которое должно было притти к спектаклю; нет вдохновения — спектакль пройдет формально, бледно, публика будет удивляться: неужели это тот самый актер, о котором столько говорили или которым в прошлый раз мы восторгались? Стр. 38 Да и теперь еще бывает, что актер на репетиции или ученик на занятиях говорит, что он не «почувствовал», «не в настроении» и т. п. Мы утверждаем, что актер не имеет права формально, «казенно» пребывать на сцене, уныло повторяя ряд слов и движений, установленных режиссером. Мы утверждаем, что актер должен во все время своего пребывания на сцене жить и волноваться чувствами роли, — только тогда поведение его будет волновать и заражать зрителя, только тогда роль будет сыграна по-настоящему. Иначе нет сценического искусства, а вместо него— грубое ремесло или ненужная забава, развращающая вкус зрителя. Мы утверждаем, что для верного воздействия на зрителя актер на сцене (в спектакле и на репетициях) должен быть в творческом состоянии. Но мы не имеем права дожидаться, сложа руки, этого творческого' состояния, как «вдохновения свыше», которое неизвестно, придет или не придет. Нас ждет публика, она вправе требовать от нас, и мы в свою очередь обязаны нести ей настоящее искусство, а не суррогат, не подделку его. Поэтому мы должны уметь владеть своим внутренним аппаратом настолько, чтобы заставить себя в любое время на репетициях и на самих спектаклях быть творчески собранными; нужно изучить законы нашей психики, которые управляют материалом актера в целом. На репетиции перед режиссерским столиком, на сцене перед публикой в определенный, заранее установленный час мы должны уметь собраться, должны привести себя в творческое состояние, не ждать прихода вдохновения, а уметь заставить его - придти к нам. Вот этому умению мы и учимся, проделывая все вышеперечисленные упражнения. Осознав основные законы поведения человека в жизни и овладев ими, мы воспроизводим их на сцене. Мерилом успешности проделанного упражнения будет служить степень соответствия воспроизводимого сценического действия с действием жизненным. Руководить и определить эту степень соответствия должно присущее нам «чувство правды» — то чувство, которое мы сравниваем с чувством «музыкального слуха». Музыкальное ухо слышит недотянутую или перетянутую ноту— Стр. 39 чуть-чуть звук выше, чуть-чуть ниже, получается фальшь, Правда получается тогда, когда взят именно нужный звук, без всяких отклонений. Так. и на сцене и в упражнении чуть-чуть что-то в поведении актера недотянуто — значит он еще врет, фальшивит, чуть-чуть перетянуто, «переиграно» — значит он уже врет, фальшивит. Сценическая правда — это тончайшая грань совпадения поведения сценического с жизненной правдой. Быть сценически правдивым — это значит найти, так сказать, единственно верную ноту в поведении человека, которая будет соответствовать именно данным обстоятельствам (предложенным на занятиях в упражнении или актеру в роли). Особое внимание, чуткость и требовательность должен в этом отношении проявлять руководитель занятий, в руках которого находится материал актера, живой человек со всей сложностью его чувств, мыслей, одаренный той или иной степенью актерской заразительности. Направить и воспитать в ученике «чувство правды», освободить его от наносных привычек, штампов, сценических или жизненных, научить ученика управлению своим внутренним аппаратом—такова ответственейшая и серьезнейшая задача руководителя в деле воспитания актера. Сценическое действие В любом произведший, предназначенном для исполнения на сцене, будь то драма, комедия, водевиль, мы сразу же встречаемся со словами «действующие лада», «в стольких-то действиях». Само слово «актер» означает «действующий» — тот, кто действует. В самом деле, если живописец создает художественный образ посредством сочетания красок, света и тени, если музыкант создает его при помощи сочетания звуков, писатель— при помощи слов, соединенных в те или иные записанные на бумаге мысли, то актер для того, чтобы создать художественный образ на сцене, должен воспроизвести поведение изображаемого человека, т. е. ряд его действий. Нам уже известно, что для того, чтобы игра актера на сцене была убедительной, заражала зрителя (а в этом смысл и значение нашей профессии), необходимо прежде Стр. 40 всего, чтобы в основе нашего мастерства лежало умение воспроизводить жизненное поведение человека. Мы должны быть правдивыми, искренними в передаче наших чувств на сцене, только тогда дойдут они до зрителя и взволнуют его. Быть же правдивым и искренним — это значит жить и волноваться на сцене чувствами роли, не быть заводной куклой, слепо и равнодушно выполняющей волю режиссера, но творцом, который совместно с режиссером создал сценический образ и на спектакле перед зрителем вновь и вновь воспроизводит его. В основе нашей сценической игры должно лежать правдоподобие чувств, «правда», наше сценическое поведение должно быть оправдано, мотивировано. Если искусство лишено правдивости, оно> не будет убедительным, заразительным, следовательно, будет бесцельным. Но не следует понимать это так, что на сцене мы копируем, бледно отражаем жизнь; напротив, сцена со всеми ее свойствами адает богатейшие творческие возможности для создания выразительнейших, обобщающих жизненные явления художественных образов — типов; на сцене есть возможность преувеличения, подчеркивания тех или иных черт характера в целях его осмеяния (комедия, сатира) или углубления в сторону сострадания, сочувствия действующим лицам (драма!, трагедия). Эта возможности могут быть осуществлены лишь при к-аличии у актера свойств актерской выразительности (умения владеть сценической формой, т. е. чувствовать сцену, организовать свой материал в условиях сцены) и творческой фантазии, о неоценимой роли которой в нашей работе мы уже говорили и будем еще говорить в отделе о работе над образом (ролью). Лишь при этих условиях актер может создать подлинно художественный образ, потому что, как мы уже говорили, быть простым, и только, можно научить каждого человека, а быть выразительным и увлекать зрителя — не каждого научишь; для этого нужно, чтобы актер имел данные внешней и внутренней «заразительности», ту или иную степень актерского дарования (потому-то мы и принимаем на сцену не всех, кто хочет, а только тех, кто имеет для этого данные). Но, с другой стороны, человек, обладающий этими данными, но не понявший, что такое сценическая простота, правда чувств, не умеющий быть искренним, не могущий Стр. 41 воспроизвести жизненное повеление, будет дурным актером. Его данные — голос, глаза, улыбка, темперамент, -какой бы выразительностью они ни обладали, станут его недостатками: они будут фальшивыми, штампованными. часто внушающими отвращение, тогда как при верной их направленности, при наличии школы, воспитывающей в актере искренность, скромность, простоту, чувство сценической правды, меры и «вкуса», именно эти свойства делали бы данного актера особенно заразительным и способным к созданию хороших сценических образов. Мы знаем, что самое блестящее мастерство, самые сложные достижения в области театральной формы ценны лишь постольку, поскольку опорой им служат законы жизненного поведения человека, т. е. когда действие мотивировано и целесообразно. Вот почему основой нашей работы и является изучение этого закона и умение применять его в условиях сцены. Итак, задача актера—создание сценического образа путем воспроизведения действий человека. Мы знаем, что в жизни человек действует постоянно. Но как проявляется внешне то или иное действие и всегда ли мы сознаем в жизни, что в данный момент мы действуем так-то? Что значит выражение «человек бездействует»? Когда человек молча сидит, не двигаясь, и думает, — действует он или нет? Как будто бы нет. А если он придумает за это время что-нибудь такое, что послужило причиной его поступков в течение ряда последующих лет? Что же, действовал он, сидя молча и неподвижно? Конечно, действовал. Только действие его не проявлялось в движении, не приводило человека к изменению положения: оно было внутренним (психологическим), происходившим в его сознании, и вызывало в нем изменение состояния. Какое из действий важнее — определить нельзя, ибо, не будь обдумывания (внутреннего действия), не было бы и последующих поступков (внешнего действия). Окружающая действительность через посредство наших органов чувств (зрения, слуха и т. д.) воздействует на наше сознание (вызывает в нас те или иные мысли, чувства); возникающие в нашем сознании мысли и чувства вызывают то или иное действие, которое в свою очередь воздействует на окружающую среду. Действие внешнее неразрывно связано с внутренним и является как бы результатом его. Не может быть одного Стр. 42 внешнего действия без соответствующего внутреннего, как не может быть и внутреннего действия, не вызывающего в свою очередь соответствующего действия внешнего. Это очень важно понять и усвоить, переходя к вопросу о сценическом действии. В чем же отличие сценического действия от жизненного? Во-первых, в жизни на наши органы чувств воздействует живая действительность, настоящие события и предметы, которые и вызывают в нас соответствующие мысли, чувства и действия, на сцене же эти объекты (события и предметы) даны условно. Следовательно, чтобы вызвать в нас убедительную, наиболее близкую к жизненной правде реакцию, сценические объекты должны как бы оживляться при помощи нашего воображения. Вот почему мы говорим, что актер должен обладать легко возбудимым воображением, богатой творческой фантазией (см. «Оправдание» и «Сценическое отношение»). Во-вторых, в жизни мы часто действуем бессознательно, не сознавая причины, вызвавшей наш поступок, а иногда не сознавая отчетливо и цели, которую мы своими действиями преследуем; на сцене же мы должны всегда знать, что мы делаем и для чего делаем. В самом деле, в жизни, совершая то или иное действие, я тем не менее не могу предвидеть, как придется мне поступить в каждый последующий момент, ибо любое возникшее обстоятельство вызовет во мне соответствующую (целесообразную) реакцию и может изменить ход действия, ранее мною намечавшегося. Например, вот сейчас я пишу у открытого окна, но пойдет дождь, я окно закрою. Закрывая окно, я прищемлю себе палец и буду заливать его йодом. Придет ли мне в голову, когда я буду искать пузырек с диодом, что причиной этому послужил дождь? Или, мог ли я предполагать, что дождь вызовет необходимость в иуде? Нет. Иначе, садясь у окна заниматься, я бы рядом поставил пузырек с диодом, и это было бы нелепо. Но значит ли это, что я действовал беспричинно (немотивированно и нецелесообразно)? Нет, не значит. Напротив: дождь хлынул — причина; закрываю окно, чтобы не заливало на стол, не мешало работать, — цель и в то же время причина следующего — придавленного пальца, который в свою очередь есть причина появившегося пузырька с диодом, и т. д. Как видите, вся эта цепь действий мотивирована, т. е. каждое ив них имеет ту или иную причину и преследует ту или иную цель. В жизни это Стр. 43 протекать неосознанно, как бы случайно, но заметьте, осознано это нами или нет, всякое наше действие непременно мотивировано. На сцене же, в роли, мы все знаем, наперед. Как же сделать эту цепь действий, это заранее данное поведение не вынужденным, машинальным выполнением заданий, а живым, неожиданным, случайным — словом, таким, каким является настоящее поведение живого человека, а не куклы? Мы должны применить здесь тот же способ, что и в вопросе с вниманием, свободой мышц и т. д. Мы должны осознать ход действий в жизни и в осознанном виде перенести его на сцену. Основным признаком всякого жизненного действия служит его мотивированность; следовательно, это и будет положено в основу сценического действия, т. е., как уже сказано, во все время нашего пребывания на • сцене мы не только знаем, что мы делаем, но должны знать цель действия, т. е. для чего мы делаем. В упражнениях мы будем заранее определять, для чего и в каких обстоятельствах мы производим заданное действие, и, исходя из этого, должны будем найти форму поведения. Мы понимаем, что воспроизвести одни внешние действия недостаточно. Нужно уметь воспроизвести их побудители, так как нельзя оторвать действия внешнего от внутреннего. В самом деле, возможно ли вспомнить все, что происходит внешне, физически с человеком, когда он смеется? Вы вспомните, скажем, выражение лица, сотрясение тела, прерывистость дыхания, все признаки смеха, и тем не менее смех будет формальным, более или менее деланным, техническим до тех пор, пока вы не вспомните или не найдете в окружающей обстановке то, что действительно вас рассмешит. Можно не сомневаться, что тогда все физические признаки смеха будут налицо.
![]() |