Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопрос сценической выразительности, театральности образа будет нами обсужден в следующих разделах книги
Стр. 80 задачей непосредственно, эмоционально (чувствами). Не следует понимать вышесказанное так, что мы требуем от актера сухого, головного, рационалистического подхода к роли. Темперамент, страстность, юмор, непосредственность — все это необходимейшие и ценнейшие свойства актера, но все они могут быть убиты бескультурьем. Вот почему мы и говорим, что актер, обладающий нужными сценическими данными, внешними и внутренними, одновременно должен интеллектуально (умственно) и общекультурно расти и развиваться, В предыдущих частях нашей работы мы занимались выяснением вопроса о том, как нужно подготовить себя к работе над ролью. Материалом, из которого мы создаем художественный образ, являемся мы сами, наше тело, наше лицо, глаза, голос, весь наш физический (телесный) аппарат, а также наши мысли и чувства, для выражения которых этот аппарат служит. Все наши упражнения сводились к тому, чтобы научиться свободному (не напряженному), правдивому, естественному пребыванию на сцене в заранее условленных обстоятельствах. Целью нашей работы являлось наиболее верное воспроизведение жизненного поведения человека в тех или иных обстоятельствах. Чем ближе к воспроизводимому жизненному поведению подходим мы в сценическом упражнении, тем более убедительным является оно для зрителя и одновременно тем более удовлетворенно бывает чувство нашего внутреннего контроля, неразрывно связанное с чувством сценической правды. Это чувство правды стремимся мы развивать и воспитывать в себе в течение всей нашей работы. Все до сих пор изученное нами — сценические упражнения по воспитанию актера, по овладению своим внутренним аппаратом, органическое внимание и связанные с ними мышцы, оправдание и творческая фантазия, сценическое действие и задача, наконец, взаимодействие между партнерами на сцене без слов и со словами,— все это> должно подвести нас к работе над образом, над ролью и текстом автора. В большинстве этих сценических упражнений участник упражнений оставался сам собой: в своем возрасте, со своим голосом, манерами, словом, со всеми жизненными свойствами, и только приспособлялся, находил форму, характер своих действий, своего поведения в данных, заранее обусловленных сценических обстоятельствах. Стр. 81 Следует также напомнить, что смысл проделываемых сценических упражнений состоял в том, чтобы сценические условные обстоятельства, определяющие наше поведение на сцене, как бы смешивались с действительными, не условными обстоятельствами и чтобы соответственно этому наши реакции на сценические условные объекты не отличались" от наших реакций на объекты жизненно действительные, не условные. Мы хотели добиться того, чтобы в этих упражнениях как бы стерлась грань между сценической и жизненной правдой, чтобы ученик всем своим существом, органически вошел в жизнь на сцене, сплел в единую нить поведения сценические действия, обусловленные заранее, и действия, возникающие неожиданно, как реакция на случайные жизненные явления, возникающие помимо нас в то время, когда идет упражнение. В этих сценических упражнениях каждый учится органической жизни на сцене и воспитывает в себе уменье свободно выражать на сцене свои чувства (как результат выполнения сценической задачи), уменье действовать и общаться с полным правдоподобием в заданных сценических обстоятельствах. Владение своим материалом является необходимым условием для успешной работы над ролью, но это только одно из условий, не больше (владение своим материалом и по-настоящему сыгранная роль — это далеко не одно и то же). Здесь нам следует вернуться ко второму циклу упражнений, где мы стали, так сказать, «отходить от себя», прибавлять к своим собственным чертам некоторые новые черты изображаемого характера и тем самым немного! видоизменять себя, овладевая той или иной степенью характерности. Сценическая характерность Мы предлагали такие обстоятельства, в которых нам нужно было, например, научиться обращаться с рядом каких-либо предметов, определяющих ту или иную профессию человека. Вспомните пример с шофером и сломавшейся машиной или упражнение, в котором один из вас был врачом, а другой больным. В этих этюдах уже заключено начало работы над образом. Как ведет себя врач с пришедшим к нему на прием больным, как он вынимает Стр. 82 трубку, слушает, велит показать язык или горло, расспрашивает о ходе болезни, как пишет рецепт? И т. д. и т. п. Все привычки врача, навыки, манера обращения с предметами и людьми, приходящими к нему за> помощью, должны быть изучены и воспроизведены нами с наибольшей полнотой. Мы как бы будем вводить в свое поведение черты, нам до этих пор не свойственные и выбранные нами из наших знаний, наблюдений, впечатлений для того, чтобы создать убедительный образ доктора, чтобы и зритель поверил, что так именно доктора себя и ведут в своей профессиональной работе. Об этом мы уже говорили и предлагали ряд упражнений, которые могут быть вами легко дополнены и развиты: кондуктор и пассажир, фотограф, часовщик, машинист и т. д. Стало быть, первым шагом к характерности пусть явится овладение чертами (отношениями к объектам), свойственными человеку той или иной профессии. Вы — шофер, вы —• доктор, вы — кассир и т. д. Известный отпечаток на ваше поведение это наложит, хотя и в этих случаях в основном вы характер свой не меняете. А теперь представьте себе, что в том же упражнении с доктором в качестве больного приходит ученик, который получает задание сыграть рассеянного человека. Это будет следующий этап в упражнениях на характерность. Вы должны будете понять, что такое «рассеянность», и сделать ее в данном упражнении своей ведущей чертой, т. е. установить соответствующее отношение к окружающему, превратиться на время самому в рассеянного человека. Или, так же как было у нас в упражнениях на публичное одиночество, ставьте такие задания, когда ученик сам определял себе задачи, смену их, стараясь прежде всего найти верное отношение к ряду объектов и к окружающей обстановке. Оговаривая обстановку, действуйте, как хотите, но поставьте перед собой дополнительной задачей также овладение той или иной чертой характера. Ищите черты раздражительного человека, или веселого, смешливого, или злого, подозрительного. Делайте такие этюды поодиночке и с партнерами в порядке публичного одиночества или в заранее заданном сценическом действии и взаимоотношениях.
|