Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос сценической выразительности, театральности образа будет нами обсужден в следующих разделах книги



Стр. 80

задачей непосредственно, эмоционально (чувствами). Не сле­дует понимать вышесказанное так, что мы требуем от ак­тера сухого, головного, рационалистического подхода к роли. Темперамент, страстность, юмор, непосредствен­ность — все это необходимейшие и ценнейшие свойства актера, но все они могут быть убиты бескультурьем. Вот почему мы и говорим, что актер, обладающий нужными сценическими данными, внешними и внутренними, одновре­менно должен интеллектуально (умственно) и общекуль­турно расти и развиваться,

В предыдущих частях нашей работы мы занимались выяснением вопроса о том, как нужно подготовить себя к работе над ролью. Материалом, из которого мы создаем художественный образ, являемся мы сами, наше тело, наше лицо, глаза, голос, весь наш физический (телесный) аппа­рат, а также наши мысли и чувства, для выражения кото­рых этот аппарат служит. Все наши упражнения своди­лись к тому, чтобы научиться свободному (не напряжен­ному), правдивому, естественному пребыванию на сцене в заранее условленных обстоятельствах. Целью нашей работы являлось наиболее верное воспроизведение жизненного по­ведения человека в тех или иных обстоятельствах. Чем бли­же к воспроизводимому жизненному поведению подходим мы в сценическом упражнении, тем более убедительным яв­ляется оно для зрителя и одновременно тем более удов­летворенно бывает чувство нашего внутреннего контроля, неразрывно связанное с чувством сценической правды. Это чувство правды стремимся мы развивать и воспитывать в себе в течение всей нашей работы.

Все до сих пор изученное нами — сценические упраж­нения по воспитанию актера, по овладению своим внутрен­ним аппаратом, органическое внимание и связанные с ними мышцы, оправдание и творческая фантазия, сценическое действие и задача, наконец, взаимодействие между парт­нерами на сцене без слов и со словами,— все это> должно подвести нас к работе над образом, над ролью и текстом автора.

В большинстве этих сценических упражнений участник упражнений оставался сам собой: в своем возрасте, со сво­им голосом, манерами, словом, со всеми жизненными свой­ствами, и только приспособлялся, находил форму, характер своих действий, своего поведения в данных, заранее обу­словленных сценических обстоятельствах.

Стр. 81

Следует также напомнить, что смысл проделываемых сценических упражнений состоял в том, чтобы сценические условные обстоятельства, определяющие наше поведение на сцене, как бы смешивались с действительными, не услов­ными обстоятельствами и чтобы соответственно этому на­ши реакции на сценические условные объекты не отлича­лись" от наших реакций на объекты жизненно действитель­ные, не условные. Мы хотели добиться того, чтобы в этих упражнениях как бы стерлась грань между сценической и жизненной правдой, чтобы ученик всем своим существом, органически вошел в жизнь на сцене, сплел в единую нить поведения сценические действия, обусловленные заранее, и действия, возникающие неожиданно, как реакция на слу­чайные жизненные явления, возникающие помимо нас в то время, когда идет упражнение.

В этих сценических упражнениях каждый учится орга­нической жизни на сцене и воспитывает в себе уменье сво­бодно выражать на сцене свои чувства (как результат вы­полнения сценической задачи), уменье действовать и об­щаться с полным правдоподобием в заданных сценических обстоятельствах.

Владение своим материалом является необходимым ус­ловием для успешной работы над ролью, но это только одно из условий, не больше (владение своим материалом и по-настоящему сыгранная роль — это далеко не одно и то же).

Здесь нам следует вернуться ко второму циклу упраж­нений, где мы стали, так сказать, «отходить от себя», при­бавлять к своим собственным чертам некоторые новые чер­ты изображаемого характера и тем самым немного! видо­изменять себя, овладевая той или иной степенью характер­ности.

Сценическая характерность

Мы предлагали такие обстоятельства, в которых нам нужно было, например, научиться обращаться с рядом ка­ких-либо предметов, определяющих ту или иную профес­сию человека. Вспомните пример с шофером и сломавшей­ся машиной или упражнение, в котором один из вас был врачом, а другой больным. В этих этюдах уже заключено начало работы над образом. Как ведет себя врач с при­шедшим к нему на прием больным, как он вынимает

Стр. 82

трубку, слушает, велит показать язык или горло, расспраши­вает о ходе болезни, как пишет рецепт? И т. д. и т. п. Все привычки врача, навыки, манера обращения с предметами и людьми, приходящими к нему за> помощью, должны быть изучены и воспроизведены нами с наибольшей полнотой. Мы как бы будем вводить в свое поведение черты, нам до этих пор не свойственные и выбранные нами из наших зна­ний, наблюдений, впечатлений для того, чтобы создать убе­дительный образ доктора, чтобы и зритель поверил, что так именно доктора себя и ведут в своей профессиональ­ной работе. Об этом мы уже говорили и предлагали ряд упражнений, которые могут быть вами легко дополнены и развиты: кондуктор и пассажир, фотограф, часовщик, ма­шинист и т. д. Стало быть, первым шагом к характерно­сти пусть явится овладение чертами (отношениями к объ­ектам), свойственными человеку той или иной профессии. Вы — шофер, вы —• доктор, вы — кассир и т. д. Известный отпечаток на ваше поведение это наложит, хотя и в этих случаях в основном вы характер свой не меняете.

А теперь представьте себе, что в том же упражнении с доктором в качестве больного приходит ученик, который получает задание сыграть рассеянного человека. Это будет следующий этап в упражнениях на характерность. Вы должны будете понять, что такое «рассеянность», и сделать ее в данном упражнении своей ведущей чертой, т. е. уста­новить соответствующее отношение к окружающему, пре­вратиться на время самому в рассеянного человека.

Или, так же как было у нас в упражнениях на пуб­личное одиночество, ставьте такие задания, когда ученик сам определял себе задачи, смену их, стараясь прежде все­го найти верное отношение к ряду объектов и к окружаю­щей обстановке. Оговаривая обстановку, действуйте, как хотите, но поставьте перед собой дополнительной задачей также овладение той или иной чертой характера. Ищите черты раздражительного человека, или веселого, смешли­вого, или злого, подозрительного. Делайте такие этюды по­одиночке и с партнерами в порядке публичного одиноче­ства или в заранее заданном сценическом действии и взаи­моотношениях.



Просмотров 503

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!