Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Сценическое общение следует определить как воздействие партнеров друг на друга при неразрывной внутренней связи между ними, когда малейшее изменение в поведении 5 часть
Стр. 57 преодолевайте стоящих на его пути препятствий. Сценическая задача растет и осуществляется в борьбе с препятствиями. Под препятствиями мы должны понимать не только внешние, но и внутренние обстоятельства, противодействующие нашей задаче. Например, я тороплюсь к поезду, вещи собраны, лежат у меня в комнате. Я прихожу за ними, а квартира оказывается запертой и ключ потерян. В данном случае на пути к выполнению моей задачи будут стоять чисто внешние физические препятствия — запертые окна и дверь, через которые мне нужно проникнуть за вещами. Другой пример — хочу написать неприятное письмо, но жалко человека, не решаюсь, — препятствие внутреннее. Чем труднее для меня преодоление этих препятствий, тем действенней (активней) будет развиваться моя задача и тем глубже и выразительней будет появившееся в результате выполнения задачи чувство: я буду расстроен, разозлен, буду возмущаться своей рассеянностью (так как я потерял ключ) и т. д. — словом, буду испытывать целый ряд чувств, которые появились бы у меня, если бы со мной в жизни произошла такая история. Цепь препятствий, стоящих на пути осуществления сценической задачи, является противодействием (контрдействием) сценического действия, данного в упражнении. Следовательно, в сценическую задачу, кроме трех элементов, из которых она слагается, вводится еще одно необходимое условие — «противодействие». Необходимо сознательно определять такое противодействие и его носителей в сложных этюдах, требующих развития сюжета (обусловленного заранее или чисто импровизированного, т. е. возникающего по ходу действия); однако наличие такого противодействия следует констатировать с первых же самых несложных упражнений. Сценическое чувство Мы подходим к одному очень важному положению нашей системы, которое необходимо должно быть принято и усвоено: в борьбе сценического действия с противодействием рождается сценическое чувство. Рост, активность сценического действия обусловливают собою рост сценического чувства, которое есть результат выполнения сценической задачи. Стр.58 Никогда не нужно искать чувство само по себе, выдавливать из себя, «наживать» «настроения», «состояния» и пр. Если вы будете «высиживать» то или иное чувство или «настроение», то это приведет вас, если вы его «не высидели», к обману, к показу чувства, к «наигрышу», либо, если «высидели», к нервозности и истерическому состоянию — вреднейшему и отвратительнейшему явлению на сцене. Вы должны хотеть и действовать: удается вам осуществить свое хотение в борьбе с противодействием, с препятствием — в результате будет возникать чувство удовольствия, радости, восторга; не удается — появится чувство неудовольствия, раздражения, злобы, гнева. В каждом отдельном случае выявление того или иного чувства будет определяться и оправданием обстоятельств, и цепью причин, и окружающей обстановкой, и вашими, вам лично присущими индивидуальными чертами. Так, выявление одного и того же чувства удовольствия, веселого самочувствия у худого, длинного, мрачного меланхолика или у круглого толстяка-весельчака будет разным. Мы должны твердо понять и усвоить, что чувств «вообще», чувств абстрактных не существует. Стремление воспроизвести чувство «само по себе» приведет неминуемо к штампу, к подражанию обычным представлениям о проявлении того или иного чувства: «гнев» будет изображаться с рыком, оскаливанием зубов, закатыванием глаз, биением в грудь и т. п., в то время как в данном случае это чувство должно проявиться, может быть, только в том, что человек побледнел, медленней и немного тише заговорил при гораздо более верном внутреннем самочувствии, чем если бы проявил гнев «биением в грудь». Настоящее, живое сценическое выявление чувства должно возникнуть при внутреннем самочувствии, единственно верном, полностью соответствующем данным обстоятельствам и являющемся результатом активной борьбы сценического действия с противодействием. Что же, скажут нам, значит, актер не должен чувствовать, плакать, смеяться и т. д., а только «действовать», как машина? Да, актер должен действовать, и активно сценически действовать, но не как машина, а на основе сознательно поставленных целей — хотений, и тогда в результате этих действий, направленных к осуществлению тех или иных Стр. 59 целей, у него явятся нужные чувства, которые ему придется не столько выдавливать, сколько сдерживать, и чувства эти будут всегда живыми, свойственными только данному человеку со всеми его душевными и телесными (психофизиологическими) свойствами. Именно потому, что человек не машина, а индивидуальность, обладающая высокоразвитым сознанием — мыслями, чувствами, переживаниями в бесконечном их многообразии,— именно поэтому не может быть двух совершенно одинаковых людей, как могут быть две совершенно одинаковые машины. И не может быть двух совершенно одинаковых выявлений человеческих чувств, — какая-нибудь хоть мельчайшая деталь будет отличать их друг от друга, если только эти выявления искренни. Когда же эти выявления чувств -изготовлены по штампу, тогда они могут походить друг на друга, как одна машина, вернее—как одна чугунная болванка похожа на другую, потому что сложная машина умнее и индивидуальнее, чем штампованный актер. Актер должен чувствовать, но не изображать чувства. В результате выполняемых сценических действий и отношений к окружающей сценической действительности (вспомните о сценических отношениях — оправданиях — и рели творческой фантазии) должно происходить возникновение сценических чувств и смена их. Далее переходим к упражнениям, в которых мы встретимся на сцене со вторым человеком, принимающим участие в нашем действии, — с партнером. Если выше мы писали, что обстоятельства, окружающие нас на сцене, изменяясь в малейшей степени, вызывают изменение нашего поведения, заставляя нас каждый раз по-своему приспосабливаться к ним, то насколько же сложнее и ответственней необходимость вступить во взаимодействие, взаимно приспособиться друг к другу на сцене двум людям, каждый из которых обладает своими мыслями, чувствам» и по-своему выражает их. Сценическое общение Переходим к новому отделу нашей работы, который мы называем сценическим общением — воздействием партнеров друг на друга. В чем же заключается это взаимное воздействие? Стр. 60 В жизни мы воздействуем друг на друга, не только слушая человека или глядя на него, но и непосредственно. Скажем, два человека любят или, наоборот, ненавидят друг друга. Представьте себе, что они сидят молча в разных углах комнаты (зная о присутствии другого в комнате). Между ними 'непременно возникает общение: в первом случае одного характера, во втором, разумеется, совершенно иного. Мы знаем, как часто в жизни то или иное «настроение», «атмосфера» определяются свойствами собравшихся людей: чувство неловкости, замкнутости, внутренней напряженности может возникнуть среди только что непринужденно веселившихся людей при появлении тяжелого, подозрительного, «несимпатичного» человека. Переживая горе, как бы непосредственно чувствуешь присутствие другого человека и взаимно оказываемую (хотя бы и не выражаемую никаким внешним действием) поддержку. Присутствие хотя бы внешне бездействующего человека может быть приятно или неприятно. - Для нас пока неважно, как это общение проявляется внешне, — наоборот, мы хотим подчеркнуть, что люди могут воздействовать друг на друга непосредственно, почти незаметно для глаза и слуха. Этот жизненный закон общения— внутренней связи и взаимного воздействия /между людьми — должен быть осознан и перенесен на сцену. Выше мы применяли этот путь при разрешении вопроса об органическом внимании, свободе мышц и т. д., но нужно сказать, что сценическое общение, которому мы также учимся у жизни, — вопрос значительно более сложный. Столь же сложно и ответственно его применение на сцене. Но с несомненностью можно сказать, что отсутствие на сцене между партнерами такой живой. внутренней связи лишит игру актера главного — правдоподобия чувств. Игра останется хоть и блестящей, но холодной, быть может, внешне и верной, но лишенной правдоподобия чувств, создающего настоящее произведение искусства. Пустым, формальным останется такое произведение искусства, ибо в нем не будет живой, органической, внутренней жизни художника. Сценическое общение следует определить как воздействие партнеров друг на друга при неразрывной внутренней связи между ними, когда малейшее изменение в поведении Стр. 61
|