Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В сфере связей с общественностью



 

Нравственные основания деятельности специалиста по связям с общественностью служат необходимым условием достижения взаимо-понимания между людьми, обеспечения эффективной коммуникации, налаживания доброжелательных отношений с общественностью, целевыми группами и т.д. Выше мы уже отмечали такую особенность регламентации поведения специалистов по связям с общественностью в профессиональной сфере деятельности, как отсутствие собственно нормативно-правовых актов, регулирующих в законодательном порядке нормы отношений между людьми в рассматриваемой области информационно-коммуникативного плана. Нормативно-регламентирующими актами в области связей с общест-венностью являются: «Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью» (Кодекс IPRA – 1961 г.); «Афинский кодекс профессионального поведения в области связей с общественностью» - 1965 г.; «Лиссабонский кодекс….» - 1978 г.; «Римская хартия…» - 1991 г.; «Хельсинская хартия…» - 1997 г.; «Декларация РАСО» - 1994 г. Специалисту по связям с общественностью необходимо знать основные положения «Декларации прав человека», а также Минимальные стандарты качества (МСК), принятые в Хельсинки в 1997 г. (см. Приложение).

Что касается нормативно-законодательных актов, регламентирующих отношения специалистов по связям с общественностью и СМИ, то сфера этой деятельности регламентируется положениями «Закона о средствах массовой информации», а также «Кодексом профессиональной этики журналиста». В том случае, когда PR-специалист сталкивается с необходимостью создания и размещения рекламных сообщений, его деятельность в этом плане регламентируется «Законом о рекламе».

Основным Законом, определяющим поведенческие установки и мотивы профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью, являются статьи Конституции страны.

Необходимым атрибутом деловой жизни PR-специалиста являются этикетные формы общения, способствующие творческому проявлению профессионализма и эрудиции человека как на уровне деловых отношений, так и в практике повседневных контактов.

Овладение тонкостями этики и психологии делового общения требует от специалиста в области связей с общественностью знаний особенностей человеческого поведения в различных ситуациях деловых и повседневных контактов, а также основ межкультурной коммуникации. Знания и навыки в области этики и психологии делового общения способствуют предотвращению возможных конфликтов, возникающих или могущих возникнуть в повседневной практике функционирования организации, а также проецируемых в ходе деловых переговоров или за их пределами. Деловой этикет справедливо рассматривается специалистами как инструмент построения отношений между партнёрами, сотрудниками организации, клиентом и организацией и т. д. Соблюдение правил делового этикета является необходимым условием карьерного роста специалиста, поддержания его статуса как профессионала.

Соблюдение правил делового этикета, чёткое следование его принципам делает ваше поведение предсказуемым, снимает момент случайного в принятии решений при ведении переговоров, деловых встреч. Как элемент корпоративной культуры деловой этикет способствует формированию положительного имиджа специалиста в глазах окружающих, что вызывает доверие к человеку, выступающему в статусе партнёра, клиента, оппонента, специалиста и т. д.

Одной из важнейших черт теории и практики профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью является изучение механизмов и средств коммуникационного менеджмента при неукоснительном использовании этикетных форм выстраивания деловых вертикальных и горизонтальных коммуникаций во внутренней и внешней среде организации. Специалист по связям с общественностью должен знать особенности этикетных норм в отношениях между руководителем и подчиненным, владеть способами передачи и сбора информации в трудовом коллективе, уметь вести переговоры по телефону. Как человек постоянно взаимодействующий с самыми различными людьми PR-специалист должен владеть искусством публичных выступлений и культурой речевого общения. У него должна быть не только разработанная программа антикризисных PR-коммуникаций, но и чёткое представление о том, как избежать конфликта и переубедить своего оппонента. Все эти качества наряду с профессиональными знаниями и навыками являются необходимым условием эффективной деятельности специалиста по связям с общественностью, осуществляемой с целью достижения взаимопонимания и согласия между организацией и ее общественностью, т. е. обеспечения эффективной коммуникации.

Схематически место и роль нравственности в любом направлении профессиональной деятельности в области связей с общественностью может быть представлено следующим образом:

Очевидно, что нравственная ответственность PR-специалиста перед организацией, профессиональным сообществом, общественностью, страной в целом, лежит в основе соответствующей профессиональной этики, общепринятые стандарты которой сводятся к следующему:

· основным принципом профессиональной этики в области связей с общественностью должно быть неукоснительное следование специалиста заповеди, согласно которой интересы клиента или организации должны всегда занимать приоритетное положение по отношению к его личным интересам;

· профессиональный статус и привилегии специалистов в области связей с общественностью определяются эффективностью результатов PR-кампании по достижению взаимовыгодных отношений между организациями и общественностью;

· направленностью деятельности специалистов в рассматриваемой области должно быть достижение гармонии и понимания между взаимодействующими общественными субъектами - индивидом и организацией, организацией и целевой аудиторией, организацией и обществом в целом.

Достижение взаимопонимания между организацией и общественностью во всех формах планируемой коммуникации несет нравственную нагрузку и в индивидуальном плане. Коротко нравственные требования к специалисту в области связей с общественностью можно охарактеризовать следующим образом: основным принципом деятельности тех, кто работает с людьми, должно быть неукоснительное соблюдение честности, порядочности, человечности, и, безусловно, ориентации на выполнение такого нравственного требования к любой профессиональной деятельности, как «не навреди!». Последнее предполагает как нравственное основание мотива и целей деятельности, так и оценку ее результатов с точки зрения и прагматических, и гуманистических ценностей практического применения знаний, умений и навыков стратегии PR-кампаний.

Нравственный аспект в деятельности специалистов по связям с общественностью приобретает особое значение в условиях современной России в связи с насущной потребностью стабилизации образа жизни, становления «нового (развивающегося) рынка», сохранения ценностей российской культуры и, что самое главное, - создания цивилизованных условий для жизни, духовного и физического развития нашего народа.

Нравственный аспект профессиональной деятельности специалистов в области связей с общественностью наиболее рельефно проявляется в переходные периоды развития общества и в условиях кризисов, т.е. когда прежние правовые основы и социокультурные ценности претерпевают существенные изменения, разрушаются, а новые не обрели необходимой устойчивости в качестве регулятивных механизмов управления развивающимися процессами общественной жизни.

Коммуникативные процессы как в смысле массовых, так и межличностных отношений обусловлены необходимостью передачи и восприятия информации, основным каналом которой является речевая деятельность. Как форма реализации коммуникативной функции языка речевая деятельность есть не только акт говорения, в котором актуализируются установки говорящего, но и процесс понимания, т.е. адекватного восприятия передаваемой информации. Поэтому культура речи, с одной стороны, несет нагрузку профессионального характера, а, с другой, - свидетельствует об образованности и воспитанности специалиста. В первом случае умение донести до слушателя (собеседника, аудитории) необходимую информацию в грамотной, понятной для других форме, эмоционально, логически выдержанно и убедительно обеспечивает значительную долю успеха в проведении PR-кампаний. Помимо этого в связях с общественностью специалисту необходимо знание понятийного аппарата той области предметов или явлений, которые характерны для сферы его деятельности, будь то область политики, производства, банковского дела, культуры, туристских услуг и т.д.

Неправильное употребление и произнесение терминов, наполненность речевого потока иностранными заимствованиями, неумение четко обозначить цели, задачи, вопросы и т.д. является ахиллесовой пятой многих практиков в рассматриваемой сфере профессиональной деятельности. Специалист в области связей с общественностью должен знать, что сказать, где и когда сказать и, что не менее важно - как сказать.

Что касается второго случая - культурно-коммуникативной и норма-тивно-лингвистической стороны решений проблемы, то она предполагает, во-первых, неразрывную связь с первым, т.е. профессиональным аспектом, особенно это стало очевидным в свете последних исследований в области психолингвистики. Во-вторых, как неотъемлемая часть делового этикета культура речи способствует установлению взаимопонимания, дружелюбия, уважения между людьми, заставляет партнеров в своем поведении ориентироваться на нормы человеческих взаимоотношений.

При всей многовариантности интерпретаций полученной инфор-мации люди в своем поведении ориентируются, прежде всего, на сложившиеся привычные нормы общения, выступающие в качестве стандартов, эталонов нравственной оценки. Чем устойчивее связь этих норм с культурными традициями общества, тем эффективнее результаты PR-кампаний, направленных на достижение межгруппового или межличностного согласия, гармонизации отношений между взаимо-действующими общественными субъектами. Нравственные нормы аккумулируют достижения нравственной культуры общества. Значение духовно-нравственного компонента в регламентации отношений между людьми для современной России имеет особое значение. Стабилизация общественных процессов в российской действительности происходит на фоне становления новых цивилизационных отношений с присущей для них ломкой традиционных духовных ценностей, что усугубляет общее напряженное эмоционально-психологическое состояние огромных масс населения. Аномия, отчуждение, конформизм как явления истории ХХ - начала ХХI веков - особенно ярко проявляющие себя в современной России, являются причиной распространения такого типа поведения людей, в котором преобладают стихийно-бунтарские, иррационально-агрессивные мотивы всеобщего разрушения. Подобный тип поведения особенно отчетливо проявляется в маргинальных группах и в среде подростков, т.е. там, где устойчивая моральная нормативность либо разрушена, либо еще не сформировалась. И эта особенность духовно-нравственного состояния массового сознания должна быть учтена российскими специалистами не только в реальной практике профессиональной деятельности. Значение этой особенности должно ориентировать их на осторожные заимствования зарубежных коммуникативных технологий применительно к опыту отечественных связей с общественностью.

В практической деятельности специалисты по связям с общественностью должны учитывать два фактора, характеризующие современную коммуникативную ситуацию в мире.

Во-первых, в прошлые эпохи люди сохраняли устойчивость своего существования ориентацией на традиционные ценности, а также особен-ности трудовой деятельности. Начиная со второй половины ХХ века, условия технического прогресса начали способствовать, по словам К.Ясперса, «утверждению нигилизма внутри населения, превратившегося в массы»[40].

Во-вторых, современное массовое сознание ориентировано на «проглатывание» огромного, все возрастающего количества информации. В мире отмечается невиданная никогда прежде подвижность масс населения, эгаталитаризм, неограниченный рост материальных потребностей. На этот факт зарубежная социология давно обратила внимание. Мало прижившийся в отечественных работах в соответствующей области знаний термин «аномия» (введен французским социологом Э.Дюркгеймом) означает особое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих норм (нравственных и правовых), относится к ним негативно или равнодушно[41].

Специалист в области связей с общественностью должен учитывать, что современная Россия находится в эпицентре социальной аномической ситуации, деструктивная сила которой во много раз превышает трудности и тяготы экономических и политических кризисов, т.к. она разрушает человека как духовно, так и физически. Одиночество и конформизм - это не альтернативы аномии, а две неразрывно связанные между собой стороны образа жизни современного этапа цивилизационного развития общества.

«Одинокая толпа», «кризис идентичности» - это не психоаналити-ческая гипербола американского социолога Д. Рисмена, а глубокое изучение нового типа коммуникативного поведения человека в условиях фундамен-тального изменения норм и ценностей традиционной культуры. Деструк-тивное состояние массового сознания, многообразие форм «отклоняюще-гося» поведения людей, в первую очередь молодежи, затрудняют возможности успешного преодоления последствий кризиса в экономике и социальной сфере.

Эту особенность современной российской действительности необходимо принимать во внимание при проведении исследований, постановке целей и задач, разработке программы и ее осуществлении, и, наконец, оценке резуль-татов PR-кампании с учётом соответствующих историко-культурных особен-ностей современности, общего духовного состояния общественных групп и нравственной ответственности специалиста по связям с общественностью.

И в заключение необходимо отметить, что квалифицируя связи с общественностью как сферу управления коммуникационными процессами в обществе, следует иметь в виду, что специалист в этой области должен выполнять роль проводника духовно-нравственных ценностей, чьи мотивы и установки требуют в своей профессиональной деятельности ставить на первое место цели служения обществу и социальной ответственности, оставляя на втором плане личные интересы» (С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как соотносятся положения «Кодекса профессиональной этики в области связей с общественностью» с профессиональными требованиями PR-специалиста?

2. Почему нравственные основания деятельности в области связей с общественностью - это ключ профессионального успеха специалиста?

3. Каковы негативные последствия нарушения (игнорирования) нравственных норм в практике связей с общественностью?

4. Какие аспекты профессиональной деятельности в области связей с общественностью и в какой области социальной реальности современной России являются наиболее уязвимыми в нравственном отношении? Почему?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Перед Вами четыре ступени моделирования PR-кампании. Эти ступени раскрывают последовательность действий по осуществлению PR-кампании - исследования, планирование и разработка программы PR-акции, осуществление акции, оценка результатов PR-кампании.

Задание № 1. Опишите профессиональные требования и нравственные основания, необходимые для позитивного решения поставленной цели.

Задание № 2. Подберите конкретную ситуацию вашей предполагаемой деятельности - сфера образования, культуры, медицины или производства, бизнеса или общественной организации. Расположите в требуемой последовательности все этапы вашей деятельности. Укажите, какие методы исследований более всего предпочтительны для Вас и почему? Каковы нравственные обоснования Вашего выбора?

Задание № 3. См. задание № 2, но здесь речь идет о последней ступени модели кампании по связям с общественностью, т.е.оценки результатов, в том числе оценки нравственных последствий реализованного плана?

ЛИТЕРАТУРА

1. Катлип, С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С.М.Катлип, А.Х.Сентер, Г.М.Брум. - М., 2000. - Ч.III. - С. 180-219.

2. Ньюсом, Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Д.Ньюсом [и др.]. - М., 2001. - Ч.III.- Гл. 8,9.

3. Почепцов, Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г. Почепцов. - М., 1998. – Разд. 15.

4. Связи с общественностью в России: Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. - Екатеринбург, 1998.

5. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз / Ф.Джефкинс, Д.Ядин. - М., 2003. - Гл.13.

6. Хенслоу, Ф. Практическое руководство по паблик рилейшнз / Ф.Хенслоу. – СПб., М., 2003. - Гл. 3.

7. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. - М., 2004. - Гл. I, II.

8. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П. Садохин. - М., 2003. Раздел II. – Гл. 4. §4.1, 4.2. – С. 156-175.

9. Архангельская, М. Бизнес-этикет, или Игра по правилам / М.Архангельская. - М., 2004.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 



Просмотров 1240

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!