Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация



Официальное наименование. Краткое название данного институ­та — Совет. Именно данный термин употребляется в учредительных договорах Союза.

С 1967 г., когда вступил в силу «Договор о слиянии», по 1 ноября 1993 г. Совет выступал как «Совет Европейских сообществ». После всту­пления в силу Договора о Европейском Союзе полное официальное на­звание рассматриваемого института— Совет Европейского Союза. I

С учетом особенностей состава Совета (в нем заседают министры государств-членов), в средствах массовой информации и научной литературе его также часто именуют «Совет министров». Однако это название сейчас является неофициальным.

Место в системе органов Европейского Союза. В западноевропей­ской доктрине Совет, несмотря на то, что он состоит из представителей исполнительной власти, традиционно характеризуется как главный шконодательный орган Европейского Союза. Характеристика Совета кик законодателя ныне прямо отражена в учредительных договорах (ст. 207 ДЕС), хотя наряду с законодательным он осуществляет многие другие полномочия, в том числе в сфере исполнительной власти. Местонахождение. Городом, в котором работает Совет и располо­жены его вспомогательные подразделения, является Брюссель. Три месяца в году (апрель, июнь и октябрь) Совет проводит свои заседания и Люксембурге, где первоначально находилась его резиденция.

В соответствии со ст. 203 Договора о ЕС в состав Совета входят то одному представителю от каждого государства-члена на министер­ском уровне», т.е. всего в Совет в настоящее время входит 27 членов. Как видно из приведенной нормы, члены Совета — это, как правило, министры правительств государств-членов. Какие именно мини­стры — учредительные договоры не определяют.

Первоначальная практика следовала традициям международных организаций: участниками заседания Совета от каждого государства, как правило, являлись члены правительства, ответственные за внеш­ние сношения, т.е. министры иностранных дел. Однако вскоре вы­яснилось, что такой подход малоэффективен. Совет — орган, прежде всего, законодательный. Нормативные акты по конкретным вопросам общественной жизни более профессионально могут обсуждать и при­нимать отраслевые министры, ответственные в своих государствах за соответствующую отрасль управления. Так, если речь идет о при­нятии регламента по вопросам сельского хозяйства, то наиболее компетентными являются аграрные министры стран-участниц; нормы трудового права и права социального обеспечения лучше утверждать на уровне министров труда и социальной защиты и т.д.

В результате уже в первые годы существования Европейских сооб­ществ Совет разделился на несколько «формаций» (франц. ГогтаПопз), перечень которых ныне закреплен во внутреннем регламенте данного института (приложение I «Перечень формаций Совета»). В настоящее время в Совете девять формаций:

1) Совет по общим вопросам и внешним сношениям;

2) Совет по экономическим и финансовым вопросам;Совет по вопросам правосудия и внутренних дел;

3) Совет по вопросам занятости, социальной политики, здоровья и потребителей;

4) Совет по вопросам конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность, научные исследования);

5) Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энер­гии;

6) Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства;

7) Совет по вопросам окружающей среды;

8) Совет по вопросам образования, молодежи и культуры.

Каждая формация Совета включает национальных министров

одного профиля и занимается принятием решений по определенному кругу вопросов общественной жизни.

Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства принимает меры в сфере общей аграрной политики ЕС, Совет по вопросам окру­жающей среды — в сфере экологической политики ЕС и т.д.

Помимо вышеописанных существует еще один способ комплекто­вания Совета, когда в его заседаниях участвуют высшие должностные лица исполнительной власти государств-членов (формула ст. 203 ДЕС «представители государств-членов на министерском уровне» в данном случае получает широкую интерпретацию — на уровне не ниже министерского). Такой способ комплектования в учреди­тельных договорах называют «Совет в составе глав государств или правительств». С учетом формы правления большинства стран Евро­пейского Союза (парламентская республика или монархия) данный Совет, как правило, состоит из премьер-министров, хотя некоторые государства (полупрезидентские республики) в нем представляют президенты (например, Франция).

Совет на высшем уровне собирается достаточно редко, так как «первые лица» государств-членов предпочитают встречаться в рам­ках другого органа — Европейского совета. Последний, в отличие от Совета Европейского Союза, не принимает нормативных актов, но, с другой стороны, не скован жесткими процедурными правилами, как Совет.

Тем не менее в ряде случаев для вопросов наибольшей полити­ческой важности учредительные договоры прямо предписывают, чтобы Совет собирался именно в рассматриваемом составе. Напри­мер, Совет в составе глав государств или правительств уполномочен производить констатацию нарушения отдельными странами Союза общих принципов конституционного строя, после чего Совет уже в обычном составе вправе принять решение о наложении санкций. Как любой орган, Совет обладает своей внутренней структурой (вну­тренней организацией). Ее элементами выступают Председатель как руководящий орган Совета и подразделения, играющие роль его вспомогательных органов. Председатель (дословно — Президент) Совета—это не конкретное физическое лицо, а государство — член Европейского Союза в целом (абз. 2 ст. 203 ДЕС). От его имени соответствующие обязанности выполняют министры и другие ответственные должностные лица, которые ведут заседания Совета, подписывают принятые им реше­ния и т.д.

Пост Председателя Совета замещается в порядке ротации: каждое государство-член поочередно занимает эту должность на протяжении шести месяцев. Очередность устанавливает сам Совет. В соответствии с решением Совета от 1 января 2007 г. «Об установлении порядка

очередности осуществления председательства в Совете» установлен график. При необходимости в указанный график Советом могут быть вне­сены коррективы. Практика замещения должности Председателя Совета, как вид­но, в максимальной степени приспособлена к межправительствен­ному составу данного института. Однако, становясь Председате­лем, государство-член принимает на себя ответственность за Совет п Европейский Союз в целом (особенно в рамках второй и третьей опор). Соответственно оно должно заботиться об интересах всех составляющих эту организацию стран и народов, жертвуя при не­обходимости узконациональными, внутриполитическими задачами п приоритетами.

Исходя из сказанного функции и полномочия Председателя Со­вета подразделяются на две группы: те, которые Председатель осу­ществляет внутри Совета (внутриорганизационные), и относящиеся к Европейскому Союзу в целом (общеполитические).

Внутриорганизационные полномочия Председателя состоят в ру­ководстве работой Совета Европейского Союза и его подразделений. К ним относится созыв заседаний Совета, формирование повестки дня для всех его «формаций». При этом не позднее чем за неделю до начала своего председательства государство-член оглашает так на­зываемую семестровую программу деятельности Совета, определя­ющую перечень законопроектов и других решений, принятие которых намечено на ближайшее полугодие.

Как уже отмечалось, Председатель в лице конкретного министра осуществляет руководство заседаниями Совета и его вспомогательных органов, в том числе ставит вопросы на голосование, а затем под­писывает принятые решения. Однако его функции в данном случае далеко выходят за рамки функций простого «спикера».

Председатель стремится выполнить (а если возможно, то и пере­выполнить) свою «семестровую программу». В этой связи в ходе за­седаний Совета он выступает в качестве «лоббиста» обсуждаемого законопроекта, активно старается добиться его утверждения. Если возникают серьезные разногласия, Председатель встает со своего места и совершает так называемый 1оиг <1е 1аЫе (франц.) — «обход стола». Он обходит стол, за которым заседают члены Совета, и пу­тем индивидуальной беседы пытается изменить позицию тех, кто возражает против издания акта. Нередко, хотя и не всегда, ему это удается.

Общеполитические полномочия Председателя сосредоточены, глав­ным образом, в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно правовой сфере, т.е. второй и третьей опор.

В рамках ОВПБ и СПСО именно на Председателя Совета возло жены обязанности по обеспечению реализации в жизнь принятых решений. Большинство из этих решений также являются результатами инициативы Председателя.

Таким образом, в рамках двух «некоммунитарных» опор Пред седатель Совета выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза (в ЕС и Евратоме таким органом является Ко миссия).

Важным правом Председателя, о котором уже говорилось, явля­ется официальное представительство Европейского Союза на между­народной арене по вопросам общей внешней политики, а при не­обходимости и третьей опоры. В этом ему помогают Генеральный секретарь Совета и будущее государство-председатель (см. § 3 гл. III). Последнее осуществляет <1е Гас1о функции заместителя Председателя (йе^ге такой пост в Совете отсутствует). Согласно внутреннему ре­гламенту Совета (§ 2 ст. 20): Председателю «помогает представитель государства-члена, которое будет председательствовать следующим. По просьбе Председателя и согласно его инструкциям последний при необходимости замещает его, принимает на себя от него, если уместно, некоторые задачи и обеспечивает преемственность работы Совета».

Ответственность Председателя носит политический характер (учредительными договорами не предусмотрена), причем может быть как «негативной», так и «позитивной». Председатель, принимая на себя ответственность за работу главного законодательного органа Европейского Союза, в глазах общественного мнения рассматрива­ется как движущая сила работы этого института. От Председателя также в большой степени зависит престиж Европейского Союза на международной арене.

В зависимости оттого, насколько успешно работает Совет и каково внешнеполитическое положение Союза, определяется неформальный рейтинг и авторитет самого Председателя. Занимая этот влиятель­ный пост, государства-члены стремятся как можно эффективнее выполнить свои полномочия и даже соревнуются друг с другом, кто это сделает лучше.

Малоэффективная работа на посту Председателя не дает основа­ний для лишения этой должности (шестимесячный срок не подлежит сокращению), однако может нанести ущерб репутации премьер- министра и правительства государства-председателя в целом не только ча рубежом, но и внутри страны — ущерб, которого они, естественно, стараются не допускать.

По сравнению с другими институтами ЕС, в структуре Совета Европей­ского Союза крайне высокую роль играют его вспомогательные орга­ны, что обусловлено непостоянным характерам работы .Совета.

Комитет постоянных представителей (Согерег). Комитет по­стоянных представителей — это вспомогательный орган Совета, вклю­чающий руководителей официальных представительств государств- членов при Европейских сообществах (обычно в ранге послов) или их заместителей.

Главная задача Согерег — рассматривать в предварительном порядке проекты решений1, подлежащие принятию Советом2. Боль­шинство законопроектов рассматриваются в Согерег на уровне заме­стителей постоянных представителей. Комитет в данной «формации» называют Согерег-1. Он подотчетен отраслевому Совету.

Для обсуждения общеполитических вопросов собирается Согерег-Н, членами которого выступают уже сами главы представительств. До­кументы этой «формации» Комитета поступают в Совет по общим вопросам.

Наконец, в рамках второй и третьей опор часть функций Согерег выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятель­ными от него: Комитет по вопросам политики и безопасности в соста­ве политических директоров от каждого государства-члена (действует в рамках ОВПБ) и Координационный комитет, который участвует в подготовке решений по вопросам третьей опоры (СПСКак видно, с помощью Согерег и его «дублеров» в значительной мере компенсируется недостаток Совета, обусловленный тем, что данный институт не может в основном составе работать постоянно. Прежде чем министры приедут в Брюссель (или Люксембург) для утверждения законопроекта, документ будет детально изучен и, возможно, усовершенствован в Согерег, работающем на постоянной основе. Комитет постоянных представителей, таким образом, «раз­гружает» Совет от многих текущих дел.

Однако полномочия Согерегдалеко выходят за рамки простого обсуждения и подготовки материалов к заседанию Совета. Комитет выступает как «фильтр» для Совета: часто он фактически принима­ет решения за Совет, хотя окончательное решение остается у по­следнего. Если в ходе обсуждения проекта в Комитете все его члены (т.е. представители каждого правительства государства-члена) пришли к общему согласию (консенсусу) относительно проекта регламента, директивы и т.д., то Совет, как правило, уже не обсуждает документ, а автоматически принимает его.

 

Задачи специальных комитетов и рабочих групп схожи с задачами Согерег. Они обсуждают в предварительном порядке законопроекты и стараются достичь соглашения на своем уровне. Если таковое до­стигнуто, то проект включается в часть I повестки дня Согерег (ана­логичную части А у Совета), и Согерег по общему правилу утверждает его без обсуждения. Затем документ заносится в часть А повестки дня Совета, что тоже означает, как правило, автоматическое при­нятие. В противном случае (если согласие в специальном комитете не достигнуто) вопрос направляется в часть II повестки дня Согерег. Это значит, что поиски взаимоприемлемого решения будет искать уже Комитет постоянных представителей. От результатов его усилий зависит, в какую часть повестки дня Совета в конце концов попадет документ.

местности"», «Группа "Интеллекту­альная собственность"», «Группа "Сухопутный транспорт"», «Группа "Здравоохранение"», «Комитет по образованию», «Комитет по финан­совым услугам», «Комитет по социальной защите» и т.д.

Помимо комитетов и рабочих групп, обеспечивающих выполне­ние Советом своих законодательных функций, недавно были созданы комитеты нового типа. Они сформированы для реализации новой функции Совета — возрастающей координации на всей территории Европейского Союза национальных экономических и социальных по­литик, а также политики в сфере занятости на макроэкономическом уровне. Эти комитеты состоят из высокопоставленных представителей государств — членов Союза, которые встречаются раз в месяц и до кладывают результаты своей деятельности Совету через Корепер, Таким образом, система комитетов и рабочих'групп Совета постоянно изменяется и совершенствуется.

Генеральный секретариат. Генеральный секретариат—подраздг ление Совета, которое обеспечивает организационную и техническую стороны работы данного института, а также может представлять Совет перед другими органами Европейского Союза (в том числе в Суде). В отличие от иных вспомогательных органов и от самого Совета со трудниками Генерального секретариата являются не представители государств-членов, а должностные лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (в настоящее время — примерно 2300 человек).

Генеральный секретариат работает на постоянной основе, а его сотрудники получают за свою работу вознаграждение непосредствен­но из бюджета Европейского Союза.

Возглавляет данное подразделение Генеральный секретарь, долж­ность которого, как уже известно читателю, в настоящее время совме щается с другой: Генеральный секретарь — Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности.

Таким образом, специальные комитеты и рабочие группы играют в целом ту же роль «фильтра» для Согерег, что и Согерег для Совета. На практике большинство законодательства ЕС согласовывается именно здесь, что означает быстрое и почти стопроцентное утверж­дение актов Советом.

Кроме рассмотренной выше, специальные комитеты в структуре Совета выполняют другую важную задачу: они осуществляют контроль за реализацией Европейской комиссией полномочий, делегированных ей Советом, т.е. за актами делегированного законодательства ЕС.

В настоящее время в рамках Совета функционирует свыше 200 специальных комитетов и рабочих групп: «Группа на высоком уровне "Убежище и миграция"», «Группа "Европейская политика вооружений"», «Бюджетный комитет», «Стратегический комитет по иммиграции, границам и убежищу», «Группа "Сельскохозяйственные структуры и развитие сельской местности"», «Группа "Интеллекту­альная собственность"», «Группа "Сухопутный транспорт"», «Группа "Здравоохранение"», «Комитет по образованию», «Комитет по финан­совым услугам», «Комитет по социальной защите» и т.д.

Помимо комитетов и рабочих групп, обеспечивающих выполне­ние Советом своих законодательных функций, недавно были созданы комитеты нового типа. Они сформированы для реализации новой функции Совета — возрастающей координации на всей территории Европейского Союза национальных экономических и социальных по­литик, а также политики в сфере занятости на макроэкономическом уровне. Эти комитеты состоят из высокопоставленных представителей государств — членов Союза, которые встречаются раз в месяц и до кладывают результаты своей деятельности Совету через Корепер, Таким образом, система комитетов и рабочих'групп Совета постоянно изменяется и совершенствуется.

Генеральный секретариат. Генеральный секретариат—подраздг ление Совета, которое обеспечивает организационную и техническую стороны работы данного института, а также может представлять Совет перед другими органами Европейского Союза (в том числе в Суде). В отличие от иных вспомогательных органов и от самого Совета со трудниками Генерального секретариата являются не представители государств-членов, а должностные лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (в настоящее время — примерно 2300 человек).

Генеральный секретариат работает на постоянной основе, а его сотрудники получают за свою работу вознаграждение непосредствен­но из бюджета Европейского Союза.

Возглавляет данное подразделение Генеральный секретарь, долж­ность которого, как уже известно читателю, в настоящее время совме щается с другой: Генеральный секретарь — Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности (см. § 2 гл. II учебника). Текущее руководство секретариатом осуществляет За меститель генерального секретаря.

Помимо осуществления полномочий по руководству секрета­риатом Генеральный секретарь (или его заместитель) скрепляют второй подписью акты, принятые Советом (первую подпись ставит Председатель). Они же обеспечивают рассылку и опубликование решений Совета.

Генеральный секретарь также может назначаться в качестве депо­зитария соглашений Европейских сообществ и Союза, заключенных с третьими странами и международными организациями, и конвен­ций, заключенных между государствами — членами Союза.



Просмотров 857

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!