Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Юрисдикция Суда ЕС. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные



Содержание и объем юрисдикции Суда ЕС. По своему содержанию юрисдикция Суда включает три основные группы полномочий:

1)разрешение споров, связанных с правоотношениями, возникающи­ми на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция; 2) рассмотрение запросов судебных органов государств-членов, ко­торые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, — преюдициальная (косвенная) юрис­дикция; 3) рассмотрение дел в порядке предварительного контроля.

Дела прямой юрисдикции — это споры, возникающие в ходе реализации в жизнь норм нрава ЕС, т.е., по сути своей, дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Сообщества, а также, возможно, ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам).Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, является ограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских» правил выступают, естественно, физические и юридические лица. Соответствующие дела (и гражданские, и уголовные) рассматрива­ют национальные суды государств-членов, которые обязаны в этом случае применять непосредственно действующие нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.

Суд ЕС, по общему правилу, не рассматривает иски к частным лицам, а равно к должностным лицам государств-членов. К его юрис­дикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.

В соответствии сДЕС в качестве ответчика перед Судом могут при­влекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органы Европейского Союза, а также их должностные лица и служащие.

Иски к государствам-членам. Государство-член привлекается к Суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из ДЕС, т.е. невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой нормы или индивидуального предписания Сообщества (см. § 4 данной главы).

Иски к органам Европейского Союза и их должностным лицам. Неправомерные действия (бездействие) могут совершать не только национальные, но и наднациональные власти в лице органов Евро­пейского Союза. В зависимости от характера нарушения ДЕС выделяет два основных вида исков:

1) иски об аннулировании (ст. 230). Такого рода иски подаются с целыо отмены регламентов, директив и иных правовых актов органов ЕС (кроме рекомендаций и заключений, не имеющих обязательной юридической силы).

2) иски из бездействия (ст. 232 ДЕС). В данном случае нарушение со стороны органа ЕС выражается том, что он не принимает решения, хотя должен был это сделать в соответствии с учредительным дого­вором. Если факт такого противоправного бездействия установлен Судом, то соответствующий институт, как и в случае иска об анну­лировании, обязан принять все необходимые меры для исполнения судебного решения (ст. 233 ДЕС). В данном случае эта обязанность выражается в позитивных действиях, т.е. в издании регламента, ди­рективы и т.д.

Иски из бездействия подаются в Суд заинтересованными лица­ми только после предварительного обращения к соответствующему институту ЕС. Если последний не дает ответа в двухмесячный срок, то в течение следующих двух месяцев может быть предъявлен иск из бездействия. Если получен отрицательный ответ, то на решение об отказе может быть подан иск об аннулировании.

При этом следует иметь в виду, что далеко не каждый орган Евро­пейского Союза может быть привлечен к Суду в качестве ответчика. Например, не могут оспариваться в Суде действия (бездействие) консультативных органов, так как они не имеют юридически обя­зательной силы.

Круг ответчиков по искам об аннулировании и из бездействия ограничен. В него входят прежде всего институты Союза (кроме самого Суда и Счетной палаты, которая правовых актов не издает): Европарла- мент, Совет и Комиссия. По искам об аннулировании актов, изданных Европарламентом и Советом, они выступают как соответчики.

Ответчиком может быть и ЕЦБ, так как он уполномочен издавать юридически обязательные акты, в том числе нормативные.

Наконец (хотя это весьма редкий случай), иски об аннулировании могут предъявляться к руководящим органам Европейского инве­стиционного банка — Совету управляющих и Административному совету (п. «Ъ» и «с» ст. 237).

Круг истцов по рассматриваемым делам шире, чем в исках к государствам-членам. Иски об аннулировании и из бездействия могут предъявлять:

государства-члены (например, «ФРГ против Европейского пар­ламента и Совета»);

сами институты Европейского Союза (естественно, кроме Суда), ЕЦБ, а также Административный совет ЕИБ (последний — только иски к Совету управляющих того же Банка), например «Европарла- мент против Совета».

Процессуальная правосубъектность институтов неодинакова, осо­бенно в делах по искам об аннулировании. Европейский парламент, Совет и Комиссия могут предъявлять такие иски без ограничений, а Счетная палата и ЕЦБ —только «с целью защиты своих прерогатив» (абз. 3 ст. 230 ДЕС).

Комиссия — единственный из институтов, который может пре­следовать в Суде руководящие органы ЕИБ;

физические и юридические лица, причем независимо от граж­данства и места проживания (нахождения), т.е. это могут быть ино­странные граждане и предприятия.

Однако для частных лиц существует ограничение другого ха­рактера. Физические и юридические лица могут оспаривать в Суде только индивидуальные предписания институтов ЕС и ЕЦБ — либо те, которые прямо им адресованы (или должны быть адресованы — в случае исков из бездействия), либо адресованные другим лицам, но прямо и непосредственно затрагивающие их интересы. Нормы права, установленные институтами, непосредственно оспаривать в Суде частные лица не могут.

2. Преюдициальные запросы (дела косвенной юрисдикции). Дела косвенной юрисдикции — это те дела, которые Суд ЕС рассма­тривает по запросам судебных органов государств-членов.

Если национальный суд сталкивается с необходимостью приме­нить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальным разъяснением. Такого рода за­просы судебных органов государств-членов называются преюдициаль­ными (т.е. они направляются до момента вынесения окончательного постановления по делу), а полномочия Суда их рассматривать — преюдициальной (или косвенной) юрисдикцией.

В отличие отдел прямой юрисдикции Суд в данном случае не вы­носит решения по существу конфликта (это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела). Роль Суда иного плана: он призван разрешить правовую коллизию или неясность, с которой сталкиваются органы правосудия государств- членов в ходе применения юридических норм ЕС.

Решение Суда обязательно для национального суда, направившего преюдициальный запрос. Оно также служит прецедентом для всех других судов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в своих странах. Тем самым благодаря прежде всего преюдициаль­ным запросам обеспечивается единообразие судебной практики на территории ЕС, т.е. решается главная задача, поставленная перед Судом учредительным договором.

Каковы цели направления преюдициальных запросов в Суд ЕС? Во-первых, они могут подаваться с целью получить разъяснение смысла норм учредительного договора, а равно правовых актов ин­ститутов Европейского Союза и Европейского центрального банка — запросы о толковании (п. «а» и «Ь» ст. 234 ДЕС).

Во-вторых, целью преюдициального запроса может служить оспа ривание актов вторичного права по причине их вероятного противоре чия учредительному договору ЕС — запросы о соответствии правовых актов институтов и ЕЦБ учредительному договору (п. «Ъ» ст. 234).

Если национальный суд при рассмотрении конкретного дела приходит к выводу, что регламент, директива или другой правовой акт институтов ЕС противоречит «конституции» (учредительному договору), то, как и российский суд в аналогичной ситуации, он не вправе сам объявлять «закон» Сообщества недействительным. При подобных обстоятельствах судебный орган государства-члена прио­станавливает разбирательство дела и направляет преюдициальный запрос в Суд ЕС. По итогам рассмотрения запроса Суд может объявить соответствующий акт не подлежащим применению.

Таким образом, с помощью преюдициальных запросов появляется возможность оспаривать решения институтов и после истечения сро­ка исковой давности для подачи исков об аннулировании, который, напомним, очень короток (два месяца).

Посредством того же механизма физические и юридические лица могут добиться рассмотрения Судом вопроса о «неконституционно­сти» регламентов и директив, т.е. нормативных актов, которые они не могут оспаривать напрямую.

В-третьих, целью запроса национального суда нередко служит раз­решение коллизии между национальным и коммунитарным правом — запросы о соответствии правовых актов государств-членов праву ЕС. Данный вид запросов прямо не предусмотрен учредительным договором (они маскируются под запросы о толковании), но широко встречается на практике, когда национальный суд не уверен в противо­речии двух правовых систем или не желает самостоятельно, опираясь на принцип верховенства права ЕС, признавать национальный закон не имеющим юридической силы.

В соответствии со ст. 234 ДЕС направлять преюдициальные за­просы могут не только суды, но и иные «юрисдикционные органы», осуществляющие на законных основаниях разрешение правовых споров (например, иммиграционные трибуналы Великобритании).

Направление преюдициального запроса — право национально­го суда, которое он реализует на любых стадиях процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в деле: истца, ответчика, подсудимого и т.д. Однако для судов высших инстанций, т.е. для тех, «решения которых не подлежат обжалованию в соответствии с национальным правом» (это не всегда верховный или аналогичный суд), направление такого запроса превращается в обязанность (абз. 3 ст. 234 ДЕС). От этой обязанности они осво­бождаются только в том случае, когда правовая проблема уже была урегулирована прецедентным правом Суда1.

3. Дела предварительного контроля. В делах предварительного контроля Суд рассматривает правомерность юридических актов еще до их совершения, т.е. на этапе подготовки проекта решения. Сюда относятся, прежде всего, запросы о соответствии учредительному договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими странами и международными организациями — предва­рительный «конституционный контроль» международных договоров, аналогичный существующему во Франции, но известный и другим странам, в том числе России.

В соответствии со ст. 300 ДЕС (§ 6) с запросом в Суд могут обра­титься Европейский парламент, Совет, Комиссия, а также любое из государств-членов.

По итогам рассмотрения проекта соглашения Суд выносит за­ключение. Если заключение положительно, т.е. соглашение признано соответствующим учредительному договору ЕС, то документ может вступить в силу, стать юридически обязательным для Сообщества и всех его государств-членов. В противном случае вступление в силу соглашения ЕС разрешается только после внесения необходимых из­менений в текст учредительного договора Сообщества.

Поскольку процедура пересмотра «конституции» Европейского Союза, в том числе Договора о ЕС, весьма сложна и длительна, со­бытия чаще развиваются по другому сценарию: изменения вносятся не в учредительный договор Сообщества, а в сам проект междуна­родного соглашения, чтобы адаптировать его к требованиям «кон­ституции» ЕС.

С определенными оговорками к сфере предварительного контроля Суда можно отнести еще несколько категорий дел (на практике они почти не встречаются):

дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов. Со­ответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и на основанииобращения заинтересованных государств-членов в случае совершения членом Суда преступления или проступка (ст. 3 Статута 2001 г.); дела о снятии иммунитета с имущества ЕС.



Просмотров 2923

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!