Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Суд ЕС: состав, порядок формирования и организация работы



Официальное наименование. Аналогично другим институтам Европейского Союза его главный судебный орган имеет два наименования — краткое и полное. В текстах учредительных договоров он именуется просто — Суд. С 1958 г., после вступления в силу Римских договоров, создавших ЕЭС и Евратом, Суд является единым институтом для всех Сообществ. С этого момента его официальное наименова­ние — Суд Европейских сообществ. Сохранение старой терминологии (Суд Сообществ, а не Союза) обусловлено тем, что юрисдикция Суда концентрируется в рамках ЕС и других Сообществ, т.е. по вопросам коммунитарного права.

Место в системе органов Европейского Союза. Суд — один из пяти институтов каждого из Европейских сообществ и Европейско­го Союза в целом, осуществляющий юрисдикционную функцию. Аналогично другим институтам основы его правового положения закрепляются в части пятой Договора о ЕС «Институты Сообщества». В то же время Суд— единственный из институтов, имеющий свой Статут. Статут регулирует организационные и процессуальные во­просы деятельности Суда, а также нижестоящих звеньев судебной системы Союза (Трибунала первой инстанции и специализирован­ных трибуналов).

Действующий Статут Суда принят в 2001 г. вместе с Ниццким договором и приложен в качестве протокола к учредительным до­кументам Европейского Союза («Протокол о Статуте Судя», далее — Статут 200? г.). Он включает шесть разделов (около 70 статей), а также приложение, содержащее детальные правила в отношении специали­зированных трибуналов:

раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;

раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».

В соответствии с Договором о ЕС задача Суда — обеспечивать «со блюдение права при толковании и применении настоящего Договора» (ст. 220). Эту задачу Суд решает путем отправления правосудия по делам, отнесенным к его юрисдикции.

Характер юрисдикции Суда не позволяет в полной мере отнести его к одной определенной «ветви» судебной власти, выделяемой в государственном механизме разных стран. При рассмотрении дел по первой или по второй (кассационной) инстанции он совмещает функции суда общей юрисдикции, административного, конституци­онного, а также международного суда.

В настоящее время наиболее важной и по количеству дел, и по значению считается роль «конституционного суда» ЕС. Суд яв­ляется высшим гарантом соблюдения ДЕС, которым он признал еще в 1980-е гг. «конституционной хартией» Сообщества (см. § 5 гл. II).

Аналогично конституционным судам России, Германии и ряда других стран Суд уполномочен рассматривать в преюдициальном порядке обращения всех судебных органов, расположенных на тер ритории Союза, причем суды высших инстанций государств-членов не только вправе, но и обязаны направлять такие запросы.

Местонахождение. Официальной резиденцией Суда является г. Люксембург. Здесь же расположен Трибунал первой инстанции и будут размещаться и функционировать специализированные три­буналы Европейского Союза.

Статут Суда также содержит требование, согласно которому все его члены, а также секретарь «обязаны проживать в месте нахождения Суда», т.е. в Люксембурге.

Состав

В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи и до­полнительная — генеральные адвокаты.

Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотре­нии и разрешении дел. Судей всего 27, что соответствует количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учреждения ЕС действовало правило «одно государство — один судья». Оно необходимо для того, чтобы в составе Суда имелись специалисты в области правовых систем всех государств — членов Союза. Ницкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 ДЕС «Суд включает по одному судье от каждого государства-члена».

Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория чле­нов Суда — была введена по образцу судебной системы Франции, где похожая должность существовала еще в Средневековье. Функции генерального адвоката отчасти напоминают по­ложение российского прокурора при судебном рассмотрении неко­торых категорий дел (например, дел о признании безвестно отсут­ствующим, когда суд перед вынесением решения обязан заслушать мнение прокурора).

Согласно абз. 2 ст. 222 ДЕС роль генерального адвоката «состоит в том, чтобы публично, полностью беспристрастно и независимо представлять мотивированные заключения по делам, которые в со­ответствии со Статутом Суда требуют его участия».

Корпус генеральных адвокатов Суда ЕС насчитывает восемь че­ловек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат. В этой связи ДЕС (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрели Пиццкий договор и Статут 2001 г.

Если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в об ласти права», то Суд может принять решение о рассмотрении его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута 200 I г.). Генеральные адвокаты, таким образом, получили возможность сконцентриро ваться на анализе действительно сложных (в юридическом смысле) дел, которые способны дать импульс развитию прецедентного права Европейского Союза.

Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно государство — один генеральный адвокат» здесь не­применим. Поэтому в силу специальной декларации 1995 г. установ­лено следующее правило: пять генеральных адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.

Гарантии независимости членов Суда. Суд в целом и каждый его член в отдельности (включая генеральных адвокатов) являются полностью независимыми в своей деятельности. Принцип незави симости — важнейшая гарантия объективного, беспристрастного разрешения дел органами судебной власти как в государствах, так и на уровне надгосударственных институтов Европейского Союза.

Каждый член суда обладает иммунитетом от уголовной и админи­стративной ответственности. Иммунитет судей и генеральных адвокатов распространяется на дела, рассматриваемые как нацио­нальными судами, так и иными органами, в том числе на стадии пред­варительного расследования. В отношении действий, совершенных членами Суда в официальном качестве, иммунитет сохраняет силу и после прекращения их полномочий.

Снять иммунитет со своего члена может только сам Суд. Если это происходит, то дело о преступлении или ином правонарушении судьи (генерального адвоката) будет рассматриваться в государстве, граждани­ном которого он является. При этом член Суда приравнивается к членам высших органов судебной власти своей страны (ст. 3 Статута 2001 г.).

Несовместимость должностей охватывает не только админи­стративные посты в органах национальной или наднациональной публичной власти, но и любую профессиональную деятельность, опла­чиваемую или нет.

Запрет заниматься политической или административной дея­тельностью носит безусловный характер. В отношении других видов побочной работы (например, научно-преподавательской) «в порядке исключения» судье или генеральному адвокату может быть дозволено осуществлять ее по решению Совета Европейского Союза.

Правило несовместимости должностей, как и в отношении членов Европейской комиссии, сохраняет свое действие также после пре­кращения полномочий судьи/генерального адвоката.

При вступлении в должность судьи и генеральные адвокаты дают «торжественное обещание в течение срока полномочий и после его окончания соблюдать обязанности, вытекающие из их должности, в частности, обязанность после истечения полномочий честно и с необходимой осторожностью подходить к вопросу о занятии опреде­ленных должностей или получении определенных преимуществ».

Возможные споры и сомнения в этой области разрешает сам Суд (ст. 4 Статута 2001 г.).

С правилом несовместимости должностей тесно связан запрет на участие в делах., которые могут представлять для члена Суда личный интерес.

Судьям и генеральным адвокатам не разрешается участвовать в рассмотрении дел, по которым они ранее выступали предста­вителями, адвокатами или защитниками. То же самое относится к делам, которые в прошлом они уже рассматривали в бытность членом национального суда, следственной комиссии или в ином качестве.

В любых «особых обстоятельствах», когда судья или генеральный адвокат считает для себя невозможным участвовать в деле, он обраща­ется к Председателю Суда или его палаты с самоотводом. Председатель может заявить об отводе судьи и по собственной инициативе. Споры и сомнения, опять же, разрешает сам Суд (ст. 16 Статута 1957 г.; ст. 18 Статута 2001 г.).

Важной гарантией независимости судебной власти ЕС служит право Суда самостоятельно определять процедуру своей деятель­ности (в форме акта под названием «процессуальный регламент» (ПР). Данное полномочие, однако, имеет свои пределы. Суд связан положениями учредительных договоров и Статута, которые являются источниками первичного права и не могут изменяться им по своему усмотрению (некоторые положения Статута вправе пересматривать Совет по предложению Суда).

Процессуальный регламент, принятый Судом, для вступления в силу нуждается в одобрении главным законодательным органом ЕС — Советом Европейского Союза.

Материальной гарантией независимости Судя выступает фи нансирование всех его расходов из общего бюджета Европейского Союза, а не из национальных бюджетов стран, гражданами которых являются его члены (ст. 268 ДЕС).

Суд, как и другие институты, самостоятельно разрабатывает проект сметы своих расходов на будущий финансовый год. Вместе с другими расходами они утверждаются Европарламентом и Сове том на основании единого проекта, представляемого Европейской комиссией.

Несменяемость судей и генеральных адвокатов является важной гарантией их независимости. На протяжении срока своих полномочий члены Суда могут быть отрешены от должности только самим Судом при наличии законных оснований, предусмотренныхДЕС.

Принцип тайны совещательной комнаты является одним ич главных правовых средств обеспечения судейской независимости, признанным во всех цивилизованных странах.

В Суде ЕС данный принцип доведен до своего логического предела. Здесь не только запрещен доступ посторонних лиц в совещательную комнату, но вообще не допускается разглашение какой-либо инфор­мации о характере обсуждения и голосования судей при вынесении решения (ст. 35 Статута 2001 г.).

Данное правило обращено прежде всего к самим судьям. Им за­прещено высказывать особые мнения, а также иным образом сооб­щать об индивидуальной позиции по конкретному делу как их самих, так и других судей, участвовавших в принятии решения. Решение выносится от имени всех судей независимо оттого, голосовал ли конкретный судья «за» или «против».

При вступлении в должность каждый член Суда приносит клятву, в которой он обязуется не разглашать тайну совещательной комнаты, в том числе и после истечения срока своих полномочий.

Принцип тайны совещательной комнаты, как он применяется в Суде, на первый взгляд, может показаться недемократичным, так как подавляет индивидуальность членов Суда. На самом деле «обет молчания», наложенный на судей, служит действенной гарантией их реальной независимости. Он лишает государства-члены, а равно другие заинтересованные лица возможности оказывать давление на членов Суда, ибо установить, как на самом деле поведет себя судья в совещательной комнате, нереально. Это особенно важно втехделах, в которых ответчиками выступают государства-члены. Не будь в Суде принципа тайны совещательной комнаты, можно было бы предполо­жить, например, что судьи — германские граждане часто голосовали бы в поддержку своей страны, даже если Германия действительно нарушила право ЕС, французские судьи — «за» Францию и т.д. Вместо правовых интересов определяющее значение приобретали бы, таким образом, политические и иные соображения. Порядок формирования

Состав Суда формируется правительствами государств-членов то общему согласию» в соответствии с охарактеризованными выше национальными квотами (ст. 223 ДЕС). Каждое государство ЕС имеет при формировании Суда право вето. Однако серьезных препятствий оно здесь не представляет. На практике государства- члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и гене­ральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья плюс, возможно, 1 гене­ральный адвокат).

Государство-член, таким образом, просто делегирует «своего» судью/генерального адвоката, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым и несменяемым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты (см. п. 1).

Реальная личная независимость служит одним из двух обяза­тельных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 ДЕС судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Отсюда следует, что, например, крупный партийный функционер лишен воз­можности стать членом Суда (разумеется, если он заблаговременно не подаст в отставку).

Второй критерий, обусловленный характером функций и полно­мочий Суда, — профессиональная пригодность его членов. Статья 223 допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в чле­ны Суда может быть:

либо человек, который в своем государстве соответствует требо­ваниям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Ис­пании;

либо «юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права.

Срок полномочий всех членов Суда — шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адво каты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных на значений не ограниченно, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями.

С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновления его состава осуществляется постепенно, раз в три года. Соответствен но в этот период замещаются должности половины судей (14 или 13) и генеральных адвокатов (4). Внутренняя организация

С точки зрения внутренней организации Суд ЕС похож на высшие судебные органы национальных государств, особенно на конститу­ционные суды, хотя и не копирует их.

Председатель является высшим должностным лицом, руководи­телем Суда КС. Как и Председатель Конституционного Суда РФ, он избирается самими судьями на пленарном заседании.

Председатель избирается на три года, т.е. на половину срока полно­мочий Суда (ст. 223 ДЕС). Однако он может переизбираться неогра­ниченное число раз, что на практике часто и бывает.

Председатель не только осуществляет общее руководство возглав­ляемым им органом, а также аппаратом Суда, но и обладает рядом серьезных прерогатив в области судебной процедуры: ведение пле­нарных заседаний (пленума), распределение дел между судебными палатами и др.

Важным инструментом в руках Председателя служит также право приостанавливать исполнение оспариваемых актов органов ЕС в ка­честве меры по обеспечению иска.

Первый генеральный адвокат обеспечивает распределение посту­пающих в Суд дел между членами корпуса генеральных адвокатов (на­помним, что на каждое судебное дело назначается один-единственный генеральный адвокат).

Первого генерального адвоката также избирают судьи, но сроком на один год.

Пленум, палаты и Большая палата. Для более эффективного рассмотрения поступающих дел в Суде образованы структурные подразделения — палаты в составе трех и пяти судей. Подавляющее большинство (около 90%) дел рассматривается именно ими.

В случае если дело представляет большую важность, а равно по требованию государств-членов или институтов Союза, когда они являются сторонами, судебное разбирательство и принятие решения осуществляется в рамках Большой палаты. Большая палата — это новое структурное подразделение Суда, своеобразный «президиум», образованный в соответствии со Статутом 2001 г. Большая палата включает 13 судей, в том числе Председателя Суда и председателей палат по пять судей1.

Наконец, пленум Суда (собрание всех судей) рассматривает только дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд), а также дела об отрешении от должности несменяемых должностных лиц (членов Комиссии, Омбудсмана и др.).

Секретарь — должностное лицо Суда, которое обеспечивает при­ем, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование реше­ний Суда. Кроме того, секретарь осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.

Секретаря назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких заместителей. Порядок работы н принятия решений

Суд — постоянно действующий орган Сообществ и Союза. Его дея­тельность осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, что предполагает не только коллективное участие судей в работе пленума или палаты, но также индивидуальную подготовку доклада (заключения) судьей-докладчиком и генеральным адвокатом, на­значенным на конкретное дело.

Число судей, участвующих в рассмотрении дела, псегда должно быть нечетным, а решения принимаются большинством голосом (результаты голосования, напомним, не разглашаются).

Рассмотрение дел в Суде складывается из двух стадий: письменного и устного производства при ведущей роли первого (ст. 20 Статута 2001 г.). Основное содержание первой стадии —это обмен процес­суальными документами между сторонами: исковое заявление, ме морандум ответчика, «реплика» истца и соответствующая реплика ответчика (франц. йирПдие) и др. — все в письменной форме. Эти и иные документы направляются Секретарю Суда, который Пересы лает их Председателю и другим судьям.

Следует отметить, что, по общему правилу, доказательства долж ны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена пред ставить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон или по собственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.

Устная процедура начинается после подготовки ответственным судьей (судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или па лата) заслушивают представителей сторон (и те, и другие всегда должны действовать через представителей — агентов, советников или адвокатов)1. Стадия устного разбирательства завершается оглашени­ем заключения генерального адвоката, после чего судьи удаляются

в совещательную комнату.



Просмотров 3360

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!