Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правовой статус Трибунала первой инстанции



Официальное наименование. Второй орган правосудия Европейского Союза имеет, в принципе, одно название, но оно по-разному звучит на разных официальных языках ЕС (на английском и немецком — Суд первой инстанции, на французском — Трибунал первой инстанции). Полное официальное название Трибунала — Трибунал первой ин­станции Европейских сообществ.

Дела, рассматриваемые Трибуналом первой инстанции, обознача­ются буквой «Т» вместе с порядковым номером за соответствующий год. Например, дело «Т-26/04» — дело № 26, возбужденное в Трибу­нале первой инстанции в 2004 г. Для дел, рассматриваемых Судом ЕС, используется аббревиатура «С» (например, «С-317/04»).

Место в системе органов Европейского Союза. Трибунал был учреж­ден в 1989 г. на основании Единого европейского акта в качестве второго органа правосудия ЕС, состоящего при Суде ЕС.

Статус института Трибунал не получил, хотя является та­ковым, так как решения Трибунала носят юридически обязательный характер. В качестве органа, состоящего при Суде, Трибунал также не имеет своего Статута. Его правовое положение определяют специ­альные статьи отдела 4 «Суд» части пятой «Институты» ДЕС (ст. 224 и 225), а также отдельный раздел Статута Суда 2001 г. (разд. IV «Три­бунал первой инстанции Европейских сообществ»). В то же время Трибунал первой инстанции имеет собственный процессуальный регламент, положения которого не являются точной копией анало­гичного акта Суда ЕС1.

В последние годы наметилась тенденция к повышению роли и зна­чения Трибунала в судебной системе Европейского Союза в целом, которая нашла признание в Ниццком договоре 2001 г.

Согласно ст. 225 ДЕС Трибунал первой инстанции в перспективе должен превратиться в своеобразный «суд общей юрисдикции» Ев­ропейского Союза, рассматривающий и разрешающий все дела, за исключением тех, которые прямо отнесены к компетенции Суда ЕС или специализированных трибуналов.

Указанные положения, однако, вводятся в действие постепен­но — путем поправок в Статут 2001 г., направленных на передачу в юрисдикцию Трибунала новых категорий дел, до этого рассматри­вавшихся Судом.

Трибунал первой инстанции был учрежден с целью облегчить работу Суда ЕС, освободить его от части дел, главным образом, наи­более простых и не влекущих политических последствий.

Причины создания Трибунала определили правовой статус дан­ного органа: в основных своих элементах он сходен со статусом Суда ЕС. Одинаков, в частности, порядок формирования (27 чле­нов Трибунала назначаются правительствами государств-членов сроком на шесть лет с аналогичными гарантиями независимости), сходны состав, внутренняя организация, порядок работы и от­ветственность.

Главные специфические особенности Трибунала по сравнению с Судом заключаются в следующем:

а) в состав Трибунала входят только судьи, здесь нет генераль­ных адвокатов. Один из судей Трибунала может быть назначен на конкретное дело генеральным адвокатом, но эта возможность ис­пользуется редко;

б) в Трибунале допускается рассмотрение и разрешение отдель­ных дел единолично судьями (в Суде принцип коллегиальности не знает исключений).

Юрисдикция Трибунала носит производный характер: к ней отне­сены дела, которые были переданы Трибуналу из юрисдикции Суда ЕС.

В настоящее время Трибуналу подсудны только дела прямой юрис­дикции (дела искового производства), истцами в которых, как пра­вило, выступают физические и юридические лица, а ответчиками — институты и органы Европейского Союза. В этой связи в доктрине Трибунал часто рассматривают в качестве своеобразного «европей­ского административного суда».

В частности, именно Трибунал первой инстанции разрешает дела по искам об оспаривании санкций, об аннулировании и из бездействия (ст. 229, 230 и 232 ДЕС), подаваемым физическими и юридически­ми лицами. К его юрисдикции также отнесены иски о возмещении убытков, причиненных Сообществом (ст. 235), и споры о выполнении обязательств из контрактов, заключенных Сообществом с другими лицами (ст. 238).

С 2004 г. согласно новой редакции ст. 51 Статута 2001 г. Трибунал первой инстанции был наделен юрисдикцией рассматривать неко­торые иски, подаваемые к институтам Союза другими институтами или государствами-членами. Сюда относится, в частности, обжало­вание актов Европейской комиссии, а также некоторых актов Совета (например, принимаемых в рамках антидемпинговых процедур во внешнеторговой сфере).

Решения Трибунала первой инстанции могут быть обжалованы в Суд ЕС, который в таком случае выступает в роли кассационной ин­станции (обжалование допускается только «по вопросам права.

75. Судебные палаты (специализированные суды): порядок создания и юрисдикция.

В целях более оперативного рассмотрения дел в Суде Европейских сообществ и Трибунале первой инстанции образованы палаты.

Эти внутренние подразделения комплектуются из судей каждого из судов, и их не следует отождествлять с судебными палатами Европейского Союза, которые составляют отдельное звено его судебной системы*(105).

В Суде Европейских сообществ имеются палаты, рассматривающие дела в составе трех судей (три палаты) или пяти судей (две палаты). Специализации между палатами (по административным, финансовым и т. п. делам) не существует. Каждый судья обычно приписан к двум палатам (по три и по пять судей) и осуществляет рассмотрение дел в рамках каждой из них.

В настоящее время ввиду большого количества дел подавляющее их большинство Суд разрешает именно в рамках указанных палат.

Однако если дело представляет повышенные трудности или имеет важное значение, то Суд вправе рассмотреть его в рамках Большой палаты. Кроме того, Суд обязан передать дело в Большую палату по требованию государства-члена или института Союза, являющихся сторонами по делу (например, если рассматривается иск Комиссии к Ирландии, то и истец, и ответчик могут потребовать его разбирательства в Большой палате).

Большая палата - новое подразделение Суда Европейских сообществ, образованное в 2003 г. в соответствии с поправками Ниццкого договора. Она является своеобразным президиумом этого института: Председатель Суда плюс председатели палат по пять судей, а также другие члены, занимающие места в Большой палате в порядке ротации, - всего 13 человек.

Лишь в том случае, когда дело признано Судом в качестве имеющего "исключительную важность" (ст. 16 Статута), оно рассматривается на пленуме, т.е. Судом в полном составе (27 судей). В рамках пленума Суд должен также разбирать дела об отрешении от должности Омбудсмана, членов Европейской комиссии и Счетной палаты.

Внутренняя организация Трибунала первой инстанции сходна с Судом, однако здесь допускается рассмотрение некоторых категорий дел единолично судьями. В Суде Европейских сообществ принцип коллегиальности не знает исключений.

Внутренняя организация Трибунала по делам публичной службы включат в себя пленум и палаты из трех или пяти судей. Здесь также допускается разрешение дел судьями единолично.

 

 



Просмотров 1437

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!