Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Правовой статус Трибунала первой инстанции
Официальное наименование. Второй орган правосудия Европейского Союза имеет, в принципе, одно название, но оно по-разному звучит на разных официальных языках ЕС (на английском и немецком — Суд первой инстанции, на французском — Трибунал первой инстанции). Полное официальное название Трибунала — Трибунал первой инстанции Европейских сообществ. Дела, рассматриваемые Трибуналом первой инстанции, обозначаются буквой «Т» вместе с порядковым номером за соответствующий год. Например, дело «Т-26/04» — дело № 26, возбужденное в Трибунале первой инстанции в 2004 г. Для дел, рассматриваемых Судом ЕС, используется аббревиатура «С» (например, «С-317/04»). Место в системе органов Европейского Союза. Трибунал был учрежден в 1989 г. на основании Единого европейского акта в качестве второго органа правосудия ЕС, состоящего при Суде ЕС. Статус института Трибунал не получил, хотя является таковым, так как решения Трибунала носят юридически обязательный характер. В качестве органа, состоящего при Суде, Трибунал также не имеет своего Статута. Его правовое положение определяют специальные статьи отдела 4 «Суд» части пятой «Институты» ДЕС (ст. 224 и 225), а также отдельный раздел Статута Суда 2001 г. (разд. IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»). В то же время Трибунал первой инстанции имеет собственный процессуальный регламент, положения которого не являются точной копией аналогичного акта Суда ЕС1. В последние годы наметилась тенденция к повышению роли и значения Трибунала в судебной системе Европейского Союза в целом, которая нашла признание в Ниццком договоре 2001 г. Согласно ст. 225 ДЕС Трибунал первой инстанции в перспективе должен превратиться в своеобразный «суд общей юрисдикции» Европейского Союза, рассматривающий и разрешающий все дела, за исключением тех, которые прямо отнесены к компетенции Суда ЕС или специализированных трибуналов. Указанные положения, однако, вводятся в действие постепенно — путем поправок в Статут 2001 г., направленных на передачу в юрисдикцию Трибунала новых категорий дел, до этого рассматривавшихся Судом. Трибунал первой инстанции был учрежден с целью облегчить работу Суда ЕС, освободить его от части дел, главным образом, наиболее простых и не влекущих политических последствий. Причины создания Трибунала определили правовой статус данного органа: в основных своих элементах он сходен со статусом Суда ЕС. Одинаков, в частности, порядок формирования (27 членов Трибунала назначаются правительствами государств-членов сроком на шесть лет с аналогичными гарантиями независимости), сходны состав, внутренняя организация, порядок работы и ответственность. Главные специфические особенности Трибунала по сравнению с Судом заключаются в следующем: а) в состав Трибунала входят только судьи, здесь нет генеральных адвокатов. Один из судей Трибунала может быть назначен на конкретное дело генеральным адвокатом, но эта возможность используется редко; б) в Трибунале допускается рассмотрение и разрешение отдельных дел единолично судьями (в Суде принцип коллегиальности не знает исключений). Юрисдикция Трибунала носит производный характер: к ней отнесены дела, которые были переданы Трибуналу из юрисдикции Суда ЕС. В настоящее время Трибуналу подсудны только дела прямой юрисдикции (дела искового производства), истцами в которых, как правило, выступают физические и юридические лица, а ответчиками — институты и органы Европейского Союза. В этой связи в доктрине Трибунал часто рассматривают в качестве своеобразного «европейского административного суда». В частности, именно Трибунал первой инстанции разрешает дела по искам об оспаривании санкций, об аннулировании и из бездействия (ст. 229, 230 и 232 ДЕС), подаваемым физическими и юридическими лицами. К его юрисдикции также отнесены иски о возмещении убытков, причиненных Сообществом (ст. 235), и споры о выполнении обязательств из контрактов, заключенных Сообществом с другими лицами (ст. 238). С 2004 г. согласно новой редакции ст. 51 Статута 2001 г. Трибунал первой инстанции был наделен юрисдикцией рассматривать некоторые иски, подаваемые к институтам Союза другими институтами или государствами-членами. Сюда относится, в частности, обжалование актов Европейской комиссии, а также некоторых актов Совета (например, принимаемых в рамках антидемпинговых процедур во внешнеторговой сфере). Решения Трибунала первой инстанции могут быть обжалованы в Суд ЕС, который в таком случае выступает в роли кассационной инстанции (обжалование допускается только «по вопросам права. 75. Судебные палаты (специализированные суды): порядок создания и юрисдикция. В целях более оперативного рассмотрения дел в Суде Европейских сообществ и Трибунале первой инстанции образованы палаты. Эти внутренние подразделения комплектуются из судей каждого из судов, и их не следует отождествлять с судебными палатами Европейского Союза, которые составляют отдельное звено его судебной системы*(105). В Суде Европейских сообществ имеются палаты, рассматривающие дела в составе трех судей (три палаты) или пяти судей (две палаты). Специализации между палатами (по административным, финансовым и т. п. делам) не существует. Каждый судья обычно приписан к двум палатам (по три и по пять судей) и осуществляет рассмотрение дел в рамках каждой из них. В настоящее время ввиду большого количества дел подавляющее их большинство Суд разрешает именно в рамках указанных палат. Однако если дело представляет повышенные трудности или имеет важное значение, то Суд вправе рассмотреть его в рамках Большой палаты. Кроме того, Суд обязан передать дело в Большую палату по требованию государства-члена или института Союза, являющихся сторонами по делу (например, если рассматривается иск Комиссии к Ирландии, то и истец, и ответчик могут потребовать его разбирательства в Большой палате). Большая палата - новое подразделение Суда Европейских сообществ, образованное в 2003 г. в соответствии с поправками Ниццкого договора. Она является своеобразным президиумом этого института: Председатель Суда плюс председатели палат по пять судей, а также другие члены, занимающие места в Большой палате в порядке ротации, - всего 13 человек. Лишь в том случае, когда дело признано Судом в качестве имеющего "исключительную важность" (ст. 16 Статута), оно рассматривается на пленуме, т.е. Судом в полном составе (27 судей). В рамках пленума Суд должен также разбирать дела об отрешении от должности Омбудсмана, членов Европейской комиссии и Счетной палаты. Внутренняя организация Трибунала первой инстанции сходна с Судом, однако здесь допускается рассмотрение некоторых категорий дел единолично судьями. В Суде Европейских сообществ принцип коллегиальности не знает исключений. Внутренняя организация Трибунала по делам публичной службы включат в себя пленум и палаты из трех или пяти судей. Здесь также допускается разрешение дел судьями единолично.
|