Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк
Экономический и валютный союз - особая сфера компетенции Европейского сообщества, в рамках которой ЕС осуществляет координацию всей экономической политики государств-членов (экономический союз) и проводит единую денежно-кредитную политику на основе единой валюты - евро (валютный союз). Наряду с традиционными политическими институтами (Европарламент, Совет, Комиссия) управление в рамках этой сферы осуществляют специализированные органы ЕС и государств-членов, прежде всего Европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком. Консультативные и наблюдательные функции возложены на Экономический и финансовый комитет. Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк В связи с введением в ЕС единой валюты евро была проведена реорганизация "денежной власти" государств-членов, а ее носители (центральные банки) были объединены друг с другом в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) во главе с новым органом Союза - Европейским центральным банком (ЕЦБ). ЕСЦБ, таким образом, включает в себя 28 элементов: 27 национальных центральных банков и Европейский центральный банк. Однако из-за того что на единую валюту в силу разных причин смогли перейти не все государства-члены (см. вопрос N 108), полноправными участниками данной системы выступают центральные банки лишь тех стран, которые вошли в "зону евро" (в 2010 г. - 16 стран). Ввиду этого обстоятельства внутри ЕСЦБ выделяется Евросистема: Европейский центральный банк плюс 16 центральных банков стран "зоны евро"*(88). Остальные центральные банки входят в ЕСЦБ в основном с совещательным статусом, а их руководители не участвуют в принятии решений в рамках единой денежно-кредитной политики. Главной целью ЕСЦБ служит поддержание стабильности цен, а ее основными задачами выступают: - определение и претворение в жизнь денежной политики Сообщества; - проведение валютных операций; - хранение официальных валютных резервов и управление ими; - содействие надлежащему функционированию платежных систем (ст. 105 Договора о ЕС; ст. 2-3 Протокола "Об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка"). Важнейшим принципом правового статуса ЕСЦБ является принцип независимости, который распространяется на Европейский центральный банк и на центральные банки всех государств-членов (ст. 105 Договора о ЕС). Европейский центральный банк - ключевой элемент ЕСЦБ, который обладает широкими властными полномочиями, включая наложение штрафов на предприятия. К исключительной компетенции ЕЦБ относится санкционирование эмиссии денежных знаков евро (ст. 106 Договора о ЕС). ЕЦБ реализует свои полномочия путем издания регламентов и решений в форме ориентиров и указаний для национальных центральных банков. Он может также принимать рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы. Высшим должностным лицом ЕЦБ является Председатель, которому помогает в работе вице-председатель. Указанные должностные лица плюс четыре других члена составляют Дирекцию*(89) - орган текущего управления Европейского центрального банка. Члены Дирекции назначаются сроком на восемь лет по общему согласию правительств государств-членов, входящих в "зону евро". После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) членов Дирекции будет назначать Совет Европейского Союза на основании квалифицированного большинства (государства-члены утрачивают право вето). В голосовании, как и в настоящее время, будут участвовать представители правительств только тех государств-членов, которые перешли на единую валюту "евро". Главным внутренним органом ЕЦБ выступает Совет управляющих*(90), в состав которого по должности входят члены Дирекции и руководители (управляющие) центральными банками стран "зоны евро". В целях координации денежной политики, проводимой в рамках "зоны евро", с центральными банками стран, не перешедших на единую валюту, в структуре ЕЦБ образован еще один коллегиальный орган - Общий совет*(91). В него входят Председатель, вице-председатель ЕЦБ и руководители всех без исключения центральных банков государств-членов. Европейский центральный банк наделен статусом юридического лица, и в этом качестве располагает собственным уставным капиталом и резервами. Экономический и финансовый комитет - орган, помогающий Совету и Комиссии в осуществлении координации экономической политики государств-членов, в том числе в контроле за состоянием их бюджетов. Данный Комитет, в частности, дает указанным институтам свои заключения (по их запросу или по собственной инициативе); следит за экономическим и финансовым положением государств-членов, предоставляя об этом доклад Совету и Комиссии; выполняет по поручению Совета подготовительные и консультативные задачи; производит не реже одного раза в год анализ ситуации в области движения капиталов и свободы платежей в Сообществе (ст. 114 Договора о ЕС). В состав Комитета входят лица, назначаемые государствами-членами, Комиссией и Европейским центральным банком (по два человека от каждого). Члены Комитета должны обладать "исключительной компетентностью в экономической и финансовой сфере" (ст. 2 Решения Совета "О порядке формирования Экономического и финансового комитета") и осуществлять свои функции "в общих интересах Сообщества" (ст. 3 Статута Экономического и финансового комитета, утвержденного решением Совета от 31 декабря 1998 г.). Руководит работой Экономического и финансового комитета Председатель, избираемый членами Комитета сроком на два года. 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза. ЕВРОПОЛЕвропейское полицейское ведомство, или Европол (Europol) , - учреждение Европейского Союза, которое осуществляет координацию и оказывает помощь деятельности полицейских служб государств-членов в сфере предотвращения и расследования тяжких преступлений, затрагивающих интересы двух и более стран. Его статус первоначально был закреплен в специальной (дополнительной) конвенции между государствами-членами, подписанной в 1995 г. и вступившей в силу в 1998 г., - Конвенции "О создании Европейского полицейского ведомства" (краткое название: "Конвенция о Европоле"). В 2009 г. текст Конвенции был заменен одноименным нормативным актом Совета Европейского Союза: Решением Совета от 6 апреля 2009 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)". В настоящее время деятельность Европола концентрируется в основном на информационной поддержке мероприятий по борьбе с преступностью путем сбора, передачи и обработки соответствующих данных. Для этого в государствах-членах созданы национальные отделы, отвечающие за контакты с Европолом, и каждое из них направляет в Европол своих офицеров по связи. В соответствии с Решением о создании Европейского полицейского ведомства 2009 г. Европол также наделен рядом важных дополнительных полномочий, в частности: - правом откомандировывать своих сотрудников для участия в работе совместных следственных бригад, формируемых государствами-членами; - правом направлять государствам-членам официальные запросы о возбуждении уголовных дел, а также о проведении и координации расследований по определенным уголовным делам. В случае отказа государства-члены обязаны направлять Европолу мотивированный ответ. Главным внутренним органом Европола служит Административный совет, состоящий из представителей государств-членов (собирается не реже двух раз в год). Текущее управление осуществляет директор, назначаемый на четыре года Советом Европейского Союза. В 2003 г. министры внутренних дел пяти крупнейших стран Европейского Союза (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции) выступили с предложением усилить полномочия Европола, что может со временем привести к преобразованию его в правоохранительное учреждение, подобное Федеральному бюро расследований США [ 3, с. 83]. ЕВРОЮСТЕвроюст (Eurojust) – учреждение Европейского Союза, созданное для координации работы национальных прокуратур и иных ведомств государств-членов, которые осуществляют уголовное преследование и/или расследование уголовных дел. Компетенция Евроюста распространяется на более широкий круг противоправных деяний, чем компетенция Европола (к ней дополнительно отнесена, например, экологическая преступность).Правовой статус данного органа закреплен в Решении Совета от 28 февраля 2002 г. "О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью". В соответствии с указанным Решением в состав Евроюста входят по одному "национальному члену, откомандированному каждым государством-членом... и являющемуся по должности прокурором, судьей или офицером полиции с аналогичными прерогативами" (ст. 2). Национальные члены выступают уполномоченными представителями своих стран. Они обеспечивают постоянное взаимодействие органов уголовного преследования разных государств - членов Союза. В содержание полномочий национальных членов входит право обращаться к компетентным органам своего и других государств-членов с ходатайствами о начале расследования или возбуждении уголовного преследования, о создании совместных следственных групп, передача запросов о правовой помощи по уголовным делам и др. В то же время каждое государство самостоятельно определяет характер и объем судебно-правовых полномочий своего национального члена на собственной территории (например, может ли он давать обязательные распоряжения местным правоохранительным органам, обладает ли правом доступа к их банкам данных и т.д.). В некоторых случаях, например когда расследование преступления (преступлений) имеет значение для Союза в целом, Евроюст может действовать в лице коллегии, объединяющей всех национальных членов. Коллегия Евроюста избирает одного из национальных членов Председателем, которого затем утверждает в должности Совет Европейского Союза. Для текущего управления Евроюстом коллегия назначает административного директора. Советом Европейского Союза принято Решение от 14 декабря 2008 г. "Об усилении Евроюста", которое вносит множество изменений и дополнений в вышеупомянутое Решение от 28 февраля 2002 г. В частности, предусмотрено создание в рамках Евроюста "постоянного координационного механизма" (франц. dispositif permanent de coordination), который будет обеспечивать доступность этого органа в круглосуточном режиме для оказания помощи компетентным инстанциям государств-членов. Также расширяются полномочия национальных членов Евроюста [ 3, с. 84].
|