Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



VIII. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ



Физиологические и психические основания эмоций

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Понятия "чувства" и "эмоции" означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Он нередко подчиняет и сознательно ущемляет органические потребности ради более высоких, специфически человеческих духовных потребностей. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

 

Функции эмоций

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как облегчение. Следует, однако, помнить, что с жизненным опытом люди, как правило, приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие. Поэтому для распознавания эмоций, действительно переживаемых человеком в данный момент, необходимо наблюдать за проявлениями эмоций в различных ситуациях.

Как любое психологические явление, эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений. Здесь выделяют такие характеристики: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.

8.3. Индивидуальные проявления эмоций

Фазностъ характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Прежде всего это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.

Полярность - это противоположность переживаемых чувств. Например, для чувства радости полярным будет печаль, для удовольствия - страдание, для любви - ненависть.

Такое качество, как выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с незнакомыми предметами деятельности. Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние - активное или пассивное - вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от греческого слова "стенос" - сила) и астенические ("астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием. Различают три пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрешение, возбуждение - успокоение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания "приятного" и "неприятного" развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание удовольствия, чем неудовольствия, и поэтому поощрение - более сильное воспитательное средство, чем наказание.

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).

 

Виды эмоций

Чувства обычно классифицируют по содержанию (моральные, интеллектуальные, эстетические) и по силе стремления к объекту (страсти и увлечения).

Моральные,или нравственные, чувства - это чувства в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам человека относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением - системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это - радость искания при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического.

Чувства могут быть квалифицированы не только по их содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единой цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Будучи выражением глубоко избирательного отношения личности к миру, страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества, - положительные. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные.

Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть. Увлечение может перерасти в страсть и может существовать рядом с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений особо выделяются эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.

 



Просмотров 1753

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!