Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Индивидуальные особенности характера



Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу таких структурных свойств относятся: степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, активность и сила характера.

Степень глубины как качество структуры характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности.

Более глубокими свойствами характера являются те, которые определяются центральными отношениями личности, и поэтому они связаны с очень широкой системой других свойств.

Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.

Под уровнем притязаний понимается характеристика личности, определяемая мерой трудности целей и задач, которые личность выбирает и ставит перед собой в той или иной деятельности.

Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о его определенности. Об устойчивом характере говорят тогда, когда поведение человека во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности этого человека.

Активность характера проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии.

Сила характера выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные перед собой цели, в последовательности действий и упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

Системы взаимосвязанных психических свойств называют симптомокомплексами. Взаимосвязаны друг с другом такие свойства характера, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности. В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

· 1) отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);

· 2) черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

· 3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

· 4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

 

Акцентуация характера

Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера- это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (П. Ганушкин, Э. Кречмер, К. Леонгард, А. Личко и др.). Однако описания акцентуированных черт в значительной степени оказываются идентичными.

Наиболее известной в отечественной психологии является классификация, предложенная А. Личко. Особое внимание он обращает на подростковый возраст, который является периодом становления характера. В этом возрасте формируется большинство характерологических типов, ввиду чего различные типологические варианты нормы (акцентуации характера) выступают наиболее ярко, так как черты характера подростка еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Личко, выглядит следующим образом:

· 1. Гипертимныйтип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. У них нередко возникают конфликты со взрослыми, родителями и педагогами. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхностны и быстро проходят.

· 2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатиям. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

· 3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они "способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач". От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

· 4. Астеноневротическийтип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость и раздражительность проявляются при выполнении трудной умственной работы.

· 5. Сензитивныйтип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки, открыты и общительны бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях компенсируют выбором сложных видов деятельности при повышенном усердии.

· 6. Психиастеническийтип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность - со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

· 7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко внешне демонстрируют безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

· 8. Эпгшептоидныйтип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты-жестокость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ.

· 9. Истероидныйтип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют большее внимание, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

· 10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем, без разбора, а также к безделью и к праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

· 11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - "быть, как все". Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет "моральное" оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Задание для самостоятельной работы №1.

Установить тип акцентуации характера Вашей личности. Оборудование: тест-опросник Леонгарда-Шмишека, состоящий из 88 вопросов, бланк ответов, ручка или карандаш.

Методика исследования

Инструкция: "Вам предлагается тест, позволяющий установить акцентуации характера личности на основе выделенных К. Леонгардом 10-ти типов акцентуированных личностей (в отличие от А. Личко, который, как известно, выделил 11 типов). Тест содержит 88 вопросов. Рядом с номером вопроса поставьте знак "+" (да), если согласны, или "-" (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь".

Опросник

· 1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

· 2. Восприимчивы ли вы к обидам?

· 3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

· 4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

· 5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

· 6. Считаете ли, что ваше настроение может меняться от глубокой радости до глубокой печали?

· 7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

· 8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

· 9. Серьезный ли вы человек?

· 10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

· 11. Предприимчивы ли вы?

· 12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидел?

· 13. Мягкосердечный ли вы человек?

· 14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

· 15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

· 16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собакой?

· 17. Считаете ли вы других людей достаточно требовательными друг к другу?

· 18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

· 19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

· 20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

· 21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

· 22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

· 23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

· 24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

· 25. Смогли бы вы убить человека?

· 26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

· 27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

· 28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

· 29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

· 30. Быстро ли вы можете разгневаться?

· 31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

· 32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

· 33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

· 34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

· 35. Влияет ли на вас вид крови?

· 36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

· 37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

· 38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

· 39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

· 40. Являетесь ли вы общительным человеком?

· 41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

· 42. Убегали ли вы ребенком из дома?

· 43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

· 44. Бывали ли у вас конфликты, неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

· 45. Можно ли сказать, что при неудачах вы не теряете чувство юмора?

· 46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

· 47. Любите ли вы животных?

· 48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?

· 49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

· 50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

· 51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

· 52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

· 53. Много ли вы общаетесь?

· 54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?

· 55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

· 56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

· 57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?

· 58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

· 59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

· 60. Трудно ли вам ночью пойти на кладбище?

· 61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

· 62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

· 63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

· 64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?

· 65. Часто ли вы смеетесь?

· 66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

· 67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

· 68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?

· 69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

· 70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

· 71. Пугливы ли вы?

· 72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на "седьмом небе", хотя объективных причин для этого нет?

· 73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

· 74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

· 75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

· 76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий промежуток времени?

· 77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

· 78. Переносите ли вы злость длительное время?

· 79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

· 80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

· 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

· 82. Часто ли вы видите страшные сны?

· 83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

· 84. Становитесь ли вы радостным и веселым в окружении?

· 85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

· 86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

· 87. Предпочитаете ли вы молчать (да) или вы словоохотливы (нет)?

· 88. Могли ли вы, если пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Обработка результатов

При совпадении ответа с ключом ответу присваивается один балл.

Ключ

1.Демонстративность/демонстративный тип : "+" : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73,85,88."-":51.
Сумму ответов умножить на 2.

2.Застревание/застревающий тип:"+" : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
"-":12,46,59.
Сумму ответов умножить на 2.

3.Педантичность/педантичный тип:" + " : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
"-":36.
Сумму ответов умножить на 2.

4.Возбудимость/возбудимый тип:"+" : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,. 86.
Сумму ответов умножить на 3.

5.Гипертимность/гипертимный тип:"+" : 1,11,23, 33,. 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.

6.Дистимность/дистимический тип:"+" :9, 21,43, 75, 87.
Сумму ответов умножить на 3.

7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:"+":16,27,38,49,60,71,82.
"-":5.
Сумму ответов умножить на 3.

8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:"+":10,32,54,76.
Сумму ответов умножить на 6.

9.Эмотивность/эмотивный тип:"+":3,13,35,47,57,69,79."-":25.
Сумму ответов умножить на 3.

10.Циклотимность/циклотимный тип:"+":6,18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же, на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля личностной акцентуации".



Просмотров 3543

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!