Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Краткий ориентировачный тест



· 1. Одиннадцатый месяц года - это: 1 - октябрь, 2 - май, 3 - ноябрь, 4 - февраль.

· 2. "Суровый" является противоположным по значению слову: 1- резкий, 2 - строгий, 3 - мягкий, 4 - жесткий, 5 - неподатливый.

· 3. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как обоняние и нос: 1 - сладкий, 2 - язык, 3 - запах, 4 - зубы, 5 - чистый.

· 4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 1 - определенный, 2 - сомнительный, 3 - уверенный, 4 - доверие, 5- верный.

· 5. Ответьте "Да" или "Нет". Сокращение "н. э." означает: "нашей эры" (новой эры)?

· 6. Какое из следующих слов отлично от других: 1 - петь, 2 - звонить, 3 - болтать, 4 - слушать, 5 - говорить?

· 7. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову: 1 - незапятнанный, 2 - непристойный, 3 - неподкупный, 4 - невинный, 5 - классический.

· 8. Какие из приведенных ниже пар являются полностью идентичными?

Sharp M.C. Sharp M.C.
FilderKH. FilderE.N.
Connor M.G. , Conner M.G.
Woesner O. W. Woerner O. W.
Soderquist P.E. Soderquist B.E.

· 9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову: 1 - очевидный, 2 - явный, 3 - недвусмысленный, 4 - отчетливый, 5- тусклый.

· 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 550 долларов, заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

· 11. Слова "стук" и "сток" имеют: 1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.

· 12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько стоит 1,5 дюжины?

· 13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

· 14. "Близкий" является противоположным слову: 1 - дружеский, 2 - приятельский, 3 - чужой, 4 - родной, 5 - иной.

· 15. Какое число является наименьшим: 6 0,7 9 36 0,31 5?

· 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
Есть Соль Любовь Жизнь

· 17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

 

· 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

· 19. "Восходить" и "возродить" имеют: 1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.

· 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если не правильно - Н. Мхом обороты камень набирает заросший.

· 21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:

1.Держать нос по ветру.

2.Пустой мешок не стоит.

3.Трое докторов не лучше одного.

4.Не все то золото, что блестит.

5.У семи нянек дитя без глаза.

· 22. Какое число должно стоять вместо знака "?":

73 66 59 52 45 38 ?

· 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в : 1 - июне, 2 - марте, 3 - мае, 4 - ноябре.

· 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Все передовые люди - члены партии.
Все передовые люди занимают крупные посты.
Некоторые члены партии занимают крупные посты.

· 25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 секунд?

· 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.

· 27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 руб. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 коп.?

· 28. "Расстилать" и "растянуть". Эти слова: 1 - схожи по смыслу, 2- противоположны, 3 - ни схожи, ни противоположны.

· 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было получить квадрат

· 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1- верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.

· 31. Автомобиль "Жигули" стоимостью 2400 руб. был уценен во время распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

· 32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:

· 33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

· 34. Значения следующих двух предложений: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны. Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

· 35. Увеличивать и расширять. Эти слова 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

· 36. Смысл двух английских пословиц: 1 - схож, 2 - противоположен, 3 - ни схож, ни противоположен. Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину.

· 37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

· 38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему смыслу: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

· 39. Если бы полкило картофеля стоило 0,0125 руб., то сколько килограммов можно было бы купить за 50 коп?

· 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

· 41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются: 1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.

· 42. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?

· 43. Следующие две фразы по значению: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны. Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.

· 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

· 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место:
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?

· 46. Три партнера по акционерному обществу "Интенсивник" решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. - 3500 руб., П. - 200 руб. Если прибыли составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

· 47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

· 48. Значение следующих фраз: 1 - сходно, 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно. Лес рубят, щепки летят. Большое дело не бывает без потерь.

· 49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

 

· 50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего -1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

Обработка результатов

Цель обработки результатов - определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Его подсчитывают по количеству правильно решенных задач. Верные ответы представлены в таблице 8.

Анализ результатов

Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней (табл. 1).

Таблица 1

№ Задания Ключ № Задания Ключ № Задания Ключ № Задания Ключ
1. 14. 27. 40. 1/8
2. 15. 0,31 28. 41.
3. 16. НИ 29. 2-13 42.
4. ДА 17. 30. 43.
5. 18. 31. 44.
6. 19. 32. 1,2,4 45. 1/10
7. 20. Н 33. 46.
8. 21. 3,5 34. 47. 4,5
9. 22. 35. 48.
10. 23. 36. 49.
11. 24. 37. 4,8 50.
12. 2,7 (270) 25. 1500 (15) 38.    
13. 26. 39.    

 

Таблица 2

Величина показателя Ип Уровень общих умственных способностей
13 и меньше Низкий
14-18 ниже среднего
19 – 24 Средний
25 – 29 выше среднего
30 и больше Высокий

 

 

Задание для самостоятельной работы №2

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1.Способности - это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают ... ее выполнения.

2.Способности формируются и проявляются только в ... , причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

3.... могут в большей или меньшей мере способствовать развитию ... так же, как суглинок или чернозем в разной степени благоприятны для развития растений. Но что именно вырастет из семени - яблоня или слива - зависит не от почвы, а от того, какое ... было брошено.

4.О способностях говорят как об ...-... особенностях, т.е. выделяют такие способности, которые имеют ... природу и ... варьируют.

5.Устанавливая связь способностей с ... выполнением ... , мы ограничиваем круг ...-... особенностей теми, которые обеспечивают эффективный

Задание для самостоятельной работы №3

 
 

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 

1.а) личность - б) способности;

2.а) задатки - б) способности;

3.а) способности - б) знания;

4.а) талант - б) деятельность;

5.а) способности - б) отражение;

6.а) гениальность - б) талант;

7.а) задатки - б) мозг.

Задание для самостоятельной работы №4

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ПСИХИЧЕСКОЕ : ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

Способность : ... (талант, задатки, мастерство, субъективное, безусловно-рефлекторное, объективное, активное)

2. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Способности : ... (характер, задатки, специальные способности, мастерство, одаренность, деятельность)

Задание для самостоятельной работы №5

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Способности определяются как... а) индивидуально-психологические особенности человека; б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности; в) особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам; г) функциональные органы человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей... а) формируются прижизненно; б) многозначны; в) направлены на содержание конкретной деятельности; г) приобретаемы в процессе жизнедеятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Качественная специфика отдельных способностей объясняется... а) общим свойством способности; б) обусловленностью другими способностями; в) задатками; г) воспитанием; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №6

Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что - нельзя и почему.

Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к волевой регуляции поведения; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к игре на органе; способность к быстрому счету в уме; способность к языкам; способность к стихосложению; ораторские способности; педагогические способности; способности к кулинарии; способность к построению абстрактных мысленных конструкций; способность к комбинированию пространственных образов; способность к синтезу образного материала; способность к труду; способность к рефлексии; способность к общению с помощью языка; способность к саморазвитию.

Задание для самостоятельной работы №7

Продолжите следующие высказывания.

1.Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией...

2.Чтобы способности реализовались, необходимо...

3.Нельзя говорить о наличии способностей к рисунку, если человека...

4."Неспособность" к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек...

5.При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются...

6.Способность - это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе...

7.Задатки многозначны: один и тот же задаток может...

Задание для самостоятельной работы №8

В приведенных примерах выделите условия, способствующие развитию способностей.

1.Отец и мать Коли - художники. Ребенок часто наблюдал их работу, стремился "помочь" им. С раннего детства много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал все, что поражало его воображение, будило в нем чувство. Oн много наблюдал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлекся красками, цветом, поисками собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлеченно. В деревне не ленился вставать ранним утром, чтобы написать восход солнца или пастушка в поле, не упускал случая сделать этюд при луне. Коля прилежно учился в средней художественной школе. (По Е. П. Ересь)

2.Ю. Б. Гиппенрейтер приводит пример раннего, в 3,5 года пробуждения интереса к числам. Едва с ними познакомившись, ребенок проводил много времени за пишущей машинкой, печатая последовательно числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сложения и вычитания, практически не задерживаясь, как другие дети, в пределах десятка. В окружении его привлекало все то, что можно было измерить или выразить числами: возраст и годы рождения родственников, вес, температура, расстояния, количество страниц в книгах, цены, железнодорожные расписания и пр. По всем этим поводам он активно спрашивал, переживал, размышлял. Персонажами его воображаемых игр становились числа, которым он приписывал свой характер и поведение. Он сам "открыл" отрицательные числа, операцию умножения.

3.Ученицу Зину в I классе все считали тупой и бездарной: она не умела связно говорить, не знала, сколько на руках пальцев. Особенно трудно давалась ей арифметика: не умела считать даже до четырех и не имела никакого представления об отвлеченном числе, не умела производить никаких действий над числами. Складывалось впечатление, что у девочки нет памяти и отсутствует сообразительность. Учительница нашла метод, при помощи которого Зина усвоила состав и названия чисел. Учительница заметила, что девочка твердо помнит названия букв. Тогда она решила каждую цифру, начиная с трех, обозначить начальной буквой и составила таблицу из рисунков, цифр и букв - наверху нарисовала морковки, под каждым рисунком - цифру, соответствующую количеству нарисованных морковок, и под ней букву, с которой начиналось название нарисованной цифры. Девочке давалось задание найти соответствующее число. После недельных упражнений она усвоила состав и названия чисел, могла их называть и показывать без букв. Ощутив результаты своего труда, Зина начала упорно работать и поверила в себя. Учительница пристально следила за ее успехами и поощряла девочку. Зина научилась настойчивости, умению преодолевать трудности. Она сравнялась с классом и не отличалась по способностям от сверстников. (По Е. П. Ересь)

4.Мальчик попросил отца купить игрушечное паровое судно. Отец оттягивал покупку и предложил сыну самому построить модель парусной лодки, что и было сделано с небольшой помощью отца. Но лодка перевертывалась в воде. Мальчик стал доискиваться причины. Отец объяснил, что для постройки лодки надо знать законы механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно вглядываться в рисунки и чертежи кораблей. Повысился его интерес к черчению и физике. Он построил ряд моделей, и они уже не перевертывались. Появился интерес к военной истории и морским сражениям. В старших классах мальчика всерьез заинтересовали законы судостроения, которые он умело применял в моделировании кораблей. (По П. М. Якобсону)

 

Задание для самостоятельной работы №9

Способности часто становятся основанием для построения "типологии личностей". И. П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и среднего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания, сгруппируйте их так, чтобы получить целостную характеристику павловских типов.

1.Лица ... типа общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей "выразительных качеств", так и в умственной деятельности.

2.Лица ... типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу.

3.Эмоционально люди ... типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ.

4.При выборе деятельности лица ... типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше "умом, чем сердцем".

5.О людях... типа принято говорить, что они больше "живут сердцем, а не умом".

6.Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмоций облегчают представителям ... типа освоение творческих видов деятельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра и т.п.).

7.При выборе профессии у лиц ... типа преобладает склонность к выразительной деятельности, и именно в этих областях, они добиваются наибольших успехов.

8.... тип отличается преобладанием второй сигнальной системы (преобладание сигнала сигналов - речи) над первой, корковой деятельности над подкорковой.

9.В мышлении лиц ... типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность.

10.Для представителей ... типа характерны бедность эмоционального реагирования, сдержанность, суховатость в общении.

11.Склонность людей ... типа к абстракциям, легкость логических построений, тяготение к обобщениям, теоретизированию, детальному, скрупулезному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами).

12.Для ... типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы нал второй, подкорковой деятельности над корковой.

Задание для самостоятельной работы №10

Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?

Любопытный джентльмен хотел выяснить - кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских врат джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу.

- Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником.

- Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех.

Задание для самостоятельной работы №11

Какие из признаков хороших способностей (легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творчества в деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности и т.д.) можно наблюдать в следующих примерах?

1.Софья Ковалевская, не зная еще первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Софья Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии. (По А. Г. Ковалеву, В. Н. Мясищеву)

2.В 1969 г. в Киевском университете самым популярным из нескольких тысяч студентов был двенадцатилетний Саша Дворяк. Он успешно выдержал конкурсные экзамены и учился на I курсе механико-математического факультета.Уже в четыре года он умножал, делил, извлекал корни, все устно; писать еще не умел. В школу он поступил семи лет, сразу во II класс, где занимался только месяц, в III классе учился, как все. За VI класс сразу сдавал экзамены. Среднюю школу закончил за пять лет с серебряной медалью. (Р. Зайцев)

3. Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой, он стал знакомиться с "Началами геометрии" Лежандра.

Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше. Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказать. Скоро он мог пропускать доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто он знает геометрию очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал "Начала геометрии" и усвоил этот курс геометрии, рассчитанный на два года занятий, за два дня. (Л. Инфелъд)

Задание для самостоятельной работы №12

Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?

1.Рафаэлем может стать только тот, "в ком сидит Рафаэль", но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.

2.Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т.д. способностей... Развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности... совершенно независимо от влияний внешней среды.

3.Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

4.Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

5.Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

Задание для самостоятельной работы №13

Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1.Делать легко то, что для других трудно, - это талант; делать то, что для таланта невозможно, - это гений. (Амьель)

2.Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. (Бюффон)

3.Гений - это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. (Жубер)

4.Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)

5.Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. (Эмерсон)

6.Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли. (Досси)

7.Талант - дар, над которым властвует человек; гений - дар, властвующий над самим человеком. (Лоуэлл)

8.Талант работает, гений творит. (Шуман)

9.Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений. (Дидро)

Задание для самостоятельной работы №14

Прокомментируйте приведенные факты с точки зрения происхождения или формирования способностей. В какой мере способности соотносятся с развитием и воспитанием?

1. В Англии каждый ребенок в 11 лет подвергается испытанию на коэффициент умственной одаренности (IQ), после чего одних детей определяют в школы, дающие возможность получить широкое образование, других - в школы, которые готовят детей к производственной деятельности.

2.Японский педагог Судзуки готовит скрипачей. В его школу принимаются все дети без отбора. То же делал в 1960-х годах преподаватель Химкинской музыкальной школы М. П. Кравец, отбиравший себе самых неспособных в музыкальном отношении детей и иногда доводивший их до уровня учащихся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

3.А. Р. Лурия наблюдал за развитием однояйцевых близнецов-дошкольников. Их по-разному учили играть со строительным материалом. В результате у одного из близнецов постройки были сложнее, разнообразнее и оригинальнее.

4.А. Н. Леонтьев путем индивидуальной тренировки восстанавливал процесс "внутреннего пения", нарушенный у людей, не имеющих музыкального слуха, и тем самым "делал слух".

5.Было замечено, что очень многие студенты, успешно и творчески занимающиеся математикой, поступили в университет после окончания одной и той же школы, где учились у одного и того же педагога-математика.

6.Некоторые ученые-биологи считают, что назрела необходимость решить проблему создания богатой человеческой натуры путем пересадки ядер половых клеток. (По В. С. Мерлину)

Задание для самостоятельной работы №17

Из приведенных родительских реплик выделите те, которые могут указывать на проявления одаренности, и объясните свой выбор. Выделите обобщенные психологические показатели - спутники возможной одаренности.

"Он все замечает", "Он очень быстрый", "Он очень ловкий", "Куда он только не влезет", "Он любит играть со словами", "Он после двух раз все сказки слово в слово повторяет", "Он с трех лет пристрастился к чтению", "Он терпеливый", "Он задает миллион вопросов", "Он очень послушный", "Он терпеть не может запретов", "Он вежливый", "Он очень упорный", "Он всегда чем-нибудь занят", "Он может поставить в тупик своими вопросами", "У него всегда полно всяких увлечений", "Он легко может сам себя занять", "Он схватывает на лету", "Часами может корпеть над одним и тем же", "У него большой словарный запас", "Он спокойный", "Он всегда во все вмешивается со своими советами", "Он очень аккуратный", "Он раздражается, если что-то не получается", "Он никогда не сидит на месте", "Он шустрый", "Он самостоятельный", "У него обостренное чувство справедливости", "Он любит разбирать вещи на части", "Он жалостливый", "Он всегда делает работу тщательно".

Задание для самостоятельной работы №18

Познакомьтесь с примерами проявления художественных способностей, приведенными Э. Фроммом. Есть ли разница между "вспыхиванием" способности во взрослом возрасте и ее становлением с детства?

1. Пожилая женщина, оставшись одна, наедине с инвалидной коляской, неожиданно для себя начала рисовать. Это занятие занимало ее весь день. Из-под ее карандаша и кисти выходили рисунки, которыми могли бы похвалиться любые начинающие художники. Бумага и карандаш были единственным общением для нее. Все свои переживания за свою трудную жизнь она отражала в своих рисунках.

2. Японский художник Хокусай писал: "С шести лет мною владела страсть к рисованию, изображению различных форм. К пятидесяти годам у меня было сделано бесчисленное количество рисунков; но все, что я сделал к семидесяти, не стоит внимания. Только в семьдесят три я кое-что узнал о действительном строении природы - животных, растений, птиц, рыб и насекомых. Потом, когда мне будет восемьдесят, я узнаю еще больше; а в девяносто я постигну тайный смысл вещей; в сто - я безусловно достигну поразительных высот; а когда мне будет сто десять лет, все, что я ни нарисую, хоть линию, хоть точку, - все это будет живым, будет дышать жизнью".

Задание для самостоятельной работы №19

Ниже приведены расхожие мнения об одаренных детях. Прокомментируйте каждое из них с точки зрения истинности или ошибочности. Попробуйте определить источник возникновения подобных установок в отношении талантов.

1. Талант всегда пробьет себе дорогу.

2. Все талантливые дети страдают от неблагоприятного образа "Я", ощущения собственной неадекватности и низкой самооценки.

3. В малоимущих (неполных, конфликтных, деревенских, рабочих и т.п.) семьях таланты рождаются реже, чем в материально обеспеченных (полных, благополучных, городских, интеллигентных).

4. На детях знаменитостей природа отдыхает.

5. Способный ребенок, как правило, одарен не в одной, а в нескольких областях знаний и умений.

6. В раннем возрасте дети часто скрывают свои способности, стараясь быть "как все", поскольку значимые взрослые хвалят их именно за это.

7. Школа предпочитает иметь дело с отстающими, а не с одаренными детьми.

8. В "средней" среде способности ребенка легко затухают.

9. Сенсорные недостатки (слепота, глухота), нарушения речевого развития являются непреодолимыми препятствиями для развития способностей.

10.Плохое преподавание, формально реализуемые учебные программы и неквалифицированные учителя уничтожают способности ребенка.

11.Талантливые дети всегда невротики.

12.Одаренные дети предпочитают иметь дело с людьми старшего возраста, а не со сверстниками.

13.Для одаренных личностей характерна внутренняя потребность в совершенстве.

14.Одаренные дети более уязвимы, чем "обычные".

15.Одаренные дети часто сталкиваются с враждебностью окружающих.



Просмотров 7315

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!