Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Двигательную, образную и вербальную



В психике человека существует большое количество репрезентационных механизмов, в зависимости от личностных особенностей их соотношение различно. В соответствии с решаемой задачей одна и та же действительность может быть репрезентирована с помощью различных схем: действенных, образных, словесных, взаимоотношенческих и т.д. В человеческом мировосприятии обязательно участвуют различные репрезентационные механизмы, которые каждый человек строит самостоятельно в ходе решения различных жизненных задач, но использует при этом обобщенные схемы, существующие в его культуре. Каждое общество располагает своеобразными языками, в "словари" которых входят совокупности обобщенных действий, образов, форм взаимоотношений между людьми, и усвоить эти языки — сложнейшая задача, решаемая каждым человеком в ходе его развития и социализации.

Основная форма общения между людьми — словесная; у современных людей наибольшую роль в этом играют схемы вербальной репрезентации. В некоторых теориях, отражающих общие закономерности развития психики, они рассматриваются в качестве единственных опосредующих механизмов. Так, согласно культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, человек рождается с набором "натуральных" психических функций, общих с животными. Это — непосредственное запечатление вместо специфических человеческих форм запоминания, мышление протекает как мысленное манипулирование элементами задачи, представленными в их чувственно воспринимаемых свойствах, как, например, у обезьян в исследованиях В. Келера и т.д. Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает человеческую речь, а именно совокупность значений слов, существующую в культуре, и правила синтаксиса, по которым эти слова объединяются в высказывания. В значениях зафиксирован общечеловеческий опыт создания обозначаемых предметов, отражены их общие и существенные свойства, а в синтаксисе предложений закреплены выявленные человечеством логические связи между элементами различных ситуаций. Человек включает эти значения в свои психические процессы в качестве инструментов, превращающих его изначально натуральные психические функции в высшие, вербально опосредованные. По Выготскому, вербальное мышление как высшая психическая функция представляет собой оперирование усвоенными словесными значениями по законам логики, также интериоризованным из синтаксиса речевых предложений. Л.С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики. Он считал его своеобразной элементарной единицей речи и мышления, отражающей их основные функции. Своим важнейшим открытием Выготский полагал выявление двух форм развития значения: макрогенеза — в филогенезе и в онтогенезе, когда человек усваивает значения и его речь становится осмысленной, а мышление — речевым, и микрогенеза — изменения значения "на пути от мысли к слову", т.е. в процессах порождения и понимания речевых высказываний. Описание этих процессов, изложенное в книге Выготского "Мышление и речь" (1934), более чем на 20 лет опережает открытие американскими исследователями Н. Хомским и Дж. Миллером генеративного принципа порождения речи, т.е. того, что развернутое речевое высказывание не строится по "цепному" принципу за счет прибавления нового слова к уже произнесенным, а постепенно как целое разворачивается из некой первоначальной ядерной структуры.

Язык - есть средство социолизации индивида; способ внешнего взаимодействия индивидов; общее знаковая система, организованная индивидуальными высказываниями.

Речь– «индивидуальное превращение» языка; функция и способность индивида; самовыражение конкретной личности; индивидуальный путь к языку.

Речь – обладает структурой, каждый ее элемент выступает единицей психологического анализа индивидуально речевой активности. К этим единицам относят: слово, фразу, высказывание, текст. Они образуют иерархическую строение речи. Если речь рассматривается с точки зрения развернутого вербального обмена и взамопонимание партнера, она обозначается как «дискурс».

Слово – есть знак, который конструируется процессом познаний. Словесные знаки языка универсальны, пригодны для опосредования любого индивидуального мышления. Различают конструкции внешние и внутрение речи.

В качестве основного механизма развития человеческой психики в теории Выготского рассматривается прямая интериоризация существующих в культуре словесных значений, а не самостоятельное построение субъектом собственных отражательных и регуляторных психических механизмов с использованием того, что существует в культуре. Это мешает последователям Выготского производить плодотворный анализ, например мыслительного процесса, суть которого — создание человеком чего-то нового, индивидуального, а не непосредственное вживление культурных образований по принципу "извне" — "внутрь".

Тем не менее словесное опосредование играет в человеческой психике очень большую роль. Переосмысление тех или иных событий в форме текстовдает возможность вместить в сравнительно небольшой объем весьма значительное содержание. Переосмысление ситуации, данной первоначально в чувственно-образном плане, в описывающее ее словесное высказывание позволяет поместить ее в сознание как элемент развитой иерархической структуры всевозможных текстов — описаний, сюжетов, точнее, даже просто отнести ее к тому или иному классу подобных описаний. Это, конечно, обедняет запоминаемую ситуацию, но позволяет сохранить ее в форме, фиксирующей наиболее важные ее аспекты. А вспоминая эту ситуацию, мы вновь наполняем ее чувственным содержанием, переопосредуем в образный план, но это содержание будет уже не конкретно пережитым, а также обобщенным, извлеченным из наших индивидуальных словарей образов, действий, отношений. С переходом к вербальным репрезентативным механизмам в ходе развития человека связан известный феномен "детской амнезии", заключающийся в том, что люди не помнят ничего, что было с ними примерно до трех лет. По всей видимости, запомненное в то время изложено на других репрезентационных языках, которые мы уже забыли, овладев речью и сделав основным нашим "хранилищем запомненного" иерархическую семантическую систему словесных значений. Или же мы не то чтобы это забыли, а просто эти знания актуализируются совсем в других формах, чем наши нынешние "воспоминания", они присутствуют в качестве "фундамента" наших более поздних знаний. Л. Н. Толстой писал, что 90% того, что мы знаем о мире, мы узнаем в эти самые ранние годы.

В психологии, лингвистике, и в других науках существуют многочисленные понятия, описывающие то, что обозначено тем или иным словом. Наибольший интерес представляет значение в широком смысле, т.е. все то, что связано в сознании человека или группы людей с данным словом, все, что включено в механизмы вербального опосредования. Исследованием значений занимается недавно сформировавшаяся наука психосемантика. В поле ее внимания также категориальные структуры человеческого сознания, используемые механизмы репрезентации.

Как же все-таки исследовать значение? Казалось бы, достаточно просто спросить человека, что значит то или иное слово. Но в своем ответе он назовет свойства, которые, с его точки зрения, понятны слушающему, т.е. являются "общими". Это, как правило, так называемые денотативные свойства, т.е. свойства обозначаемого, не зависящие от субъекта. Так мы проанализируем лишь степень усвоенности данным испытуемым общекультурного значения. Мы можем усложнить вопрос, попросив перечислить, для чего может быть использовано обозначаемое. В этом случае удастся выявить некоторые дополнительные свойства, связанные с теми деятельностями, в которые испытуемый включает то, что обозначает это слово. Но и в этом случае мы выявим только те компоненты индивидуального значения, которые испытуемый сможет нам передать словами в созданной нами коммуникативной ситуации. Огромный пласт невербализуемых деятельно опосредованных, эмоционально-оценочных компонентов значения окажется не вскрытым.

Задание для самостоятельной работы №1

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1.Речь, как и ... , есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в ... .

2.Процесс общения людей друг с другом посредством языка называется ... .

3.Язык - это система ... , необходимых для человеческого общения, мышления и воображения.

Слово имеет ... форму и ... содержание - ... .

4. Мысль существует в ... и выражается в ... .

5. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказывать не только о текущих, но также и ... или ... событиях.

6. Важнейшее отличие языка животных от человеческого состоит в отсутствии у него ... функции.

Задание для самостоятельной работы №2

Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?

1.Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.

2.Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.

Задание для самостоятельной работы №3

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 
 

1. а) личность - б) речь;

2. а) деятельность - б) речь;

3. а) общение - б) знаковые системы;

4. а) сознание - б) язык;

5. а) речь - б) мышление;

6. а) речь - б) язык;

7. а) слово - б) мысль;

8. а) знак - б) сознание.

Задание для самостоятельной работы №4

Выберите правильные варианты ответа из предложенных.

1.Речь - это... а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2.Человеческий язык характеризуется... а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие программы; б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях; в) ограниченной лингвистической компетентностью; г) отсутствием генетической фиксированности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3.Речь развивается в результате... а) интериоризации усвоенного языка; б) подражания "родительской модели"; в) генетического наследия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4.Звуковая единица речи - это... а) звук; б) слог; в) слово; г) фраза; д) текст; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

5.Внутренняя речь... а) свернута; б) эклектична; в) предикативна; г) эмоционально насыщена; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6.Язык животных характеризуется... а) наличием семантики; б) механизмом эмоционального заражения; в) открытостью знаковой системы; г) наличием семиотической функции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №5

Какие из указанных ниже факторов являются собственно речевыми?

Общительность; раздражительность; красноречие; грамматически бессвязная речь; заикание; речь с отсутствием коммуникативных средств

(жестов, мимики, телодвижений); контекстуальная речь; замкнутость; темп речи; грамматически "правильная", "полная" речь; непроизвольные высказывания; ораторское искусство; болтливость.

Задание для самостоятельной работы №6

Подумайте и объясните, что делает слово словом. Почему сочетания звуков "топор", "дом", "сахар", "пожар", "рука" являются словами, а сочетания "бопор", "зом", "рахса", "ражко", "хару" мы не считаем словами?

 

Задание для самостоятельной работы №7

Выскажите свое мнение относительно результатов описанного эксперимента. Как вы считаете, способны ли животные к: а) пониманию, б) говорению, в) созданию языка?

Главные претенденты на владение языком среди животных - человекообразные обезьяны. Но многочисленные попытки обучать их членораздельной речи были безуспешными. Теперь известно, что даже их голосовой аппарат не приспособлен к ней. Гораздо успешнее прошел эксперимент по обучению шимпанзе азбуке жестов для глухонемых, проведенный американскими психологами. К 5 годам обезьяна могла распознавать 350 жестов, 150 из которых могла правильно употреблять, "называя" предметы, а в новой ситуации спонтанно комбинировать жесты, выражая свои желания ("дай", "возьми"). В другом эксперименте азбуке глухонемых обучали гориллу. К 3 годам она использовала 170 слов, а к 6 - уже 350 и понимала 500. Для нее создали синтезатор громкой речи: нажимая на соответствующие клавиши, она "произносила" нужное слово. В этих условиях общения горилла демонстрировала понимание простейших правил грамматики, могла изобрести новое слово, соединяя 2 знакомых. Кроме того, она произносила длинные монологи, обращаясь к кукле на языке глухонемых. Американские психологи обучают сейчас языку жестов пару горилл и наблюдают, общаются ли они между собой с помощью жестового языка; их интересует, станут ли они обучать этому языку своего детеныша.

Задание для самостоятельной работы №8

Попробуйте наполнить смысловым содержанием приведенную ниже "форму". Проанализируйте, за счет каких средств языка вам удалось это сделать.

Гл̀окая к̀уздра шт̀еко будлан̀ула бокр̀а и кудр̀ячит бокрёнка. (Л. В. Щерба)

Задание для самостоятельной работы №9

Влияют ли голосовые характеристики говорящего на понимание слушателей? Определите для каждого случая "психологическую окраску" речевого восприятия.

Отчеканить; прошипеть; вяло пробубнить; промямлить; в голосе "металл"; канючить; заскулить; рявкнуть; "на языке - мед"; пропищать; верещать; произнести свистящим шепотом; прошепелявить; произнести слащаво-задушевно; говорить жеманно; "прорычать"; "бархатный голос"; "деревянный голос"; "сдавленный голос"; "ангельский голос"; "промяукал"; "пролаял"; "зажурчал"; "прошамкал"; заглатывать окончания; "трещит"; "щебечет"; "ворочает" слова; "цедит" сквозь зубы; "роняет" слова.

 



Просмотров 2565

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!