Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Индивидуальные проявления темперамента



Учитывая свойства темперамента конкретного человека, можно с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей, как рыба в воде, и новая, необычная обстановка его только возбуждает. Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Его септическая натура обычно требует большого количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебютирует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, от социальной среды и от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования - не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но при этом пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация приводит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов или типа работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нервной системы, предохраняя ее от перегрузки, позволяет этим людям длительное время работать эффективно без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с разным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, детальные, для других - обобщенные и содержащие минимальное число вспомогательных указаний.

Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзамена может оказаться стрессовой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение. Излишняя поспешность сангвиника или неоправданная порывистость холерика в этой ситуации могут приводить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно многократно уточнять, что именно они хотели сказать. Меланхолик -

самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, однако содержательная сторона этих действий от него не зависит. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, он влияет на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Задание для самостоятельной работы №1.

Дайте определение следующим терминам:

 

Экстраверсия  
Интраверсия  
Лабильный  
Стабильный  
Эмоциональная устойчивость  
Нейротизм  

 

Задание для самостоятельной работы: №2

Определите уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 60 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Инструкция: "Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно ("согласен"), то поставьте знак "+", если отрицательно ("несогласен"), то знак "-". Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция".

Опросник

· 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

· 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

· 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

· 4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

· 5. Часто ли у тебя меняется настроение?

· 6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятам

· 7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

· 8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

· 9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

· 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

· 11. Ты веселый человек?

· 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

· 13. Многое ли раздражает тебя?

· 14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

· 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

· 16. Тебе можно доверить любую тайну?

· 17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

· 18. Бывает ли так иногда, что без всякой причины сильно бьется сердце?

· 19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

· 20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

· 21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

· 22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

· 23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

· 24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?

· 25. Ты обычно весел и всем доволен?

· 26. Обидчив ли ты?

· 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

· 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

· 29. У тебя бывают головокружения?

· 30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

· 31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

· 32. Любишь ли ты хвастаться?

· 33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

· 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

· 35. Ты обычно быстро принимаешь решение?

· 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

· 37. Тебе часто снятся страшные сны?

· 38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?

· 39. Легко тебя огорчить?

· 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

· 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?

· 42. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?

· 43. Тебе очень нравятся веселые игры?

· 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

· 45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-то просят?

· 46. Ты любишь часто ходить в гости?

· 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

· 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

· 49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?

· 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

· 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?

· 52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

· 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

· 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

· 55. Ты стесняешься заговаривать с незнакомыми людьми?

· 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

· 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

· 58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

· 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?

· 60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь, не подумав?

Код опросника

За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл.

Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол считается недействительным. Айзенк считал, что показатели данной шкалы могут быть использованы для характеристики личности (пример: уровень самооценки).

Экстраверсия-интроверсия:

Ответы "да" ("+") на вопросы 1, 3, 9,11,14,17,19, 22, 25, 27, 30, 35,38,41,43,46,49,53,57.

Ответы "нет" ("-") на вопросы 6, 33, 51, 55, 59

Нейротизм-стабильность:

Ответы "да" на вопросы 2, 5, 7,10,13,15,18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи:

Ответы "да" (+") на вопросы 8,16, 24, 28, 44

Ответы "нет" ("-") на вопросы 4,12, 20, 32, 36, 40, 48

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

Оценочная таблица для шкал экста-интроверсии

Интроверсия Экстраверсия
Значительная Умеренная Умеренная Значительная  
1-7 8-11 12-18 19-24  

Оценочная таблица для шкал нейротизма

Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
Высокая Средняя Высокая очень высокая  
До 10 11-14 15-18 19-24  

 

Задание для самостоятельной работы №3

Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

Задание для самостоятельной работы №4

Вставьте пропущенные слова.

11. Под темпераментом понимают ... характеристики ... ... .

12. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с ... , который выделил четыре типа темперамента: ... , ... , ... и ... .

13. Физиологическая концепция И. П. Павлова, получившая название учения о ... ... ... , трансформировалась в учение о ... ... ... .

14. Свойства нервной системы трактуются как базовые характеристики ... ... , обеспечивающих ... деятельности мозга и всей ... ... .

15. Темперамент - ... категория, охватывающая лишь ... аспекты поведения, а ... - социопсихологическая категория, охватывающая ... характеристики поведения человека.

Задание для самостоятельной работы №5

Психические свойства личности могут быть условно объединены в т

ри группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам.

Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, "крутой", пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, "несмеяна", необузданный, ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, "тряпка", плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, "живой такой, веселый", эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.

 

Задание для самостоятельной работы №6

Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с вашей точки зрения.

7. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

8. В основе темперамента лежит тип нервной системы.

9. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

10.Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

11.Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

12.Темперамент определяется конституцией человека.

Задание для самостоятельной работы №7

Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие - для характеристики эмоциональной сферы.

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный.

Задание для самостоятельной работы №8

Иммануил Кант в своей "Антропологии" (1789) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

7. ... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

8. ... темперамент, по И. Канту, свойствен "людям веселого нрава".

9. ... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

10. ... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

11. ... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

12. Эмоции ... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

13. У... сильно развито чувство долга.

14. ... - шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу. ... темперамент присущ "людям мрачного нрава".

15. ... очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.

16. ... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

17. ... избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.

18. ... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

19. ... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

20. ... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

21. ... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

22. ... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

23. У ... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

24. ... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

Задание для самостоятельной работы №9

Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

9. Динамику психической жизни определяют... а) направленность личности; б) эмоциональность; в) воспитание; г) темперамент; д) способности; е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

10. По параметру общей активности человек может быть... а) инертным; б) пассивным; в) стремительным; г) умным; д) добрым; е) вспыльчивым; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Проявления темперамента в моторной сфере - это... а) темп; б) ритм; в) агрессивность; г) биоритмы; д) аккуратность; е) интенсивность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

4. Основные свойства нервной системы - ... а) чувствительность; б) ритмичность; в) импульсивность; г) периодичность; д) равномерность; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

 

Задание для самостоятельной работы №10

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 
 

 

7. а) психика - б) темперамент;

8. а) темперамент - б) характер;

9. а) темперамент - б) эмоции;

10. а) моторная сфера - б) темперамент;

11. а) темперамент - б) экстраверсия;

12. а) темперамент - б) сила нервной системы;

13. а) сангвиник - б) холерик.

 

Задание для самостоятельной работы №11

Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто - к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Катерина Измайлова, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Фамусов, Печорин, Емеля, Санчо Панса, Макар Нагульнов, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Мцыри, Данко, Анжелика, Ниловна, Ионыч, Чеширский кот, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Людоедка Эллочка, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Лужин, Наташа Ростова.

Задание для самостоятельной работы №12

Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темпо-ритмических характеристик поведения?

1. Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.

2. Спокойную уравновешенную маму утомляет чрезмерная подвижность и непоседливость ее малыша.

3. Школьник любит, чтобы в уроках ему помогал папа: мама медленно и занудно начинает объяснять все издалека и по порядку, а папа быстро "схватывает" проблему и исправляет ошибку.

4. Дошкольник не любит гулять с сестрой: она садится на скамеечку и читает, а вот с братом они бегают, лазят на деревья, прыгают, начинают бороться.

XI. ХАРАКТЕР

 

Сущность характера

Характеромназывается совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действительности. Один школьник прилежен в учении, другой ленив; один внимателен к окружающим, другой заботится только о себе; один преувеличенного мнения о себе, другой скромен и застенчив. Трудолюбие, леность, добросовестность, доброта, эгоизм и т. д. - все это различные черты характера. Совокупность их составляет характер.

Характер- это всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно неповторимостью каждого характера. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а просто и устойчиво проявляются в определенных, типичных, обстоятельствах, значит они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Если одному человеку свойственна мужественность, а другому - трусость, можно ожидать вполне определенное поведение от того и другого при столкновении с опасностью.

Социальная основа характера

Характер человека определяется системой его отношений к окружающей действительности и способами реализации этих отношений. Поэтому показателями характера человека является образ его жизни, его реальное отношение к нравственным нормам, к людям, к природе, к вещам и т. д. Мировоззрение и убеждение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.

Характер человека всегда получает со стороны общества моральную оценку. Сущность его можно нередко определить одним словом, выражающим моральный облик личности ("эгоист", "коллективист", "принципиальный", "целеустремленный", "добрый").

Характер формируется в процессе жизнедеятельностичеловека. Жизнь чеканит человеческие индивидуальности, создает систему тех отношений, которые определяют характер. Этот процесс протекает обычно применимо для самого человека и окружающих его лиц, что приводит к мнению о врожденности черт характера. Однако человек не рождается ленивым, трудолюбивым, инициативным, принципиальным, независимым и т. д., а становится таким или иным в процессе своей жизни и деятельности.



Просмотров 5177

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!