Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эмоциональные черты личности



Среди составляющих и профилирующих сторон психического облика не последнее место занимают эмоциональные свойства, которые могут быть представлены настолько определенно, что дают основание говорить о них как о ведущих. Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные.

Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко "воспламеняются" под действием раздражителей. Для них типична порывистость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания. Впечатлительность - не менее характерное качество эмоциональных натур.

Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму переживаний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпечаток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, предметах, событиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечается направленность чувств на самого себя, т. е. стремление любоваться своими переживаниями.

Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданы любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Кипучая энергия, трата сил без остатка - их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, переживающих в страсти.

Есть люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда - "людьми холодного расчета". У них чувства, эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоциональная возбудимость, слаба впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью.

Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психический облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно обнаружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы. К таким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство симпатии по отношению к людям), альтруизм, основой которого является любовь к людям, достигающая высокой степени своего развития. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности.

Существует много видов эмоциональных состояний, что соответствует многообразию эмоций. Из них наибольшее распространение и влияние на протекание трудового и учебного процессов, на весь стиль жизни личности оказывают настроения, аффекты, напряженность (стресс) и фрустрация.

8.7. Эмоциональные состояния

Настроение - это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времен всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим и астеническим - радостным и печальным, сердитым и добродушным. Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения.

Аффект (в переводе с латинского - душевное волнение, возбуждение) - стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, не подконтрольная сознанию.

В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость - восторг, страх - ужас, горе - отчаяние, гнев - ярость). Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объем сознания - оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. "Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль уже гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.

Напряженность, или стресс, - это психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями и проявляющееся в скованности движений и неуверенности при невыполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью.

По степени выраженности различают следующие уровни напряженности:

1) незначительная напряженность, быстро исчезающая без особого влияния на процесс обучения;

2) длительно выраженная напряженность, заметно отражающаяся на успеваемости учащегося, но устраняемая специальными педагогическими приемами (о которых будет подробно сказано ниже);

3) выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;

4) длительная, резко выраженная напряженность, практически не исчезающая, несмотря на принятые активные меры, и делающая учащегося непригодным к данному виду производительного труда.

Предпосылки для возникновения напряженности у учащихся может создать неумелое применение в учебном процессе методов теоретического и производственного обучения. Напряженность у учащихся может быть обусловлена рядом причин. Основные из них сводятся к следующим: плохое усвоение учащимися преподаваемого материала, необъективная оценка их знаний и грубое обращение к ним со стороны педагога, а также индивидуально-психологические особенности личности самих учащихся (повышенная эмоциональная возбудимость и впечатлительность, плохое самообладание и т. д.)

Устранить напряженность можно, выявив конкретные причины, ее обусловившие, а это предполагает прежде всего индивидуальный подход и всесторонний анализ деятельности учащегося. Поведение в стрессовой обстановке (аварийная ситуация, внезапное изменение в условиях деятельности и т. п.) - умение быстро оценивать обстановку, принимать правильные решения, четко их выполнять - зависит во многом от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми и неоправдываемыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т. е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание. Особенности проявления фрустрации зависят от возможной разрядки внешнего напряжения. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздраженность, досада, озлобление могут разрядиться на совершенно неповинных людях, друзьях, учащихся, товарищах, членах семьи. Агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с агрессивными реакциями.

 

Задание для самостоятельной работы №1

Проведите исследование эмоциональной отзывчивости с помощью теста-опросника, в котором представлено 33 утверждения, отражающие те или иные ситуации, которые могут вызывать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов "Да" и "Нет".

Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ "Да", а если они иные, то подчеркните ответ "Нет".

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тесту-опроснику.

Если все понятно, приступайте к ответам".

Тест-опросник

· 1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

· 2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

· 3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

· 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

· 5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

· 6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

· 7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

· 8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

· 9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

· 10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

· 11. Я считаю иностранцев "холодными" и бесчувственными.

· 12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

· 13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

· 14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

· 15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

· 16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

· 17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

· 18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

· 19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

· 20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

· 21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

· 22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

· 23. Чужой смех меня не заражает.

· 24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.

· 25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

· 26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

· 27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

· 28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

· 29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

· 30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

· 31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

· 32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

· 33. Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с "ключом".

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ "Да", и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ "Нет".

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица 8 интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

 

Пол Уровни эмпатических тенденций
Высокий Средний Низкий  
Юноши 33 – 2 24 – 17 16 – 8  
Девушки 33 – 29 28 – 22 21 – 22  

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то со-радование или совпечатление, связана с умением человека "проникать" в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно "считывать" невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.

 

Задание для самостоятельной работы №2

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 
 

1.а) эмоция - б) инстинкт;

2.а) чувства - б) стресс;

3.а) знания - б) чувства;

4.а) отражение - б) эмоции;

5.а) личность - б) чувства;

6.а) эмоции - б) аффект;

7.а) высшие чувства - б) любовь.

Задание для самостоятельной работы №2

Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1.Переживание - непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.

2.Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.

3.Эмоции - двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

4.Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.

5.Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.

6.Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком причинных связей, что обычно называют "логикой чувств".

 

Задание для самостоятельной работы №3

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование.

Задание для самостоятельной работы №4

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Тревожность - это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости? д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Любовь - комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов - это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8 .Чувства человека - это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №5

На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

Задание для самостоятельной работы №6

Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Задание для самостоятельной работы №7

Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции образуют "враждебную триаду"?

Задание для самостоятельной работы №8

Из предлагаемого списка симптомов (по Э. Линдеманну) выберите те, которые отражают симптоматику острого горя с нормальным ходом реакций и болезненных реакций, являющихся искажениями нормального горя.

Отсрочка реакций; постоянные вздохи, особенно заметные, когда человек говорит о своем горе; искаженные реакции (повышенная активность без чувства вины; появление у человека симптомов последнего заболевания умершего); чувство вины (обвинение себя в невнимательности к умершему и преувеличение малейших оплошностей); враждебные реакции; ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности и потребностью в наказании; утрата моделей поведения; особенно яростная враждебность против определенных лиц; активность, наносящая ущерб собственному экономическому и социальному положению.

Задание для самостоятельной работы №9

Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями.

1.При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются...

2.Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет...

3.В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали...

4.Сердце чаще поражается...

5.Болезни печени связаны с частыми переживаниями...

6.Болезни желудка связаны с частыми переживаниями...

Задание для самостоятельной работы №10

Объясните, почему...

а) когда мы повторяем слово "лимон", во рту становится кисло?

б) чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти?

в) для поддержания бодрости люди иногда насвистывают?

г) если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия?

д) если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и произойти?

е) К. С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы?

 

IX. ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА

Воля - это процесс сознательной регуляции человеком своего поведения и деятельности. Он выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Он осуществляется под контролем сознания и требует со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности. Сложные волевые действия включают в себя более простые. Признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

 

Функции воли

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела".

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:

а) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

б) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

в) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

г) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

9.3. Волевые характеристики

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

 

Задание для самостоятельной работы №1

Из данных понятий выстроите логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1.Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.

2.Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.

Задание для самостоятельной работы №2

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 
 

 

1.а) воля - б) чувства;

2.а) воля - б) личность;

3.а) воля - б) знания;

4.а) психика - б) воля;

5.а) произвольность - б) воля;

6.а) сознание - б) воля;

7.а) отражение - б) воля.

Задание для самостоятельной работы №3

Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие - нет?

1.Единственный критерий проявления воли в поведении - волевые качества личности.

2.Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.

3.Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

Задание для самостоятельной работы №4

Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения.

Мотив, саморегуляция, самооценка, желание, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм.

Задание для самостоятельной работы №5

Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где - с тормозной функцией воли.

1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен

Задание для самостоятельной работы №6

Проанализируйте отрывки. О каких волевых качествах в них идет речь?

1. А. де Сент-Экзюпери писал о своем товарище Гийоме: "Его величие - в чувстве ответственности. Он в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Он в ответе за судьбы человечества - ведь они зависят и от его труда... Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе".

2....Каждый имел или искал (и находил) точку опоры не только в самом себе, но и еще в каком-то деле или интересе. Главным делом для большинства была борьба с фашистами, защита Ленинграда - это держало прежде всего. (А. М. Адамович, Д. А. Гранин)

3. Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю. (Ален Боске)

4. Ничто не делает жизнь так легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели. (Шиллер)

Задание для самостоятельной работы №7

Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.

1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.

2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5 - 6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.

3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.

4. Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2 - 3 дня.

 

Задание для самостоятельной работы №8

Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (Бальзак)

2. В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. (Бэбкок)

3. Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится. (Дюма-сын)

4. Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям. (Ирвинг)

4. У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. (Леопарди)

5. Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший)

6. Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (Цицерон)

7. Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. (Эбнер-Эшенбах)

8. Серьезное стремление к какой-либо цели - поистине половина успеха в ее достижении. (В. Гумбольдт)

9. Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения. (Ф. Рузвельт)

10. ...Максимум воли есть максимум повиновения. (Л. С. Выготский)

 

 

X. ТЕМПЕРАМЕНТ

10.1. Сущность темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в стиле их поведения, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, с глубокой древности называли типами темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Известно, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.

 

Типы темперамента

Индивидуальные особенности поведения человека обусловлены свойствами нервных процессов возбуждения и торможения. Этими свойствами являются следующие: сила - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; уравновешенность, характеризующаяся соотношением процесса возбуждения и торможения; подвижность, показывающая быстроту смены процессов возбуждения и торможения. Перечисленные свойства нервной системы и определяют типы темпераментов.

Сангвиник (нервная система сильная, уравновешенная, подвижная) - это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени подвижный, общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятельно лишь тогда, когда много дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

Холерик (нервная система сильная, неуравновешенная) - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго. И как только они истощаются, у него появляется "слюнявое настроение". Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, он чересчур налегает на свои силы и в конце концов истощается больше, чем следует, дорабатывается до того, что все ему невмоготу. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т. д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив.

Флегматик (нервная система сильная, уравновешенная, инертная) - это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, нескоро начинает общаться с ними - задавать вопросы, вступать в беседу. Ему присуща замедленность реакций в общении, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если он поссорится с ними, даже если они его обидят. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он такой уж всепрощающий, совершенно безопасный в общении. В неблагоприятной для него обстановке он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий и когда она достигает определенного предела, критической величины, неминуем сильный "разряд", нередко весьма неожиданный для его собеседника, по самому, казалось бы, незначительному поводу.

Меланхолик (слабая нервная система) - это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди - он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою "раковину".



Просмотров 6918

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!