Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Западноевропейского театра. Некоторые
Же разделы последней (театр эпохи Возрождения, классицистский театр В европейских странах вообще) в полной Мере могут быть уяснены лишь при Условии знания истории античного театра, И в частности его драматургии, Послужившей или непосредственно материалом Для переработки, или образцом, По которому создавались собственные Произведения. Знание античного театра имеет большое Значение при решении ряда Вопросов теории театрального искусства — о сущности трагического и комического, О драматическом конфликте, О характерах и действии в драме и т. д. Наконец, произведения античной драмы И до сих пор продолжают достав- 1 «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. 1, сост. М. Лифшиц, Мм «Искусство», 1957, Стр. 136. 2М. Г о р ь к и й , Собрание сочинений в 30-ти томах, т. 27, М., Гослитиздат, 1947—1955. Стр. 351. 16 Введение Лять нам огромное эстетическое наслаждение. Естественно, что и теперь в какой- То мере они входят в репертуар Современного театра, составляя в нем Наряду с некоторыми произведениями Более поздних эпох так называемую Классику. Но античная драма возникла В отдаленную от нас эпоху, в иной Социальной среде,— многое нам уже Чуждо, непонятно и просто враждебно, Например, рабство. Для нас важпо, Не искажая действительной картины Античного мира, выявить прогрессивные Черты в античном мировоззрении, Античном искусстве, и прежде всего В искусстве театра. Время от времени античные пьесы Идут на современной сцене — советской И зарубежной — и до сих пор Живейшим образом волнуют современного Зрителя. Поэтому совершенно естественно Возникает вопрос о более глубоком И правильном истолковании античного Театрального наследия. Задачу Истории античного театра можно определить Следующим образом. История античного театра ставит своей задачей: Изучить процесс развития театрального Искусства в рабовладельческих Обществах Древней Греции и Рима От его истоков до падения, обусловленного Крушением античной рабовладельческой Формации; . Выявить при этом существенные Особенности античного театра, отличающие Его от театра других эпох (характер Античной трагедии и комедии, эволюция Театрального здания и т. д.); Установить некоторые закономерности, Свойственные развитию античного Театра; И одновременно с этим способствовать Разрешению вопроса о более глубоком И полном освоении советским Театром и советским театроведением Тех сторон античного театра, которые Сохраняют свою ценность и в наши дни И продолжают доставлять нам эстетическое Наслаждение (правдивое отражение Общественной жизни и душевных Переживаний человека, постановка Больших вопросов, волнующих человечество И в наши дни, совершенство Художественных форм произведений И т. п.). КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИОГРАФИИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА Театроведение — одна из самых молодых Наук. Научное изучение театра началось, По сути дела, только в нашем веке. Поскольку Основное внимание наших театроведов в связи С запросами, предъявляемыми самой жизнью, Направлялось в первое время на изучение Русского и советского, а также нового европейского Театра, то число работ и статей, Посвященных специально истории античного Театра, в общем невелико. Русская дореволюционная Наука тоже не могла дать нам значительного Количества работ по истории Античного театра. Ее изучение входило в КРУГ так называемых «древностей» и самостоятельного значения не имело. В «древностях » же среди других вопросов (органы Государственной власти, религия, общественные Празднества, быт и т. д.) давались Обычно краткие сведения об устройстве античного Театра и об организации театральных Представлений. Вопросы репертуара античного театра, его драматургии, в «древностях», Разумеется, не рассматривались. Желающий Ознакомиться с этими вопросами должен был Обращаться к трудам по истории античной литературы, где эти вопросы рассматривались Обычно только со стороны литературоведческой И лишь попутно давались иногда и неко- Введение 17 Торые сведения по истории театра. К тому же Развитие классической филологии в дореволюционной России, изучение литературы И искусства сильно тормозились теми уродливыми Формами классицизма, которые насаждались В России самодержавием и гасили
|