Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Всякий живой подход к изучению античности
Прогрессивные круги русского общества — И в первую очередь представители революционной Демократии Белинский, Герцен, Чернышевский —боролись против казенного классицизма В его подходе к античности. Эта Борьба прогрессивных сил русского общества За раскрытие подлинной сущности античной Культуры увенчалась успехом в первую очередь В области изучения истории, а затем В области изучения античной литературы И изобразительного искусства; изучение же Истории театра от них отставало. Поэтому, Берем ли мы дореволюционное или советское Время, приходится при рассмотрении вопроса Истории античного театра обращаться к помощи Историков античной литературы. Из дореволюционных работ, посвященных Истории античного театра, следует назвать работу П. В. Никитина «К истории афинских драматических состязаний» (1882), основанную На тщательном изучении первоисточников; В. В. Латышева «Очерк греческих древностей, ч. 2-я. Богослужебные" и сценические древности»] (1899) ;Т. К. Лукомского «Старинные Театры. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания» (1913) и С. Цыбульского «Греческий театр» (изд. 2-е, 1904). Из работ, посвященных исследованию творчества Отдельных драматургов, должны быть Названы в первую очередь работы Д. Ф. Беляева «К вопросу о мировоззрении Эврипида» (1878) и «Воззрения Эврипида на сословия, Состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин» («Журнал Министерства народного просвещения », 1882, № 9 и 10; 1885, № 9 и 10). Хотя указанные работы Д. Ф. Беляева носят Чисто литературоведческий характер, они дают Хорошую основу для выяснения и чисто Сценический стороны трагедий Еврипида. Ф. Г. Мищенко дал ряд работ о греческой Трагедии, печатавшихся как в научных, так и других изданиях 70—90-х гг. прошлого века: «Миф о Прометее в трагедии Эсхила» (журнал «Слово», 1879, № 2), «Отношение Трагедии Софокла к современней поэту действительной жизни в Афинах» («Киевские дни», Женские типы античной трагедии» («Русская мысль», 1893, № 4) и др. Этому же автору принадлежит и статья, относящаяся К изучению греческой комедии,— «Историко-литературное значение комедии Аристофана «Облака» («Киев. унив. изв.» Следует назвать также исследование С. Д. Шестакова «Софокл и его значение в греческой трагедии» («Пропилеи», т. II, М., 1852, стр. 103—138) и работу П. И. Аландского «Изображение душевных движений в трагедиях Софокла» (1877). Б. В. Варнеке Принадлежит несколько работ, посвященных Специально древнеримской комедии, которые В ряде случаев дают ценный фактический Материал по истории античного театра. В Основном эти работы в полной мере доступны Лишь специалистам в области классической Филологии, что зависит уже от самого способа Изложения материала. Автор приводит в подлиннике, Без перевода на русский язык, многочисленные Цитаты, широко применяет рассчитанные На узких специалистов ссылки На труды западноевропейских ученых и т. п. Из дореволюционных работ по истории римской литературы следует назвать «Лекции по истории римской литературы» В. И. Мо- дестова (1888). В 1905 г. появились «Дополнения » к изданию 1888 г. «Лекции» В. И. Мо- Дестова представляют собой большой и интересный Труд, не утративший своего значения И до сих пор; они содержат ряд ценных сведений По римской драматургии и театру. В 1914—1915 гг. в издании Сабашниковых Появился полный перевод всех трагедий Софокла, Принадлежащий Ф. Ф. Зелинскому, с общим введением «Софокл и героическая трагедия», помещенным в тт. I и II, и с боль- 18 Введение Шими введениями к отдельным трагедиям. Зелинский был блестящим исследователем И популяризатором, умевшим преподносить Свои научные идеи в очень яркой, выразительной, Поэтической форме; он обладал Уникальной эрудицией в вопросах не только Античной, но и новоевропейской культуры. Однако наряду с незаурядными достоинствами В его работах проявляются отчетливые тенденции Модернизации античного материала В духе современных исследователю веяний (Ф. Ф. Зелинский был страстным вагнериан^ Цем и ницшеанцем). Древнегреческий театр Получает в истолковании Зелинского явственные Черты знаменитого вагнеровского театра в Байрёйте, а пафос античной трагедии — черты «героического пессимизма» в духе Ф. Ницше. Полезные сведения читатель найдет Во введениях к отдельным трагедиям. Все Эти введения построены по одинаковой форме, И наиболее интересной является та часть их,
|