Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Дошли до нас в позднейшей переработке,
И не всегда можно вскрыть их древнейшую Основу. Если на первых порах Мифы отражали только стихийные и таинственные Явления природы, то с течением Времени они получают иное значение. В них находят свое выражение И общественные отношения. Боги и герои Становятся представителями исторических Сил и выступают уже как Устроители общества. В эпоху распада Родового строя и установления господства Землевладельческой аристократии Зевс и его братья, Посейдон и Аид, Поделившие с ним господство над миром, Становятся царями — не всевластными Монархами восточного типа, а греческими «басилёвсами». Олимпийские Боги -ведут на небе такую же жизнь, Как и люди на земле. Они вступают П борьбу друг с другом, мирятся, интригуют Один против другого, решаются Противоречить даже самому Зевсу, И последнему приходится иногда выступать, Например, против своей небесной супруги Геры с угрозой «наложить на нее необорные руки». Боги Греческого Олимпа антропоморфны (человекоподобны) — грек создавал их по Своему образу и подобию. Зевс правит Миром, ему подчиняются боги и люди, Он носитель справедливости и хранитель Клятв, но ему присущ в то же время И ряд человеческих слабостей. Обманывая Ревнивую Геру, он сходится со многими Смертными женщинами. Не чужды Человеческих недостатков и другие Боги,— они оказываются даже иногда Более завистливыми, жестокими и мстительными, Чем сами люди. У греков имелось много мифов и о героях, Которые вели свое происхождение Непосредственно ут богов. Так, Геракл был сыном Зевса и смертной "женщины Алкмены. Предводитель греческой Рати под Троей Агамемнон вел Свое происхождение от Тантала, который По одному мифу считался тоже Сыном Зевса. Герои и боги постоянно Выступают в греческих трагедиях. Но Греческая мифология оказала свое определенное Влияние и на другие виды искусства. По выражению Маркса, «греческая Мифология составляла не только Арсенал греческого искусства, но и его почву» г. И действительно, если взять, Например, греческую художественную Литературу, можно убедиться в том, Как широко она черпала свои темы Из сокровищницы народного мифологического Творчества. Не говоря уже О гениальных поэмах Гомера, в основе Которых лежат сказания, связанные С Троянской войной,— лирические поэты Также широко разрабатывают в своих Произведениях греческие мифы. Так Поступает, например, выдающийся представитель Хоровой лирики Пиндар (V в. до н. э.). Распад родового строя привел почти Всюду в Греции к созданию городов- Государств (полисов). Каждое такое Государство состояло из города, обычно Небольшого, и из примыкающих К нему деревень. И хотя все такие города- Государства возникли в результате Революционных движений VII—VI вв. До н . э . , в сфере духовной жизни — Например, в области религиозно-мифологических Представлений,— они ши- К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Сочинения, т. 12, стр. 736. Глава I Роко используют наследие, оставленное Им еще родовым обществом. Объясняется Это тем, что на первых порах своего Развития эти города-государства носили Преимущественно аграрный характер И жители их по своим понятиям, Привычкам и образу жизни мало еще Чем отличались от жителей деревни. Правда, в греческих полисах вместо Племенной была уже античная общинная И государственная собственность, Которая возникла благодаря объединению — путем договора или завоевания — нескольких племен в один город И при которой граждане государства Лишь сообща владели своими рабами. Однако именно эта общинная собственность На землю и рабов, сохранявшаяся На первых порах развития греческих Полисов, порождала устойчивость Общественных форм сознания, унаследованных Еще от родового общества. Каждый город-государство имел своего Особого бога или особых богов, культ Которых был обязательным для каждого Гражданина государства. Подобно Роду или племени, каждый полис почитал Своих предков; культ тех из них, Которые считались, согласно мифам, Основателями города, превращался в общегосударственный Культ. Антропоморфизм Религиозных и мифологических Представлений сохранился, таким образом, И при зарождении и дальнейшем Развитии классового общества. Необходимо Отметить и то обстоятельство, что В Греции не существовало мощных жреческих
|