Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дошли до нас в позднейшей переработке,



И не всегда можно вскрыть их древнейшую

Основу. Если на первых порах

Мифы отражали только стихийные и таинственные

Явления природы, то с течением

Времени они получают иное значение.

В них находят свое выражение

И общественные отношения. Боги и герои

Становятся представителями исторических

Сил и выступают уже как

Устроители общества. В эпоху распада

Родового строя и установления господства

Землевладельческой аристократии

Зевс и его братья, Посейдон и Аид,

Поделившие с ним господство над миром,

Становятся царями — не всевластными

Монархами восточного типа, а греческими

«басилёвсами». Олимпийские

Боги -ведут на небе такую же жизнь,

Как и люди на земле. Они вступают

П борьбу друг с другом, мирятся, интригуют

Один против другого, решаются

Противоречить даже самому Зевсу,

И последнему приходится иногда выступать,

Например, против своей небесной

супруги Геры с угрозой «наложить

на нее необорные руки». Боги

Греческого Олимпа антропоморфны (человекоподобны)

— грек создавал их по

Своему образу и подобию. Зевс правит

Миром, ему подчиняются боги и люди,

Он носитель справедливости и хранитель

Клятв, но ему присущ в то же время

И ряд человеческих слабостей. Обманывая

Ревнивую Геру, он сходится со многими

Смертными женщинами. Не чужды

Человеческих недостатков и другие

Боги,— они оказываются даже иногда

Более завистливыми, жестокими и мстительными,

Чем сами люди.

У греков имелось много мифов и о героях,

Которые вели свое происхождение

Непосредственно ут богов. Так,

Геракл был сыном Зевса и смертной

"женщины Алкмены. Предводитель греческой

Рати под Троей Агамемнон вел

Свое происхождение от Тантала, который

По одному мифу считался тоже

Сыном Зевса. Герои и боги постоянно

Выступают в греческих трагедиях. Но

Греческая мифология оказала свое определенное

Влияние и на другие виды

искусства. По выражению Маркса, «греческая

Мифология составляла не только

Арсенал греческого искусства, но и его

почву» г. И действительно, если взять,

Например, греческую художественную

Литературу, можно убедиться в том,

Как широко она черпала свои темы

Из сокровищницы народного мифологического

Творчества. Не говоря уже

О гениальных поэмах Гомера, в основе

Которых лежат сказания, связанные

С Троянской войной,— лирические поэты

Также широко разрабатывают в своих

Произведениях греческие мифы. Так

Поступает, например, выдающийся представитель

Хоровой лирики Пиндар

(V в. до н. э.).

Распад родового строя привел почти

Всюду в Греции к созданию городов-

Государств (полисов). Каждое такое

Государство состояло из города, обычно

Небольшого, и из примыкающих

К нему деревень. И хотя все такие города-

Государства возникли в результате

Революционных движений VII—VI вв.

До н . э . , в сфере духовной жизни —

Например, в области религиозно-мифологических

Представлений,— они ши-

К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Сочинения, т. 12, стр. 736.

Глава I

Роко используют наследие, оставленное

Им еще родовым обществом. Объясняется

Это тем, что на первых порах своего

Развития эти города-государства носили

Преимущественно аграрный характер

И жители их по своим понятиям,

Привычкам и образу жизни мало еще

Чем отличались от жителей деревни.

Правда, в греческих полисах вместо

Племенной была уже античная общинная

И государственная собственность,

Которая возникла благодаря объединению

— путем договора или завоевания

— нескольких племен в один город

И при которой граждане государства

Лишь сообща владели своими рабами.

Однако именно эта общинная собственность

На землю и рабов, сохранявшаяся

На первых порах развития греческих

Полисов, порождала устойчивость

Общественных форм сознания, унаследованных

Еще от родового общества.

Каждый город-государство имел своего

Особого бога или особых богов, культ

Которых был обязательным для каждого

Гражданина государства. Подобно

Роду или племени, каждый полис почитал

Своих предков; культ тех из них,

Которые считались, согласно мифам,

Основателями города, превращался в общегосударственный

Культ. Антропоморфизм

Религиозных и мифологических

Представлений сохранился, таким образом,

И при зарождении и дальнейшем

Развитии классового общества. Необходимо

Отметить и то обстоятельство, что

В Греции не существовало мощных жреческих



Просмотров 453

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!