![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
В свои руки землю и закабалявшей
Мелких сельских тружеников. Эта Борьба не могла не коснуться и религиозной Сферы. В религии Диониса Ищут опоры демократические элементы — земледельцы, ремесленники, торговцы,— Выступающие повсюду в VII— VI вв. против землевладельческой аристократии. В конце концов эта аристократия Вынуждена была приобщить Почитание Диониса к кругу официальных Культов. Так, в Дельфах х наряду С Аполлоном стали почитать и Диониса. На восточном фронтоне дельфийского Храма был изображен Аполлон с музами; На западном — Дионис вместе С его вакханками. Дельфийские жрецы Поспешили сделать новому богу ряд Уступок, так как знали, что от него Грозит величайшая опасность славе Аполлоновского оракула, однако при Этом постарались упорядочить диони- Сийский культ, который вначале носил Оргиастический характер и сопровождался Проявлениями вакхического Исступления и крайнего разгула. Вначале Дионис, как было сказано Выше, выступает как бог творческих сил Природы. Его священными животными Считались козел и бык. Дф и самого его Нередко изображали в виде животного — козла или быка — или же в виде Человека, но с рогами, что указывает На остаток тотемистических верований. Например, в Элиде к Дионису обращались так: Герой Дионис, сойди к нам Во храм с Харитами 2 На элейский 3 пречистый Жертвенник! Ярым быком накати к нам! Бык достохвальный! Бык достославный!4. По-видимому, только позже Дионис Становится богом винограда, виноделия И веселья. Но он — исконный покровитель И плодовых деревьев, цветов И всего растущего. До нас дошли многочисленные Изображения Диониса В виде ветвистого дерева. В Ахарнах — Одном из селений Аттики — был, например, Дионис-плющ, в Спарте — Дионис-фиговое дерево. В числе эпитетов Диониса находим «плодоносный», «цветущий» и т. д. Даровав людям вино. Дионис радует этим их сердца и отгоняет Всякую печаль и заботы. Он — Покровитель муз и способствует развитию Драматического искусства. Совершенно Очевидно, что последняя функ- Д е л ь ф ы — город в Фокиде, области средней Греции, расположенный на юго-западном склоне Парнаса; в Дельфах был знаменитый храм Аполлона с «никогда не погрешавшим оракулом ». 2 Х а р и т ы — богини грации и красоты, по мифам, дочери Зевса от Геры или от Океаниды Евриномы; латинское обозначение Харит — Грации. 3 То есть в храм города Элиды. В религиозном языке древних греков «героем» обычно называли Чтимого покойника, объект культа предков; в данном случае бог Дионис назван так по своей связи с загробным миром. 4 «Греческая литература в избранных переводах», составил В. О. Нилендер, М., 1939, стр. 129. Глава II Ция бога не была первоначальной, а развелась Позже. Греческий миф так повествует о рождении Диониса: Дионис был сыном Зевса и смертной женщины, фиванской Царевны Семелы. Зевс навещал Семелу Под видом смертного, не скрывая, однако, Своей божественности. Ревнивая •супруга Зевса, желая погубить Семелу, Подговорила ее потребовать от своего Возлюбленного явиться к ней в своем Настоящем облике и тем убедить ее, что Он действительно Зевс. Не подозревая Коварства и предварительно взяв с Зев- Сц клятву, что он исполнит одно ее Желание, Семела потребовала, чтобы ОЙ показался ей в своем божественном Облике. Напрасно Зевс, знавший, что НИКТО из смертных не может видеть его Во всем его блеске и величии, уговаривал Семелу отказаться от этого желания. Семела настаивала на своем, н тогда Зевс, который не мог нарушить Собственную клятву, приблизился к ней, Сопровождаемый громом и молнией. Пламя охватило Семелу и царский Дом. Умирающая Семела родила недоношенное Дитя. Но Зевс взял ребенка И, спасая его от ревнивой Геры, зашил Сезбе в бедро и там доносил. Когда ''Не ребенок родился, Зевс отдал его на Воспитание нимфам сказочной горы Нисы. Они спрятали мальчика в пещере И вскормили сладкой пищей. Выросши. Дионис стал насаждать повсюду Культуру винограда. Он ходил из страны В страну, требуя себе поклонения И наказывая всех, кто отказывал ему В богопочитании. Спутниками его были Сатиры, вакханки и нимфы. Сатирами Греки называли мифические существа, Представлявшиеся им наполовину козлами, Наполовину людьми. Их изображали Со взъерошенными волосами, приплюснутыми Носами, заостренными козлиными Ушами и с козлиным или с "лошадиным хвостом. Вакханками назывались Восторженные поклонницы,
![]() |