Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Потому, что в это время происходил
Процесс формирования рабовладельческого Общества, а внутри класса рабовладельцев Происходил процесс социальной Дифференциации. Теперь поэт Расценивает жизненные явления с точки Зрения той социальной группы, к которой Он сам принадлежит, или — бывало И так — на точку зрения которой Он сам становился, не принадлежа, Однако, к этой группе по своему социальному Происхождению. Последний Случай относится как раз к литературной Деятельности Солона. В своих лирических Произведениях он отстаивает Проведенную им политическую реформу, Исходя из интересов средних слоев Населения, хотя сам он, как известно, Принадлежал к знатному аристократическому Роду. Наоборот, в стихотворениях лириче- Ского,поэта Феогнида из Мегары (VI в. До н. э.) ярко выявляется ненависть Аристократа к народу. Переворот заставил Феогнида бежать из родного города И в бедности скитаться по чужим краям,— Пишет он в поучении некоему Кирну, очевидно, молодому человеку Из аристократической семьи. В другом Месте своего поучения Феогнид сравнивает Свой город с кораблем, который Мчится сквозь непроглядную ночь по Бурному морю. Так как добрый кормчий Смещен и кораблем управляют другие Люди, поэт опасается, как бы кораблю «зыби седой не испить». Распад родовых связей в эпоху социальных Движений VII—VI вв. до н. э. Сопровождается ростом самосознания Человеческой личности, ростом индивидуализма. Лирика той эпохи уделяет Внимание и теме любви. Это можно сказать Прежде всего о лесбосской поэтессе Сапфо (конец VII — первая половина VI в. до н. э.), в творчестве которой > любовь была главным мотивом. Наряду С этой основной темой в нескольких Дошедших фрагментах Сапфо дает яркие Изображения картин природы. Она говорит О вечерней звезде, прекраснейшей Из всех звезд, о том, как цветущий Луг сверкает росинками под лунным Светом, как ночное дыхание ветра проносится В листьях яблони и их трепет Навевает глубокий сон. Порой лирика этой эпохи обращается И к мифологическим сюжетам. Но, привыкнув К самонаблюдению и анализу, Лирический поэт вносит их в те эпические Предания, которые дошли от глубокой Древности. Главный интерес сосредоточивается Уже не на самом событии, А на том личном участии, какое Принимал в нем мифологический персонаж, На его мотивах и побуждениях. Поэт отбрасывает в мифе то, что кажется Ему противоречащим новым нравственным Понятиям, или видоизменяет Миф в соответствии с той художественной Задачей, которую он перед собой Ставит. Иногда старые верования подвергаются Резкой критике. Так, представитель Элегической поэзии и в то же Время философского эпоса Ксенофан Элейский (расцвет творчества которого Падает, согласно одному древнему свидетельству, На начало 40-х гг. VI в. До н. э.) прямо говорит, что не следует Воспевать битвы титанов, гигантов г и Г и г а н т ы — исполинские существа с чешуйчатыми драконовыми хвостами вместо ног, Родившиеся от крови оскопленного Урана. Гиганты восстали против Зевса, но Зевс и другие олимпийцы в союзе с Гераклом перебили их всех до единого. Битва богов и гигантов («гиганто- махия») — тема знаменитого фриза с алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.). Глава 111 кентавров г: все это выдумки старых Времен. Ксенофан указывает, что люди Приписывают богам не только свойства своего характера, но и свою наружность: Эфиопы представляют своих богов Черными, фракийцы — голубоглазыми И русыми. Ксенофан порицает Гомера И Гесиода за то, что они приписывали Богам людские пороки 2. Наряду с развитием в лирической Поэзии индивидуалистических мотивов В эту эпоху появились и такие лирические Произведения, которые выражали Чувства и мысли целого коллектива. Таковы, например, торжественные хоровые Песни в честь богов (гимны) И в честь людей (энкомионы и эпинй- Кии); последние прославляют победителей На общегреческих состязаниях. Помимо этого были еще юношеские песни, Девичьи песни, плачи по умершим (трены) и т. д. Исполнение произведений Торжественной лирики сопровождалось Аккомпанементом флейты или кифары. „ На первые три десятилетия VI в. До н. э. приходится учреждение в различных Государствах Греции общегреческих Игр. В 590 г. были установлены В честь Аполлона пифийские игры В Дельфах, в 582 г.— истмийские И в 573 г.— немейские игры в Арголи-
|