![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Де 3. Наряду с гимнастическими состязаниями
на всех этих игра^ происходили Состязания поэтов и музыкантов. 'Учреждение музыкальных и поэтических Состязаний доказывает, что поэзия И музыка в эту эпоху заняли в греческом Обществе настолько высокое место, Что их достижения выносились на суд Не только граждан своего государства, Но демонстрировались и перед представителями Других греческих государств, Стекавшихся на состязания со всех Концов тогдашнего греческого мира. Этот факт свидетельствует, далее, о том, Что хозяйственные и культурные связи Между многочисленными греческими полисами Стали к началу VI в. до н. э. Более тесными. Не подлежит, наконец, Сомнению, что организация публичных Поэтических и музыкальных состязаний В VI в. до н. э. в значительной степени Подготовляла устройство в V в. до и. э. Таких же больших и торжественных Состязаний и в области драмы. ДРАМА-ВЕДУЩИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР V В. ДО Н. Э. В V в. до н. э. лирика уже не играет Прежней ведущей роли — ее оттеснила на второй план трагедия. К сожалению, Сфера наших наблюдений ограничивается В этом отношении только Аттикой. Но здесь, в передовом греческом государстве, Дело обстояло именно так. Лирика, Разумеется, не исчезла, но основным Поэтическим жанром эпохи в Аттике Стала трагедия. Чем же можно 0бъ- 1 К е н т а в р ы — согласно греческой мифологии, полулюди, полулошади, *10Т0ЕЫ° вступали С людьми в дикие схватки (известна их битва с народом лапифов после свадьбы Перифоя) и в2 конце концов были перебиты Гераклом. п Все эти мысли изложены в дошедшем до нас в отрывках сочинении Ксенофана <<и пРнродо». Хотя по форме оно принадлежит к эпосу, сразу бросается в глаза коренное различие между Эпосом Гомера и философским эпосом Ксенофана, который не стремится скрыть за изооражаемымп Событиями собственные мысли и чувства. 3 Учреждение самых знаменитых из общегреческих игр, олимпийских, лреДапие вносит Еще к 776 г. до н. э. Первые этапы греческой драмы А1 яснить это изменение? Ход социальной Борьбы в конце VI и в начале V в., Развитие общества и государства ставили Перед афинским гражданином ряд Новых вопросов, ответа на которые он Уже не мог найти в современной ему Лирике. До поры до времени она объясняла Греку сущность окружающей его Жизни, а в ряде случаев указывала даже, Как добиться ее изменения (это Можно сказать, например, о произведениях Солона). Но усложнившиеся общественные Отношения в Афинах конца VI и первых десятилетий V в.— с напряженной Борьбой партий, потрясающими Событиями греко-персидских Войн, развитием культуры и искусства — не находили с должной полнотой Отражения в лирической поэзии. В условиях напряженной социальной Борьбы конца VI — первой половины V в. перед каждым гражданином афинского Полиса вставал вопрос о том, какое Место он должен занять в этой Борьбе, о его социальном поведении. Следует отметить, что вопросы права И государства в той или иной степени Затрагиваются во всех дошедших до нас Трагедиях Эсхила. Касается их в своих трагедиях — особенно в «Антигоне»— И Софокл. Очевидно, тема государства И норм поведения индивидуума по отношению К нему была животрепещущей Для той эпохи. Новые жизненные Отношения требовали такого литературного Жанра, который с наибольшей полнотой Смог бы отразить их. Таким жанром И явилась драма. Но драма (и в первую Очередь именно греческая трагедия) Стала не только новым литературным жанром: она писалась специально Для постановки на сцене и сделалась Основой нового театрального искусства. По свидетельству греков, трагедия уже Во второй половине VI в. до н. э. достигла Значительного развития, использовав Богатое наследие эпоса и лирики. Трагедия многим была обязана эпосу, Из которого заимствовала свои сюжеты. Но трагический поэт относился к старинным Преданиям так же, как несколь- ко'раныпе относился к ним лирический Поэт. Главный интерес драматурга сосредоточивается Не на самом мифологическом Событии, а на том участии, какое принимают в нем мифологические персонажи: На мотивах, побуждающих героя К тому или иному действию, на Столкновениях действующих лиц. Гомер Уже создал в своих поэмах яркие человеческие Характеры. Но они были даны главным образом в описании: поэт говорил О них повествовательно, в третьем Лице. В греческой лирике VII—VI вв.
![]() |