Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Непосредственно повествовала о



Дионисе. И, наоборот, в песнях о героях

Хор сатиров должен был все более

И более заменяться другим хором, состоящим

уже из иных участников: родственников,

Друзей, воинов или слуг

Героя. Они были такими же спутниками

Этого героя, как некогда сатиры —

Спутниками Диониса. Рассказывают,

Что народ выражал неудовольствие этим

нововведением. Создалась даже пословица,

относящаяся к новым хорам: «Дионис

тут ни при чем» (то есть сказанное

Не относится к делу). Можно думать,

Что в этих мнениях находит свое отражение

Борьба вокруг рождающегося

театра между аристократией и демосом:

Аристократия старается ввести трагедию,

Возникающую в тесной связи

С культом Диониса, в русло своего

Влияния. Героическая трагедия, показывавшая

Деяния героев, от которых

Аристократия вела свое происхождение,

Могла, конечно, способствовать укреплению

Ее уже пошатнувшегося идеологического

Влияния на народные массы.

Но помимо причин социального характера

Должно было сыграть свою роль

И религиозное чувство греков, которое

Никогда не позволило бы им совсем

Отказаться от хора сатиров — это было

Бы оскорблением Дионису, отнятием

Принадлежащих ему почестей. Таким

образом, пришли к некоторому компромиссу:

В этой примитивной трагедии,

Сюжетом которой были деяния

Героев, сохранился и хор, состоявший

Из сатиров.

Вторым новшеством было превращение

Рассказчика в актера в собственном

Смысле этого слова. Прежде в диони-

Сийских трагедиях рассказчик изображал

Или самого Диониса, или одного

Из его врагов. В героических трагедиях

Рассказчик должен был изображать самого

Героя. Гораздо чаще он, вероятно,

Изображал последовательно несколько

Персонажей — героя, бога, вестника.

Благодаря такой игре героический миф

Как бы оживал перед глазами зрителей.

Третье нововведение заключалось

В установлении правильного развития

Действия. С течением времени отказались

От импровизации. Роли хора и актера

Фиксировались заранее. Эти примитивные

«устные» трагедии были составлены

Так, что песни хора заполняли

Почти всю трагедию. Действие оставалось

Еще очень элементарным, что

Было связано с несложностью сюжета

И неумением разнообразить ситуации.

Надо думать, что первоначальная

Трагедия была все же несколько большей

По объему, чем ее родоначальник —

Дифирамб. По мере того как новый

Жанр завоевывал симпатии зрителей,

Стали разрабатывать более сложные

Сюжеты. Таким образом возникли большие

Лирические трагедии, части которых,

Однако, можно было еще легко

Отделять друг от друга. Подобно тому

Как актер исполнял последовательно

Несколько ролей, хор тоже мог представлять

Последовательно разные группы,

Например, спутников Лая, потом —

Сотоварищей Эдипа, далее — воинов

Этеокла или Полиника. Трагедия оказывалась

Составленной из нескольких

Эпизодов, которые порой обособлялись.

Одной из таких частей, и именно послед-

В. Головня

Глава III

Ней, была сатировская драма, то есть

Веселая драма мифологического содержания,

В которой хор обязательно состоял

Из сатиров. С течением времени

Установился обычай давать вместе четыре

Связанных одним сюжетом пьесы,

Одной из которых и была сатировская

Драма. Эти четыре пьесы составляли

Тетралогию.

Диалог в ранних трагедиях мог иметь

Различную форму. Он мог быть чисто

Лирическим и состоять из попеременного

Пения хора и актера. Чаще всего

Это был обмен жалобами, патетическими

Вопросами, стенаниями и криками

Скорби, из которых в дальнейшем возник

Коммос — плач классической трагедии.

Иногда же хор пел один, а актер

Пользовался речитативом, приближавшимся

Более или менее к декламации.

Или же, наконец, запевала-корифей

Выступал от имени хора, и тогда между

Ним и актером возникал настоящий

Диалог.

Различные усовершенствования, введенные

В трагедию, были связаны с деятельностью

Первых драматургов. Однако

По состоянию источников трудно

С полной достоверностью сказать, что

Именно внесено каждым из них, не говоря

Уж о том, что имена некоторых драматургов

Для нас утрачены.

Сами греки считали, что трагедия

Многим обязана Феспиду (другая русская

Форма — Теспис), родившемуся

В Аттике ок. 580 г. до н. э. Он выделил

Из хора особого исполнителя — актера,

получившего название «гипокркт»,



Просмотров 459

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!