Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Маски надо искать в связи драмы



С культом Диониса, то впоследствии

Употребление маски обусловливалось

Не только религиозными соображения-

Маски трагических актеров

Постановочная техника греческого театра ^ 57

Ми, но и самыми размерами греческого

Театра. Без маски зрители последних

Рядов едва ли смогли бы достаточно

Ясно видеть лица актеров.

Маски делались из дерева или из полотна.

В последнем случае полотно натягивалось

На каркас, покрывалось гипсом

И раскрашивалось. Маски закрывали

Не только лицо, но и всю голову,

Так что волосы прически были укреплены

На маске, к которой в случае надобности

Прикреплялась также и борода.

Трагическая маска снабжалась обычно

Бнкосом (выступом над лбом, удлиняющимся

Кверху), который увеличивал

Рост актера. Высота онкоса была раз-

Личиной, а на некоторых трагических

Масках его и совсем не было.

Существует громадное количество памятников,

Изображающих маски древнегреческого

театра: разрисованные ва-

Маски

Зы, статуэтки, барельефы, мозаика, резные

Камни и т. д. К сожалению, все они

Относятся не к V в. до н. э., а к более

Позднему времени, и на основании их

Нельзя получить полного представления

О развитии маски от Эсхила до-

Аристофана. Только на основании изучения

Истории греческой скульптуры

В V в. до н. э. можно составить приблизительное

Представление о масках

Этого периода.

Для каждой отдельной роли требовалась

И особая маска. Ио иногда актер,

Игравший одну и ту же роль, должен

Был менять маску, если по ходу пьесы

Надо было показать резко изменившееся

Лицо. Так, в конце трагедии Софокла

«Эдип-царь» Эдип появляется в новой

Маске с выколотыми глазами и окровавленным

Лицом. Вначале маски были

Очень простыми. Вплоть до 470 г.

Глава IV

До н. э. греческая пластика была бессильна

Оживить человеческое лицо изображением

Душевного состояния. Она

Знала только одно средство выражения.

Это — застывшая «архаическая» улыбка,

Почти гримаса, которая однообразно

Повторяется на всех лицах, даже на печальных.

Другая характерная черта

Скульптуры этого времени — полихромия,

То есть многоцветность, раскраска,

Применяемая к лицам совершенно

Условно. Таким образом, лица с застывшим

Выражением, ярко раскрашенные

В совершенно условный цвет — вот, без

Сомнений, общий вид наиболее древних

Трагических масок, которыми в 90-х

И 80-х гг. V в. до н. э. пользовался

И Эсхил. Но в связи с дальнейшими

Успехами пластики начинают изготовлять

Более естественные и художественно

Исполненные маски. Проходят два-

Три десятилетия, и скульпторы умеют

Уже изображать на лице различные

Чувства, например внимание или любопытство.

Но все же скульпторы остаются

Еще очень сдержанными в изображе-

Мы лучше осведомлены о том, какой

Костюм носили трагические актеры в более

Позднюю эпоху. Но относительно

Времени Эсхила, Софокла и Еврипида

Наши сведения крайне скудны, а о многом

Приходится говорить лишь предположительно.

В своих существенных чертах одежда

Трагических актеров была некоторым

Видоизменением пышного костюма, который

Носили жрецы Диониса во время

Исполнения ими религиозных церемоний.

Одна разрисованная ваза VI в.

нии страсти и боли: горизонтальная

Складка на лбу, несколько выступающие

Вперед губы, борозды, идущие вниз

От носа к губам,— вот немногочисленные

,художественные приемы, которыми

Пользуются, чтобы несколько изменить

Спокойствие линий. Именно так мы

Должны, по всей вероятности, представлять

себе маски в «Орестее» Эсхила

(458 г. до н. э.)

О масках еще более позднего времени,

Когда создавал свои произведения

Фидий, дают представления идеальные

Человеческие фигуры, изображенные на

Фронтонах Парфенона. У Фидия есть

Какая-то общая безмятежность лиц. Таков

был эстетический идеал эпохи:

Экспрессия и патетика приносились

в жертву чистоте линий. «Губы, полуоткрытые

Как раз настолько, чтобы

Дать выход голосу, одна или две складки

На лбу и между бровями, несколько

Мазков кисти, чтобы оттенить выпуклость

Форм,— вот основные черты, даваемых

В масках Софокла и Еврипида

для передачи душевных аффектов» х.

До н. э., хранящаяся ныне в музее

Бонна, показывает Диониса, одетого

В такой же костюм, какой будут носить

В последующее время актеры в трагедиях

Эсхила. Характерные черты, которыми

Этот костюм отличался от обыденного,

следующие: 1) вместо простых



Просмотров 526

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!