Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Носили соответствующие костюмы и ма- спине своего сотоварища, который носки,
Которые ведут свое происхождение сит конскую маску и, кроме того, имеет От костюмов и масок, употреблявшихся хвост. Хоревт-конь наклонился вперед Участниками комоса (веселое пьяное и опирается руками на колена, чтобы шествие — не путать с коммосом!) на лучше держать на спине хоревта-всад- Сельских празднествах в честь Диони- ника. ГЛАВА v ЗДАНИЕ И ЗРИТЕЛИ ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Устройство греческого театра. Театр в Эпидавре. Театральные декорации. Театральные машины. Зрители УСТРОЙСТВО ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Ранее указывалось, что уже в древнейшее Время в Греции исполнялись Хоровые песни и пляски на праздниках В честь богов и особенно на праздниках В честь Диониса. Для таких празднеств Была необходима круглая танцевальная Площадка. На ней давались и примитивные Сценические представления. Такая площадка называлась «орхестрой» (от глагола dp%£0|bica «танцую»). Сначала Вокруг этой танцевальной площадки Располагались и зрители. Но постепенно Праздники становились все более Блестящими, все более увеличивалось И количество зрителей на них. Поэтому Для публики стали устраивать особые Места, преимущественно на склонах гор Или холмов. Так, в Афинах склоны Ареопага и Акрополя сами по себе Представляли удобные места для зрителей. Вначале места устраивались Только для должностных лиц и жрецов, Но потом начали сооружать их и для Остальных зрителей. Эти места шли Дугообразно, замыкая орхестру. Зрительные Места назывались у греков 'Oeaxpov—«тёатрон»(от глагола Oeaofiai— «смотрю»). Только позже слово «театр» Стало обозначать все театральное здание. В середине орхестры стоял алтарь Диониса (фимёла) для жертвоприношений Перед началом состязаний. На ступенях Алтаря — вероятно, уже с древнейших Времен — было место флейтиста, который Аккомпанировал пению или танцам хора. Когда же из хора выделился актер, Он тоже выступал или на ступеньке Алтаря, или у его подножия. Незначительной Разницы в высоте между поверхностью Орхестры и подножием алтаря было достаточно, чтобы выделить^актера Из окружающего его хора и сделать Его заметным для зрителей. В VI в. до н. э. театральное здание Имело, таким образом, еще очень простой Вид. Но в V в. оно начинает очень Сильно усложняться. В это время драма Достигает высшего расцвета, праздники Становятся все более пышными И иногда собирают в городах десятки Тысяч зрителей. Надо было подумать О помещении более просторном и более Прочном. Поэтому теперь, устраивая Возвышения для мест, стали употреблять Там, где это требуется, землю И камень, но самые сиденья оставались Еще деревянными. В V в. до н. э., насколько Можно судить по раскопкам, Не было еще ни одного театра с каменными Сиденьями. Орхестра остается И в это время почти неизменной, но К ней присоединяется особое сооружение, известное под названием «скены». Что в переводе на русский язык обозна- Щ Глава V \ I i l l i 1 i i План театра Диониса в Афинах (по Дёрпфельду) Здание и зрители греческого театра 65 чает «шалаш» или «палатка». Скена Находится вне круга орхестры, а позже — на ее касательной. Введение скены В первой половине V в. приписывается Эсхилу. Надо думать, что сооружение Скены претерпевало изменения. Вначале это была, вероятно, просто Палатка, где переодевались и меняли Маски актеры. Но потом для этой цели Стали использовать временное деревянное Строение, ломая его всякий раз пос::с окончания состязаний. Еще позже Начали воздвигать постоянное сооружение, В котором изменяли только В соответствии с требованиями пьесы переднюю стену. В связи с введением В V в. до н. э. театральных машин стало Необходимо согласовывать постройку Скены с акустическими требованиями — Менять ее размеры и положение по отношению К орхестре. Передняя стена Скены начинает теперь играть большую ч роль в оформлении спектакля. В трагедии Она изображает фасад дворца Или храма, палатку вождя и т. п., В комедии обычно частные жилища, А иногда при пародировании трагедии Также жилища богов и героев. Если Раньше действие развивалось перед алтарем Или в священной ограде храма, То теперь благодаря сооружению скены И введению расписных декораций (что Приписывали Софоклу) действие происходило Как бы на площади перед дворцом, Храмом и т. п. Декорация скены Могла иметь вид колоннады, обозначающей Вход во дворец или портик
|