Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



На 458 г. до н. э., год постановки



«Орестеи» Эсхила.

Из комедий Аристофана «Ахарняне»

(ст. 408) и «Женщины на празднике

Фесмофорий» (ст. 96 и 265), ъ которых

Он осмеивает Еврипида и пародирует

Его трагедии, мы узнаем, что Еврипид

Охотно пользовался эккиклемой для

Показа внутренности здания. И надо

Прямо сказать, что для театра на открытом

Воздухе с амфитеатром, охватывающим

Более половины окружности орхестры,

Невозможно было бы иначе показать

То, что происходит или произошло

Внутри помещений. Некоторые исследователи

Считают, что существовали

Большие эккиклемы, которые могли показывать

Целые сцены с большим числом

Участников. Однако убедительных доказательств

В пользу этого утверждения

Пока нет. Этот вопрос будет освещен

Дальше, при анализе отдельных

Пьес.

Есть все основания думать, что к концу

V в. до н. э. эккиклема в трагедии

Вышла из употребления. Очевидно, с ростом

Реалистических тенденций в театре

Она должна была представляться зрителям

Конца V в. очень наивным и примитивным

Способом показа событий,

Происшедших за сценой.

Эбрема. Другой машиной, которая

Часто употреблялась в греческом

Театре, была эорема, то есть подъемник.

Иногда ее называли просто «машиной»

(пю-гречески «механэ»). Она служила

Для того, чтобы показать богов или

Героев находящимися неподвижно

В воздухе или спускающимися с неба

На землю или же, наконец, поднимающимися

На небо. Другое название для

этой машины было —«журавль», что

Позволяет нам восстановить в общих

чертах ее устройство. «Журавль»— это

Деревянный наклоненный ствол, в какой-

То степени напоминающий длинную

Журавлиную шею (ср. русское название

Шеста у колодца для подъема воды

«журавль»).

Другие части эоремы состояли из

Подъемного ворота, канатов, скользящих

На блоке, прикрепленных к верхушке

Наклонного рычага, с крюками

На концах для подвешивания поднимающихся

Предметов или действующих

Лиц. Это приспособление имело разную

Форму в зависимости от требований

Драмы — летающих колесниц, крылатых

Лошадей и т. п. Иногда же привешивали

«летающего по воздуху» актера

Прямо к крюку за ремни пояса.

Эорема поднимала не более трех лиц.

Самый корпус этой подъемной машины

Был расположен в верхнем этаже ске-

Ны — за стеной, образующей фон. Рычаг

И прикрепленный к нему блок,

Скрытые от глаз благодаря выступу

Крыши, проходили через отверстие

В этой стене. Возможно, что Эсхил знал

Уже эорему, хотя и нельзя утверждать

Этого с полной достоверностью. Софокл

Употребляет ее в одной из дошедших

до нас трагедий —«Филоктете». В конце

Этой пьесы показывается появление

В воздухе Геракла, взятого, согласно

Здание и зрители греческого театра 73

Схема театральных машин

Греческого театра

Мифу, после своей смерти богами на небо.

У Еврипида больше половины пьес

Оканчиваются появлением бога па подъемной

Машине. Отсюда в древности

Появилось даже особое выражение для

Обозначения таких неожиданных развязок

—«бог на машине» (более известен

вариант «бог из машины»). С полной

Уверенностью можно говорить о

Применении механэ в трагедии Еврипида

«Беллерофонт» (426). В этой

Пьесе, от которой до нас дошли лишь

Фрагменты, ее герой Беллерофонт поднимался

На небо на крылатом коне Пегасе.

В комедии Аристофана «Мир» пародируется

этот полет Беллерофонта: земледелец

Тригей (ст. 174) поднимается

На небо на навозном жуке, причем

В ужасе умоляет театрального машиниста

Не уронить его на землю. В другой

комедии Аристофана —«Женщины

на празднике Фесмофорий», в которой

Есть пародия на недошедшую до нас

трагедию Еврипида «Андромеда», появляется

На эореме сам Еврипид (ст. 1098

И следующие). Как Беллерофонт, так

и герой «Андромеды» Персей упоминаются

У лексикографа Полидевка.

Глава V

Машина для «полетов»— эорема

Он сообщает (кн. IV, 128), что оба

Эти персонажа пользуются машиной

Для полетов. Это позволяет сделать

•бесспорный вывод, что некоторые

Из театральных приспособлений, упоминаемых

Полидевком, могут относиться

К V в. до н. э. Сам Полидевк, как

Уже было сказано, писал во II в. н. э.

На одной апулийской вазе, хранящейся

В Метрополитен-музее в Нью-

Йорке, изображено, как Смерть и Сон

Несут по воздуху тело союзника троянцев

Сарпедона, погибшего под Троей.

Мать Сарпедона, Европу, в театральном

Костюме мы видим под портиком. Ее

Окружают слуги. Все они смотрят на

Возносящуюся вверх группу.

Иногда по ходу пьесы следовало показать



Просмотров 455

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!